УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
администрации
Взрослым
03.04.2017
Современная социокультурная ситуация в российском обществе, актуализировавшая процесс гуманизации системы среднего профессионального образования, выдвигает в качестве общественно значимой и требующей безотлагательного решения проблему становления духовно-нравственных ценностей студентов. Проблемы, связанные с человеческими ценностями, которые играют большую роль в развитии человека и общества, выступая интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для человечества в целом, ученые относят к числу важнейших научных философских, психологических, педагогических проблем.
статья Пуль Т.С..docx
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО
НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Пуль Татьяна Сергеевна
магистр 1 курса, кафедра профессионального обучения и социально
педагогических дисциплин,
ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ,
РФ, г. Белгород
Email: lady.pul2014@yandex.ru
Никулина Наталья Николаевна
научный руководитель, к.п.н.,
доцент кафедры профессионального обучения и социально педагогических
дисциплин
ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ,
РФ, г. Белгород
Современная социокультурная ситуация в российском обществе,
среднего
актуализировавшая
профессионального образования, выдвигает в качестве общественно значимой
гуманизации
процесс
системы
и требующей безотлагательного решения проблему становления духовно
нравственных ценностей студентов. Проблемы, связанные с человеческими
ценностями, которые играют большую роль в развитии человека и общества,
выступая интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и
для человечества в целом, ученые относят к числу важнейших научных
философских, психологических, педагогических проблем.
Многие ученые, как у нас, так и за рубежом, пришли к выводу, что
воспитание особая сфера и не может рассматриваться в качестве
дополнения к обучению и образованию. Задачи обучения и образования не
могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В
этой связи современные профессиональные образовательные учреждения
рассматриваются как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической
системы.
По мнению Л.И. Новикова, воспитательная система это целостный
социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия
основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы
отношения) и обладающий такими интегративными
деятельности,
характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
Целесообразность управления процессом формирования духовно
нравственных ценностей в учреждениях среднего профессионального
образования обусловлена следующими факторами:
1. Интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности,
укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого,
содержательного,
результативного);
организационнодеятельностного,
оценочно
2. Расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения
в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды;
3. Экономией времени и сил педагогического коллектива, поскольку
преемственность и диалектичность в содержании, методах осуществления
воспитания обеспечивают достижение поставленных воспитательных задач;
4. Созданием условий для самореализации и самоутверждения личности
студентов, что способствует их творческому самовыражению и росту,
проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и
межличностных отношений в коллективе [1, c. 58].
В системе управления процессом формирования духовнонравственных
ценностей студентов выделяется структура,
целенаправленность, организацию и содержание.
обеспечивающая её
Методический Совет определяет концепцию и программу развития
воспитания, направленность ценностных основ их реализации, формирование
целостного воспитательного пространства коллектива, методы и формы взаимодействия преподавателей и студентов, поддержку и развитие учебно
творческих и научноисследовательских инициатив, новаторских идей в
области воспитания коллектива.
Органы студенческого самоуправления изучают мнение и собирают
предложения студентов по улучшению организации образовательного
процесса, участвуют в реализации мероприятий внеучебной деятельности.
Формы организации внеучебной воспитательной работы:
• коллективные трудовые дела праздники,
вечера, утренники конференции, собрания,
диспуты
• фестивали,
олимпиады смотры художе
ственного творчества выставки
• спортивные, военноспортивные, трудо
вые соревнования и турниры
• походы, экспедиции
ГРУППОВЫЕ
МАССОВЫЕ
• трудовые объединения
• художественнотворческие объединения
• клубы по интересам, предметные кружки
• детские и юношеские
объединения и организации
• научные общества
общественные
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
помощь в разработке и реализации инди
программы самовоспитания
•
видуальной
помощь в планировании и выполнении ор
ганизаторской деятельности
индивидуальная научнопознавательная,
•
творческая и трудовая деятельность
•
общественные поручения
Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения,
так и для воспитания:
двусторонность взаимодействия педагога и ученика; направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие
личности;
единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;
взаимосвязь всех структурных элементов:
целисодержания
образования и средств достижения образовательных задач — результата
образования;
реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.
Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие
человека — это результат реализации всех функций образовательного
процесса в их единстве [2;67].
Управление процессом формирования духовнонравственных ценностей
в среднем профессиональном образовательном учреждении осуществляет
заместитель директора по учебновоспитательной работе. Основными
направлениями деятельности являются:
формирование основных направлений воспитания студентов,
разработка программы и планов воспитания с учётом сформированных
направлений воспитания методическим и педагогическим Советами, а также
мнения органов студенческого самоуправления;
определение целей и задач воспитания студентов, изучение и анализ
информационных материалов о студентахпервокурсниках (результаты анализ
результатов первичного анкетирования и индивидуальных бесед с
первокурсниками), формирование на этой основе студенческих групп,
ознакомление студентов с Уставом, структурой, историей и традициями
учреждения, с правами и обязанностями студентов, правилами поведения;
изучение федеральных государственных образовательных стандартов,
учебных планов с целью выявления их воспитательного потенциала и
возможностей использования в воспитательной деятельности; участие в разработке и проведении различного уровня мероприятий,
конференций, конкурсов.
Заместитель директора по учебновоспитательной работе осуществляет
непосредственное руководство воспитательной работы кураторов групп.
Важнейшее значение учебновоспитательной работы имеет институт
кураторов в учебных группах. Руководство куратора способствует адаптации
студентов к условиям обучения в техникуме, включение в учебный процесс,
правовому воспитанию, духовнонравственному и профессиональному
становлению личности. В процессе воспитательной работы куратор должен
опираться на следующие положения:
профессиональную направленность обучения и воспитания; духовно
нравственную и культурнотворческую направленность; индивидуальный
подход, демократический и гуманистический стиль общения.
Исходя из названных принципов, определяется содержание и
обязанности куратора:
изучение и анализ социологических и психологических данных о
студентах;
определение уровня воспитанности, способности и индивидуальных
особенностей (коммуникативных, характера, здоровья и т.д.);
планирование программы воспитательных мероприятий,
формирование организаторских умений и навыков студентов;
проведение выборов старосты учебной группы, а также
представителей студенческого коллектива в органы студенческого
самоуправления, спортивные, научноисследовательские, творческие и другие
общественные организации;
изучение и анализ социальнопсихологического климата в
студенческой группе;
создание условий для развития взаимопомощи и сотрудничества в
учебной группе; решение задач в воспитательной сфере (работа в группе, на курсе, в
студенческих общежитиях и др.) [3;312].
Воспитание процесс непрерывного творческого поиска. Сегодня
воспитание может и должно быть понято не как одновременная передача
опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и
сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и
внеучебной деятельности. Одним из наиболее важных субъектов воспитания,
оказывающих на студенческую молодежь опосредованное влияние, является
вся атмосфера учреждения, поэтому воспитательная среда
формируется силами всех сотрудников учебного заведения.
Список литературы:
1. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования:
Уч. пос. для студ. высш. пед. уч. заведений. 2е изд., испр. и доп. / Н.А.
Морева. М. «Academia», 2001. – 125 с.
2. Никулина Н.Н.
Общая и профессиональная педагогика: учебно
методическое пособие для студентов по направлению подготовки
051000.62 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» –
Белгород: Издво БелГСХА, 2014. – 113 с.
3. Шмырева Н.А. Педагогические системы: научные основы, управление,
перспективы развития / Н.А. Шмырева. М. «Прометей», 2005. 572 с.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.