Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №37 «Колокольчик»
Консультация для родителей
(чем полезным занять ребёнка в период самоизоляции)
Подготовила:
Учитель-логопед
Т. Г. Гордеева
г. Сургут, 2020г.
Уважаемые родители, в это непростое время, когда все соблюдают режим самоизоляции и находятся дома, Вашим детям, надо чем-то занять себя - мультфильмы и компьютерные игры - это конечно хорошо. Но, не забывайте, что на Вас возложена ответственная миссия, сохранить и развить навыки и умения, сформированные учителем-логопедом.
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многообразием языковых средств.
Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляют важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Дети подсознательно учатся думать – в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений. Рассмотрим некоторые из них.
Игра «Увеличение – уменьшение».
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? (например: – Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето. – Хотела бы увеличить выходные).
Если ребенку трудно дается самостоятельное воображение, предложите пофантазировать вместе, задайте ему вспомогательные вопросы.
Игра «Оживи предмет».
Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
– В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? – О чем думает ваша обувь?
Игра «Измени характер персонажа».
Прочитайте ребенку сказку, лучше начинать со сказок о животных. Выберите с ребенком одного персонажа из сказки, у которого вы измените характер. Обратите внимание ребенка на то, что изменение характера одного персонажа изменит привычные отношения между героями сказки.
Игра «Зоопарк».
Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу.
Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:
1. Внешний вид.
2. Где живет?
3. Чем питается?
Игра «Опиши ситуацию».
Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.
Игра «Придумай продолжение».
Прочтите детям начало сказки и попросите их придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.
Игра «Как мне повезло».
Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.
Ÿ «Как мне повезло, – говорит подсолнух, – я похож на солнце».
Ÿ «Как мне повезло, – говорит картошка, – я кормлю людей».
Ÿ «Как мне повезло, – говорит береза, – из меня делают ароматные веники».
Игра «Автобиография».
Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путем наводящих вопросов выясните, о ком или о чем идет речь.
«Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе…» (Лампочка.)
Игра «Веселые рифмы». Подберите к словам рифмы.
Свечка – … (печка); трубы – … (губы); ракетка – … (пипетка); сапоги – … (пироги) и т. д.
УПРАЖНЕНИЯ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Дайте ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным, и тогда у него появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться в жизни, самое главное – во время игры отмечайте все достижения малыша и не акцентируйте недостатки, хвалите за успехи и не ругайте за ошибки. Выложи сам
В этой игре ребенок научится анализировать форму предметов. Дайте ему контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Например, собаку можно сложить вот так:
Сделайте игру подходящей по сложности для вашего ребенка. Если на контуре-образце внутренними линиями показать, как составлять картинку, решить задачу будет намного легче.
Если сделать образец не в натуральную величину (по размеру фигур), а мельче, задача усложнится. Ее сложность зависит и от того, какое количество фигур дают ребенку: если их больше, чем необходимо, ему придется отбирать нужные.
Вот примерные изображения предметов, которые можно складывать из геометрических фигур:
Игра пройдет интереснее, если в ней будут участвовать несколько человек. Образцы можно расположить на листе картона по кругу, в центре которого на стержне укреплена вращающаяся стрелка. Один из участников игры будет крутить стрелку, другой – выкладывать изображение, на которое она указала. Хорошему игроку можно дать новое задание – придумать, как выложить какой-нибудь предмет.
Предложите ребенку сделать коврик, украшенный геометрическим орнаментом. Кукла объяснит, какой коврик она хотела бы получить. Например: «В середине большой круг, сверху 4 квадрата, снизу 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника». Коврик можно делать из обычного листа бумаги, а фигуры либо рисовать, либо чертить по лекалу, которое вы купите или сами сделаете для ребенка, прорезав в толстом картоне отверстия разных форм.
Конечно, сначала ребенку сложно будет в точности выполнить заказ куклы. Предложите малышу повторить ее просьбу и по мере надобности напоминайте, что делать дальше. Но все же стремитесь, чтобы ребенок сам запоминал последовательность действий и выполнял заказ куклы максимально точно. Пусть он привыкнет к такому порядку: сначала следует заполнить середину, затем – верх, низ, левую и, наконец, правую сторону. Начертив фигуры, можно их раскрасить – конечно, сначала выслушав и запомнив, какого цвета какие фигуры хотела бы видеть кукла. Магазин ковров
Если ребенок уже сделал несколько ковриков, можно организовать эту игру. Ковры будут продаваться, а ребенок должен выбрать и купить для куклы тот, какой она попросит (описание может быть таким же, как в предыдущей игре). После этого ребенок, глядя на продающиеся ковры, объяснит кукле, какой ему нравится больше всего (надо добиваться последовательного описания и правильного употребления слов в середине, сверху, снизу, слева, справа). Кукла купит для него этот ковер. Ковры в магазине могут выглядеть, например, так:
Объясните ребенку, кто такой архитектор и почему вначале нужно нарисовать будущую постройку и только потом ее можно строить. Пусть задачей архитектора будет строительство лестницы. Материал для нее нужно подготовить заранее. Это 10 картонных полосок-ступенек длиной от 2 до 20 см (разница между ними – 2 см). Каждая полоска выкрашена в свой цвет, лежат они не по порядку. Предложите ребенку, не трогая полосок, нарисовать лестницу: все ступеньки должны располагаться по порядку, начиная от самой маленькой и кончая самой большой. Пусть каждую ступеньку малыш обозначит своим цветом. После этого предложите ему взять полоски и построить лестницу точно по проекту. Если ребенок допустил ошибки в рисунке, они станут явными – теперь можно их исправить.
Что такой длины? Ширины? Высоты?
Эта игра научит дошкольника обращать внимание не только на общую величину предмета, но и на отдельные ее параметры – длину, ширину, высоту. Вы загадываете какой-нибудь предмет (например, стол) и делаете узкую бумажную полоску, равную его длине. Чтобы отгадать загаданное, ребенку надо будет сравнить длину разных предметов, находящихся в комнате, с этой полоской. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его ширину. Следите, чтобы ребенок измерял именно тот параметр величины, который вы задали. Играя, можно меняться ролями – тогда загадывать будете по очереди вы и ваш ребенок.
Смешивая краски во время рисования, можно получать различные оттенки цветов. Лучше всего пользоваться при этом гуашью. Ребенок может изобразить, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре (или на заменяющем ее блюдечке), постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Чем больше получится оттенков, тем лучше. Главное – добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Затем можно переходить к другим заданиям на получение оттенков, различающихся уже не по светлоте, а по цветовому тону. Предложите ребенку нарисовать, как заходит солнце (переход от оранжевого к красному цвету), как желтеют листья осенью (переход от зеленого к желтому).
В этой игре от ребенка потребуется умение представлять предметы по их словесному описанию и самому давать описания разных предметов. Спрячьте какую-нибудь игрушку и опишите ребенку ее внешний вид, например: «Желтого цвета, туловище круглое, голова круглая, клюв острый»
(цыпленок). Если ребенок догадается, вы отдаете ему спрятанный предмет.
Следующим прятать и описывать предмет будет ребенок. Игру можно разнообразить, пряча предметы в «чудесный мешочек» и предлагая ребенку, после того как он отгадает, найти загаданный предмет на ощупь.
.
Где ошибся Буратино?
Перед началом игры вы говорите ребенку: «Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узор и сказала ему: «Нарисуй точно такой же». А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно. Найди, где у Буратино ошибки, и помоги ему их исправить».
Вы даете ребенку лист бумаги с заранее заготовленными узорами.
Верхний узор – рисунок Мальвины, а нижний – Буратино.
Пары картинок
Подберите 7–8 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Например, картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса, а изображение дома – рядом с изображением окна. В принципе возможны любые взаимосвязи предметов.
Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1–2 минуты уберите картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.
Если малыш затрудняется установить смысловые связи между картинками, помогите ему на 1–2 примерах. Игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество пар картинок, сокращая время их рассматривания или отдаляя связи между ними (например, если сначала для запоминания картинки с изображением девочки предлагалась картинка с бантиком, то затем для запоминания этой же картинки можно предложить картинку с изображением леса). Так постепенно ребенок будет учиться устанавливать все более сложные смысловые связи и таким образом развивать свою память.
Это вариант игры «Пары картинок». Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5–6), предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете такие пары: кошка – молоко, мальчик – машина, стол – пирог и т. п. – и просите ребенка запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
Вы читаете ребенку сказку или рассказ (для начала лучше небольшой, состоящий из 4–5 основных эпизодов), затем предлагаете ему пересказать текст. Это довольно сложно: практически у всех детей связный пересказ услышанного вызывает трудности. Успокойте малыша, если у него ничего не получилось, и предложите ему записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. А записывать сказку не обязательно буквами, которые ребенок еще не знает. Сделать это можно и с помощью картинок.
Вы берете приготовленные заранее лист бумаги и карандаш и рисуете квадратик (рамочку). Вместе с ребенком вспоминаете, о чем говорится в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадратерамке вы схематично рисуете девочку около домика и говорите ребенку, что так можно записать начало сказки.
Затем вы рисуете еще одну квадратную рамку, рядом с первой (можно первую рамку со второй соединить стрелкой), и говорите, что в этом квадратике надо записать то, что было дальше. Помогите ребенку выделить следующий эпизод и изобразите его в рамке с помощью 2–3 условных обозначений. Аналогично следует изобразить остальные эпизоды сказки или рассказа. Запись может выглядеть примерно так:
Теперь пусть ребенок попробует, пользуясь записью, пересказать услышанное. Это задание не вызовет у него затруднений. Так вы можете записать несколько рассказов или сказок (для начала лучше их сочинить самим, чтобы сюжет был достаточно ясен и прост). В дальнейшем такие записи может делать и ребенок, сначала с вашей помощью, а затем самостоятельно.
Игра способствует развитию мышления и пространственной ориентировки. Предварительно ребенок должен познакомиться с дорожными знаками. Их изображение можно взять из правил дорожного движения или книжек для детей. Не следует брать сразу большое количество знаков. Так, если вы будете проводить игру в предложенном варианте, достаточно будет познакомить ребенка с такими знаками:
Движение прямо Движение прямо
или налево
Движение направо Автозаправочная
станция
Техническое
Движение налево обслуживание
автомобилей
Движение прямо Пункт или направо медицинской
помощи
Показывая ребенку эти изображения, можно дать следующие пояснения: «Это знаки для водителей. Некоторые из них показывают шоферу, куда можно ехать, а куда нельзя. Все водители должны обязательно подчиняться дорожным знакам. Например, белые стрелки в синих кругах показывают, что ехать можно только прямо или в ту сторону (правую или левую), куда показывает стрелка. Есть знаки, разрешающие движение прямо и в одну из сторон (правую или левую), куда отходит маленькая стрелка. Туда, куда стрелка не показывает, ехать нельзя. Другие знаки сообщают шоферу о том, в каком месте находится бензоколонка, где можно взять бензин, мастерская, где ремонтируют машины, и больница или поликлиника».
Заранее подготовьте несколько вариантов несложных игровых полей. Каждое игровое поле – это рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Знаки лучше вырезать из бумаги и помещать в нужных местах. Это дает возможность менять дорожную ситуацию.
Первое игровое поле может, например, выглядеть так:
Дальнейшие варианты можно придумать самим.
Теперь можно начинать игру. Вы кладете перед ребенком игровое поле и говорите: «Ты шофер автомобиля, тебе нужно отвезти зайчика в больницу, набрать бензин и починить машину. Внизу рисунок машины обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушить правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».
Если игровое поле достаточно крупное, водитель может отправляться в путь, прокатывая по улицам игрушечную машину. Если оно маленькое, достаточно показать путь карандашом. В данном случае правильное решение будет таким: из гаража машина отправляется на бензоколонку, потом в поликлинику и возвращается в гараж.
Собери пирамидку Эта игра развивает образные представления ребенка. Казалось, вы уже давно распростились с этой игрушкой и, может быть, выбросили ее как ненужную. Тогда придется купить заново обычную большую пирамидку, состоящую из 8 колец разного размера, основания и верхушки. Кроме того, вам потребуется приготовить 5–7 карточек (из картона или плотной бумаги) со схематическими рисунками разных, на первый взгляд, непривычных, вариантов собранной пирамидки. Рисунки могут быть такими:
Пусть ребенок разберет свою пирамидку и сложит ее по одному из этих рисунков. Если он затрудняется, помогите ему.
«Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией, и им пользовались в древних странах – в Египте и Ассирии, Японии и Китае. Хочешь, и мы с тобой поиграем в нарисованные истории?» – говорите вы ребенку. Объясните ему, что рисунки должны быть совсем простыми и в то же время понятными. Только тогда они станут «говорящими». Попробуйте нарисовать начало одной из историй, допустим, такой: Красная Шапочка пошла в лес и встретила волка.
Как видите, запись предельно схематична, но полностью отражает все, что произошло. Придумайте сами, как можно нарисовать историю про Буратино или Дюймовочку, попробуйте сделать это вместе с ребенком. Надеемся, что вы освоите такое письмо и тогда можно будет загадывать друг другу нарисованные истории, чтобы один рисовал, а другой, «прочитав», мог рассказать ее содержание.
Для этой игры, развивающей логическое мышление, нужны изображения 6 зверей, различающихся по величине (например, слон, медведь, волк, заяц, еж и мышь). Сами рисунки должны быть одинакового размера. Кроме того, для зверей потребуются дома – 6 листов бумаги разной величины (например, квадраты, стороны которых равны 17, 15, 13, 11, 9 и 7 см). Разложите дома по порядку от большего к меньшему и предложите ребенку расселить зверей. Он догадается, что в самом большом доме будет жить слон, и положит его на соответствующий квадрат, в самом большом из оставшихся – медведь и т. д. После этого звери пойдут гулять (перемешайте картинки с их изображением и отложите в сторону). На прогулке зайчик вдруг вспомнит, что он забыл дома морковку. Задача ребенка – помочь зайчику найти свой дом. Если это не сразу получится, предложите ребенку проверить, где дом зайчика. Для этого всем зверям придется на время вернуться в свои дома. Конечно, с прогулки поодиночке могут возвращаться разные животные, причины для этого вы придумаете сами.
Эта словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу), а неправильно – очередь пропускается. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу», «Волк на дереве сидит», «В кастрюле чашка варится», «Кошка по крыше гуляет», «Собака по крыше гуляет», «Лодка по небу плывет», «Девочка рисует домик», «Домик рисует девочку» и т. п. Можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч, произнеся фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает. Игра пройдет веселее и интереснее, если ваши фразы и фразы ребенка будут разнообразными и, может быть, неожиданными. Ошибайтесь иногда – это только сделает игру веселее. Нарисуй и построй
Это конструктивная игра, развивающая пространственное воображение. Для нее нужны: настольный строительный набор, бумага в клетку, карандаш и линейка. Внимательно рассмотрите строительный набор, который вы купили ребенку, и отберите для начала игры те детали, размеры которых позволяют заменять одну другой или двумя другими. Вот так:
Поставьте эти детали на столе перед ребенком и попросите его сначала нарисовать то, что он будет строить. Удобнее всего рисовать на листе бумаги в клетку, на нем легче изобразить квадрат или прямоугольник. Покажите ребенку, как пользоваться линейкой, чтобы линия была ровная. Ваша просьба нарисовать то, что будешь строить, может оказаться достаточно трудной, малыш или не нарисует ничего, или нарисует одно, а построит другое. Тогда на помощь придет готовое схематическое изображение – рисунок какой-нибудь простой постройки в виде того же контура, в котором линиями отмечено, какие детали как укладывать. Вот пример такого рисункачертежа:
Объясните ребенку назначение рисунка-чертежа: это и нарисованный замысел, и план его построения. Сначала лучше предложить ребенку несколько готовых детализированных изображений постройки, пусть он подберет детали, которые на них указаны, и построит то, что нарисовано. Затем дайте ему контурные изображения тех же конструкций и скажите, что теперь он сам должен подумать и нарисовать внутри контура, как еще можно сделать такую постройку – из каких других деталей. Помогите ему в этом. Когда ребенок достаточно свободно будет располагать внутри предложенного вами контура детали в разных вариантах и комбинациях, можно переходить к самостоятельным творческим замыслам. Скажите малышу, что он не просто строитель, а архитектор и должен спроектировать то, что будет строить, то есть изобразить свой замысел на бумаге. И пусть он сам от начала и до конца нарисует свою будущую постройку (чтобы ему было легче, положите перед ним ограниченное количество деталей). Проверьте вместе правильность нарисованного и построенного, соответствие одного другому. Постепенно можно переходить к более сложным архитектурным сооружениям с бóльшим количеством деталей, но не торопитесь – эта игра до самой школы. Вот несколько готовых изображений построек, глядя на них, вы сможете придумать и нарисовать свои.
Что плавает, что тонет?
Игра на развитие любознательности, наблюдательности, логического мышления. Вряд ли ваш ребенок задумывался над тем, почему одни предметы удерживаются на поверхности воды, а другие тонут. Помогите ему провести эксперимент и самому догадаться о существующей закономерности. Для этого подберите предметы из металла и дерева: линейки, ложки, пуговицы, карандаши, гвозди и другие вещи из этих материалов, какие найдутся в доме. Предложите ребенку угадывать, что из них утонет, а что поплывет. (Предметы нужно предлагать в случайном порядке.) Свои предположения малыш проверит, бросая предметы в ванну или в таз с водой. Плавающие вещи пусть ребенок складывает на один табурет, а тонущие – на другой. Когда все предметы будут опробованы (а может быть, и раньше), малыш, наверное, догадается, что плавают деревянные, а тонут металлические вещи. Если ему это сразу не удастся,
«натолкните» его на правильный вывод.
Это логическая игра. Положите перед ребенком 4 картинки с изображениями предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Определив «лишнюю», то есть не подходящую к остальным, картинку, ребенок получит фишку. Наборы картинок могут быть самыми разными: стол, стул, кровать и чайник; лошадь, кошка, собака и щука; елка, береза, дуб и земляника; огурец, репа, морковь и заяц и т. п. Не удивляйтесь, если ваш ребенок не все задачи решит правильно, постарайтесь выслушать и понять его обоснования. Вполне возможно, что малыш не догадается убрать зайца и оставить вместо огурца репу и морковь, так как более важной ему покажется связь зайчика с морковкой. Подскажите правильный ответ: «Огурец, репа и морковка – овощи, они растут на огороде. А заяц – не овощ, поэтому его надо убрать». Если ребенку трудно словесно объяснить свои действия, не настаивайте на этом. Сами называйте обобщающие слова, помогайте ребенку ориентироваться в мире логических понятий.
Чудесные превращения Игра развивает творческое мышление и воображение. Для нее нужны 1–2 небольшие карточки, на которых изображены условные обозначения предметов: 2–3 полоски разной длины или 2–3 цветных кружка. Кроме того, вам с ребенком потребуются листы бумаги и цветные карандаши.
Вы показываете малышу карточку, предлагаете придумать, что это такое, и нарисовать на своем листе картину. Хорошо, если к каждой карточке будут нарисованы не одна, а несколько картин. Например, о 2 полосках разной длины можно сказать, что это мальчик с мамой, или девочка с кошкой, или дядя с собакой и т. д.
Готовые картинки рассматриваются, обсуждаются и оцениваются; учитываются их соответствие карточке, наличие сюжета, полнота, эмоциональная выразительность и оригинальность. Волшебный лес
Игра на развитие воображения. Каждый ее участник (а их может быть двое или больше) получает лист бумаги и карандаши. На листе кроме схематических изображений деревьев сделаны незаконченные изображения. Картинка может быть такой:
Предложите детям нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю. Пусть каждый дорисует изображения так, чтобы получилась картина леса. Незаконченные фигурки можно превратить во что угодно: в цветы, деревья, бабочек, птичек, животных.
Затем вы вместе рассматриваете рисунки, слушаете истории и отмечаете наиболее полные, оригинальные.
Материал к игре рекомендуется менять, например, можно предложить ребенку изобразить «Волшебное море», «Волшебную поляну», «Волшебный парк» и т. п.
Про что сочиним?
Эта игра чисто словесная. Предложите ребенку сочинять сказки, каждый свою. Договоритесь о теме: можно, например, придумать сказки про зайчиков. Затем вместе обсудите, в какой роли будет выступать зайчик в сказке: он может жить в лесу и дружить со зверями, а может быть игрушкой, которую подарили мальчику, зайчик может выступать в сказке как трусишка и, наоборот, как храбрец. А может быть, придумать сказку про то, как трудно заметить белого зайчика на снегу? И вы, и ребенок говорите друг другу, про что именно будет ваша сказка. Через 2–3 минуты каждый рассказывает свою сказку. Сказки обсуждаются и оцениваются. Высокую оценку получает наиболее последовательная, детализированная и оригинальная история.
Сказки можно сочинять о самом разном, важно только предварительно объяснить детям, что один и тот же предмет, один и тот же персонаж может быть показан с разных сторон, и сказки тогда тоже получатся разными.
Список литературы
1. Алексеева М. Н., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения грамоте дошкольников. — М., 2000.
2. Белова Т.В., Солнцева В. А. Готовимся к школе. — М., 2007.
3. Вагурина Л. Я начинаю учиться. Пособие для детей дошкольного возраста. Вып. 1. — М., 1995.
4. ВенгерЛ.А., Дьяченко М. О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М., 1989.
Для игры потребуются карандаши, а еще лучше – краски и листы бумаги. Всем участникам предлагается нарисовать что-нибудь веселое – самое
веселое на свете. На рисунке можно изображать не только предметы: вполне допустимы различные сочетания цветов и форм. Готовые рисунки рассматриваются, и принимается коллективное решение: чей рисунок оказался самым веселым.
Приготовьте 10 пар рисунков (качество которых не имеет особого значения). Пары картинок должны быть такими: 1) гнездо с яйцом – птичка; 2) мальчик в постели – он же идет с портфелем; 3) гриб маленький – гриб большой; 4) бабушка вяжет носки – носки связаны; 5) мальчик грязный – мальчик моется в душе; 6) женщина стирает белье – белье сушится; 7) чистый лист бумаги перед мальчиком – на листе рисунок; 8) мальчик едет на велосипеде – велосипед сломан; 9) дети играют в кубики, в комнате порядок – пустая комната, игрушки разбросаны; 10) у мальчика воздушный шар – мальчик без шара, шар в воздухе.
Теперь можно начинать игру. Ведущий (эта роль принадлежит вам) говорит: «Я кладу картинки по порядку и рассказываю по ним историю». Он раскладывает первые 2 картинки и продолжает: «В гнездышке лежало яйцо. Из него вылупился птенчик. Птенчик вырос и стал летать. А теперь я кладу картинки задом наперед (меняет картинки местами). А вы расскажите другую историю по этим картинкам». Вот возможный вариант: «Летела птичка, свила гнездышко, снесла яичко». Рассказы, придуманные детьми, сравниваются, выбирается наиболее удачный. Аналогичным образом анализируются остальные пары изображений. За одну игру можно рассмотреть 3–4 пары рисунков. Потом полезно придумывать такие пары противоположностей самим. Важно, чтобы рассказ ребенка был действительно новым, а не повторением старого.
Игра развивает логическое мышление. Вам потребуются 10 картинок одинакового размера. Каждая картинка – это вагончик. Все картинки должны быть разными. Вы и ребенок берете по 5 картинок. Вы говорите ребенку: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою, и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики-картинки должны быть тоже скреплены. Вот как это делается. Кладем картинку, на которой нарисована ложка. За ней можно положить любую картинку, например, картинку, на которой нарисована тарелка. Мы скрепили тарелку и ложку потому, что и ложка, и тарелка – посуда. После тарелки кладем картинку, на которой нарисована ваза для цветов. Мы скрепили тарелку и вазу потому, что они сделаны из одинакового материала – фарфора. А теперь кладем картинку с машиной, в которой возят воду (поливальная машина). Мы скрепили вазу для цветов и поливальную машину потому, что в вазу наливают воду и в поливальную машину набирают тоже воду. А теперь мы по очереди будем класть свои картинки и объяснять, как их скрепить».
Картинки можно класть в любом порядке. Главное, чтобы ребенок объяснил свое скрепление. Когда поезд будет готов, проверьте вместе с ребенком, как скреплены вагоны, чтобы они не отцепились во время движения. Затем картинки перемешиваются и игра повторяется. Игру можно проводить неоднократно, меняя картинки.
Чего на свете не бывает?
Предложите ребенку нарисовать то, чего на свете не бывает, и вы увидите, с каким удовольствием он выполнит это задание.
Попросите его рассказать, что он нарисовал, и вместе с ним обсудите рисунок: действительно ли то, что на нем изображено, не встречается в жизни. Игра пройдет веселее, если вы тоже примете участие в придумывании и рисовании.
Для игры понадобятся 10 картинок с четким изображением предметов. На каждой картинке должен быть нарисован только один предмет: молоток, клещи, вешалка, пила, нож, вилка, ножницы, отвертка, табуретка, книжная полка и т. д. Внимательно рассмотрите с детьми каждую картинку, проанализируйте назначение предметов. Затем можно начинать игру. Ведущий говорит: «Давайте поиграем в изобретателей. Будем создавать новые вещи. Для начала придумаем предмет, который может одновременно служить и вешалкой, и пилой». Ведущий показывает детям 2 картинки с изображением этих предметов. «Но прежде чем изготовить такую вещь, – продолжает он, – изобретатель всегда сначала рисует ее. Вот каждый из вас пусть и нарисует эту новую необычную вещь». Готовые рисунки детей рассматриваются и обсуждаются. Выбирается или разрабатывается совместно лучший вариант, который затем изготавливается из пластилина. Потом предлагаются следующие пары предметов: табуретка – книжная полка, вилка – нож, молоток – клещи, ножницы – отвертка и т. д. Из названных предметов возможны и другие комбинации. Можно добавить и новые предметы. Затем дети сами придумывают различные вещи, которые могут выполнять две разные функции.
Эта игра вместе с остальными поможет готовить ребенка к школе. В ней могут участвовать как двое, так и несколько человек. Играющие встают в круг, один ребенок берет в руки мяч. Он бросает мяч партнеру, называя число (от 0 до 10). Поймавший мяч должен назвать «соседей» названного числа (числа на 1 больше и на 1 меньше названного). После этого он называет свое число и бросает мяч следующему играющему. Если поймавший ошибается в назывании соседей, он выбывает из игры. Угадай, сколько в какой руке
В игре могут участвовать двое и больше человек. Ведущий берет в руки определенное количество предметов – от 1 до 10 (например, спички, конфеты, пуговицы, камешки, фишки и т. п.) и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько в какой руке предметов.
Играющие по очереди отвечают на вопросы. Тот, кто угадает, становится ведущим. Ребенок, назвавший числа, сумма которых не соответствует спрятанному количеству предметов, платит штраф (прыгает на одной ноге, бегает столько кругов, сколько в сумме составляют названные им 2 числа, и т. д.).
Эта игра поможет подготовить руку ребенка к письму. Нарисуйте волнистые линии, расположенные на близком расстоянии друг от друга. Это будут извилистые берега реки, по которой ребенок должен провести свой кораблик так, чтобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки. Если вы раньше уже играли с ребенком в подобную игру, усложните ее, сделав линии еще более узкими и неритмичными. Вот примеры рисунков реки:
Эта игра развивает точность движений. Нарисуйте на листе бумаги схематическое ружье и мишень. Мишени могут располагаться в разных концах листа на разном расстоянии от ружья. Пусть и размеры их будут разными: большими и маленькими. Объясните ребенку, что карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой и что можно попасть близко от цели, но лучше попасть в центр. Вот возможные варианты тира:
Предложите ребенку немного «пострелять». Желаем попасть в «яблочко». Узнай, кто я
Контурной пунктирной линией нарисуйте что-нибудь не очень сложное, например, цветок или рыбку. Скажите ребенку, что в ваших точках кто-то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки). Вот возможные варианты рисунков:
Таких схематических рисунков можно придумать много, важно, чтобы они были простыми по форме и понятными ребенку.
Данная игра продолжит знакомство вашего ребенка с буквами и словами. Эта игра – фокус, освоив который, ребенок может потом показывать его своим друзьям.
Приготовьте заранее 6 картинок с изображениями кота, лука, сома, мака, осы, рака. В другой набор картинок должны войти изображения куклы, овощей, топора, лампы, утюга, сливы, машины, арбуза, розы.
Научите ребенка отгадывать любую из 6 картинок первого набора. Для этого возьмите одну из них, например, с изображением кота, и предложите ребенку записать слово кот с помощью картинок из второго набора. Он должен догадаться, что это слово можно составить по первым буквам названий таких предметов: кукла, овощи, топор. Если ребенок затрудняется, подскажите ему принцип выполнения задания.
Когда малыш научится записывать слова с помощью картинок и легко читать вашу запись, можно начинать показывать фокусы. Например, придя в гости, где будут другие дети, вы объявляете, что ваш сын (или дочь) может отгадать любую загаданную картинку. Вы просите ребенка выйти из комнаты, а перед остальными детьми раскладываете на столе оба набора картинок. Загадывается одна из картинок первого набора. Затем вы зовете своего ребенка и просите его назвать загаданную картинку. Пока ребенок делает вид, что обдумывает ответ, вы, незаметно для окружающих, указываете ему на нужные картинки из второго ряда. Ребенок принимает вашу подсказку и к радости и изумлению других детей указывает на загаданную ими картинку. Игру можно повторить, а затем раскрыть секрет.
1. Игра с картинками в книжке или журнале.
Эти игры хороши тем, что не требуют особой подготовки. Все, что вам потребуется, – это старые журналы с картинками и без.
Находим любую букву, показываем ее и просим подчеркнуть или обвести все ее появления в статье. А потом подсчитываем ошибки и ставим настоящую оценку. Убиваем сразу двух зайцев – учим буквы и развиваем внимание и сосредоточенность. Постепенно усложняем задачу – ищем слова с заданным слогом или буквосочетанием (не путайте!), например: «до» – дом, долина, ледокол…
Следующий этап – ищем слова. Начинать надо с простых – он, мы, они, дом.
2. Игра «Магазин».
Для этой игры вам понадобится любое лото с картинками и карточки буквы. К лото можно добавить другие картинки, вырезанные из журналов или нарисованные. Картинки разложите на столе. Карточки с изображенными буквами и слогами сложите в сумочку. Все игроки по очереди достают из сумки карточки и ищут среди картинок на столе подходящую – предмет, который начинается с этой буквы или в названии которого есть такой слог. Если не найдет, значит «уходит из магазина без покупки».
Выигрывает тот, кто больше наберет «покупок».
3. Игра «Кто здесь живет?».
Вам потребуется: плоский картонный домик с вырезанными окошками, можно сделать паровозик с вагончиками, самолет или даже ракету – кому что интереснее. В окошки можно вставлять карточки-буквы, подходящие по размеру к окошкам. А можно прикрепить домик к доске и писать буквы мелом в окошках.
Прикрепите к доске макет домика и в пустые окошки впишите в произвольном порядке наборы букв. Ребёнок должен угадать, какие слова «живут» в этом домике.
Примеры: А; П; Л; И; С; Е; О – лиса, лес, осел.
4. Игра «Бросаемся слогами» .
Играть можно и вдвоем, и большой компанией, используя мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой так, чтобы получилось слово.
Примеры:
• Ко- …мар; …са; …тёнок; …рабль.
• Са- …молёт; …поги; …мовар.
• Де- …рево; …вочка; …ти.
5. Игра «Поиск».
Для игры вам понадобятся сначала карточки с изображенными буквами, а затем со слогами.
Разложите карточки в комнате на разных предметах – столе, диване, подоконнике; прикрепите к шторам, картине. А теперь ребенок должен найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены. Например: карточкабуква «С» лежит на диване – это неправильно, она должна лежать на столе.
6. Игра с картинками в книжке .
Подберите для игры книги с сюжетными иллюстрациями.
Вариант 1. Один загадывает букву, открывает картинку и – вперед: кто быстрее найдет на картинке предмет на загаданную букву (или кто больше назовет предметов на эту букву).
Вариант 2. Один загадывает какой-то предмет на картинке: «В слове две буквы Е (медведь)». Или: «В слове три слога»; «В слове только один гласный звук», а второй отгадывает.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.