Управление познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время
Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
30.05.2017
Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка младшего школьного возраста самостоятельно производить простые логические действия ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной.
Управление познавательной и творческой
деятельности учащихся на уроках и во
внеурочное время
. : Выполнила Трясунова Н.М.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 5»
Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи
сказал: “Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у
наших детей завтра». Поэтому, перед каждым педагогом встают очень серьёзные задачи
на современном этапе. В настоящее время образование строится на компетентностной
основе, на помощь пришли новые технологии информационнокоммуникационные.
Именно эти технологии предлагаются в качестве ведущих и основных, способствующих
развитию познавательного интереса учащихся, так как позволяют дополнить существующие
учебники новым, живым, интересным для учащихся материалом. Современной российской
школе необходимы яркие новаторские идеи и педагоги. «Интернет пришел в школы
России. А ведь именно информационнокоммуникационные технологии при правильном и
рациональном их применении на уроках будут способствовать воспитанию не только
функциональной грамотности учащегося, но формировать учебные, познавательные,
мобильные качества человека, умеющего и способного жить и адаптироваться в реальном
времени и жизни.
Необходимо, чтобы каждый преподаватель понял простую мысль: компьютер в
учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя,
а средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его
обучающей деятельности.
Именно обучение с применением информационно
коммуникационных технологий способствует развитию познавательного интереса
учащихся
Поэтому, учителю необходимо систематически использовать информационно
коммуникационные технологии на уроках и внеурочное время.
Компьютер стал важным элементом предметной среды. Современное обучение –
процесс, который происходит в неопределенной, постоянно меняющейся среде. Учение
поддерживается извне и предполагает активное использование информационных
источников. В моей методической копилке содержится богатый материал презентаций,
обучающих программ, электронных тестов, который я использую на уроке, рекомендую
учащимся для индивидуальной работы. Отношения с учениками строятся на принципах
сотрудничества и совместного творчества.
увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся;
отход от традиционного урока с преобладанием объяснительноиллюстративного
метода обучения;
увеличение объема практических и творческих работ поискового и
исследовательского характера;
Известно, что почти каждый учитель использует на своих уроках интерактивные
презентации и видеосюжеты. Наглядность, подготовленная на электронных носителях
(таблицы, схемы, видеоролики), помогает сделать урок более насыщенным и интересным.
Презентации – это иллюстративный ряд к уроку, поэтому, они повышают интерес к
предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок не только
воспринимает информацию, но и быстрее запоминает, когда видит на экране.
Интерактивная доска позволяет осуществлять: активное комментирование
материала, выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством
электронных маркеров.
Нам, педагогам, просто необходимо идти вперед, осваивать новые технологии,
взаимодействовать в сетевых педагогических сообществах, где учителяпредметники
осваивают новые обучающие среды, механизмы создания таких сред и осознают,
воспринимают, педагогическую целесообразность, возможности для обучения, делятся
опытом работы. “Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у
наших детей завтра».
Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма
самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое
отношение к миру.
Ребенок , как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые
полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему
не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает
практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к
созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности.
Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих
способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь
педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для
самореализации.
Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные
педагогические приемы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и
специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета.
Условия максимального проявления творческих способностей учащихся
предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой, интеллектуальной
сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления
Созданию творческой атмосферы на уроке помогают специальные педагогические
приемы.
Важным приемом творческой деятельности является чувство удивления, новизны,
а также готовность принять нестандартное решение. Вот почему специальные уроки
творчества лучше начинать с чегото необычного для учащихся, например, с
предложения ответить на вопрос: «Что можно сделать необычного с обыкновенным
… кирпичом?» Варианты будут разнообразные, но прежде всего, ценятся те, которые
предлагают использовать кирпич нестандартно (украшение для газона, кукольная
мебель, инструмент для колки орехов, пудра и т.д.) Приемы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение,
используются в технике ТРИЗ (теоретическое решение изобретательских задач). В
качестве творческого тренинга можно предложить школьникам такую задачу.
Называются три слова: красный, круглый, кислый. За пять минут нужно придумать
не менее пяти предметов и явлений, которым были бы свойственны все три эти
определения. Как правило, сначала называют ягоды: калина, смородина, рябина и
т.д., затем соленые помидоры, скисшее варенье. Здесь важно уловить момент и
подсказать еще одно направление поиска:
– А почему никто не назвал красный мяч?
– Но он же не кислый.
– А кто помешает вам облить его лимонным соком?
И тогда начинается новый ряд: незрелое яблоко, покрытое красной акварелью;
круглый кусок кирпича, вымоченный в уксусе и т.п.
В ходе работы учитель может сделать вывод о преобладании в классе того или
иного уровня творческого воображения: начальный (учащиеся называют готовые,
существующие в природе предметы), средний (предлагают предметы и явления,
подвергшиеся воздействию человека) и высокий (он основан на образном восприятии
и максимально отражает личное отношение человека к называемому явлению).
Поначалу работа на высоком уровне дается учащимся с трудом. При
сопоставлении определений круглый, красный, кислый возникает образ человека после
бани: распаренного, «раскисшего», или грустное лицо индейца.
Нужно подчеркнуть, что высокий уровень творческого воображения отличается
тем, что здесь не просто называется какоелибо явление, но и выражаются чувства
самого говорящего.
Умение решать творческую задачу в условиях ограничений формирует и
следующее задание: предлагается три любых слова, за 7 минут нужно составить не
менее 9 предложений, в каждом из которых будут обязательно употреблены все эти
три слова. Наборы слов самые непредсказуемые: вагон, Австралия, облако. Учащиеся
достаточно быстро исчерпывают возможности начального и среднего уровней и
поневоле начинают использовать третий, образный уровень: тогдато и случается, что
вагон влюбляется в Австралию и мечтает об облаке, на котором он долетит до
предмета своей мечты.
Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на
обыкновенные вещи под новым, непривычным углом зрения.
Поэтому необходимо выделять время на «минуты фантазии» на уроках или на
специальные уроки творчества. Результаты детского творчества будут самыми
разными: сочинения, стихи, рисунки.
Возможно, в практике других учителей найдутся и более интересные формы
работы. Однако названные приемы направлены не только на активизацию творческих
процессов, но и на стимулирование потребности в творческом самопроявлении у
всех учащихся.
Существует бесконечное множество приемов развития творческих способностей
учащихся на уроках и во внеурочное время:
составление и разгадывание кроссвордов и ребусов;
решение творческих задач в условиях ограничений;
работа в жанре эссе и др.
Учителя, работающие над развитием творческих способностей учащихся на уроках и
во внеурочное время должны помнить: Надо быть терпеливым. Не ждите «быстрых» результатов, они обязательно будут,
но не торопите события.
Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ – дело
очень деликатное.
Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на
творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и
«остальных».
И самое главное – творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и
педагога без творческих порывов
Управление познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время
Управление познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время
Управление познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время
Управление познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.