Упражнения для формирования математической грамотности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности
Оценка 5

Упражнения для формирования математической грамотности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности

Оценка 5
Занимательные материалы +4
docx
Междисциплинарный 4
3 кл—4 кл
17.06.2024
Упражнения для формирования математической грамотности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности
Упражнения для формирования математической грамотности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности.
Документ Microsoft Word.docx

Упражнения для формирования математической грамотности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности.

«Решение нестандартных задач»

-                   Решение нестандартных задач требует от ребенка выполнения практический навыков, логического и пространственного мышления, воображения, требует переноса на свой жизненный опыт. Приведу примеры.

-                   Как с помощью сосудов ёмкостью 4 л и 6 л налить из водопроводного крана 2 л воды?  (требует представление практических действий)

-                   Портфель Коли помещается в портфеле Васи, а портфель Васи можно спрятать в портфель Севы. Какой из этих портфелей самый большой?

-                   В цирковом представлении 3 медвежонка выступали на двух- и трехколесных велосипедах. У всех велосипедов было 8 колес. Сколько было двухколесных велосипедов и сколько было трехколесных велосипедов? (задача требует графического решения)

-                   У него есть четыре, но если их все отрезать, то у него станет целых восемь. О чем идет речь?

-                   (Об углах четырехугольника)

-                   Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (Одна)

Следующий этап работы – раскрытие основной темы занятия.

«Путешествие по земному шару»

На моих занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Мы же с ребятами отправляемся в путешествие по земному шару. В этом нам помогает глобус. Вместе с детьми находим на глобусе определенное место на планете. Например, джунгли. Мы должны заселить джунгли животными, которые там обитают. Для этого класс делится на 3 группы. Каждая группа получает свое задание в виде решения математических выражений. Ответу каждого выражения соответствует определенная буква, данная в ключе у каждой группы. При правильном решении выражений у каждой группы должно получится название животного. На классной доске дети находят изображения этого животного и прикрепляют к глобусу, там, где находятся джунгли. В ходе использования этого приема ребята могут сравнивать расстояние от места обитания одних животных до других, используя подручные средства: цветные ниточки, ленточки, полоски.

«Танграм»

Еще я использую математические головоломки, кроссворды, ребусы. Остановлюсь на игре «Танграм», которая развивает полезные умения: учит пространственному мышлению; формирует и закрепляет понятия цвета и формы; улучшает внимание, воображение; развивает способность «читать» схему-инструкцию; учит визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное – логически мыслить. Ребятам очень нравится работать с геометрическими фигурами.

«Цветная сказка»

У нас в классе есть «волшебная шкатулка», которая помогает осуществить прием «Цветная сказка». В шкатулку я складываю сказочных героев из разных детских произведений. На обратной стороне каждой карточки записаны задачи или математические выражения. Дети по очереди достают из шкатулки героев, выполняют задание и выставляют героя на доске. Таким образом дети вспоминают произведение, из которого пришли к нам герои, называют количество этих героев. Можно провести закрепление соотношений «за», «перед», «между», «следующий» и др. Даю задание «Наши герои отправляются в театр. Давайте их построим парами». Задаю вопросы: «Сколько пар получилось? Всем ли досталась пара?» и т.д.

«Магазин»

Эта игра всем хорошо известна и дети в нее играют с большим удовольствием. Во время проведения этой игры у учащихся закрепляются навыки счета до 20, знания состава чисел из отдельных единиц и двух меньших чисел. Ребята знакомятся с деньгами, их достоинством и предназначением; с набором и отношениями между монетами и купюрами разного достоинства (больше, меньше, равные по достоинству); учатся находить заданную сумму в разном наборе монет. У них формируются умения соотносить число денежному эквиваленту, а так же навыки самостоятельного совершения покупок и воспитывается правильное отношение к деньгам в быту. Игра развивает познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, а также учит вежливому общению друг с другом.

«Спичечный конструктор»

Еще один из любимых для детей приемов «Спичечный конструктор». По технике безопасности я заменила спички на счетные палочки. На этом занятии дети представляют себя в роли конструктора. Кто же такой конструктор? Конструктор –это специалист, который создает конструкцию какого-нибудь сооружения. Ребятам зачитывается загадка, отгадав которую они узнают какой узор будут конструировать. Затем дети рассматривают схему этого узора.

Например: Из кирпичиков дворец,

                   Во дворце том, есть жильцы

                   Для принцесс и их служанок

                   Строят дом с названьем …. (замок)

  Задание: Построить из спичек замок  по образцу.

(Образец выводится на доске)

 

Деловая игра «Ремонт квартиры»

Цель игры: на примере выполнения практических действий показать важность умения выполнять математические вычисления в различных жизненных ситуациях.

В данном случае проговаривается ситуация: «Ребята, ваши родители решили сделать ремонт в детской комнате. Для этого им надо купить плитку на пол и обои на стены. И очень важно при этом правильно рассчитать нужное количество материала. (выясняем, почему это так важно!). Они обратились за помощью к нам».

В ходе игры класс делится на две группы - «бригады», перед которыми ставится задача: помочь родителям рассчитать количество плитки и обоев для отделки комнат квартиры. Каждая «бригада» получает разноцветные квадраты, это – плитка, и прямоугольники-это обои, а также графическое изображение стен и пола в виде больших прямоугольников. Ученики путем накладывания квадратов и прямоугольников на «пол» и «стены» рассчитывают нужное количество материала, делают выводы, показывают родителям свои результаты.

Рассмотренные выше приёмы работы на занятиях внеурочной деятельности позволяют мне вовлечь учеников в процесс развития математического интереса, и, как следствие, способствуют формированию математической грамотности.

 


 

Упражнения для формирования математической грамотности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности

Упражнения для формирования математической грамотности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности

При правильном решении выражений у каждой группы должно получится название животного

При правильном решении выражений у каждой группы должно получится название животного

Ребята знакомятся с деньгами, их достоинством и предназначением; с набором и отношениями между монетами и купюрами разного достоинства (больше, меньше, равные по достоинству); учатся находить…

Ребята знакомятся с деньгами, их достоинством и предназначением; с набором и отношениями между монетами и купюрами разного достоинства (больше, меньше, равные по достоинству); учатся находить…

Они обратились за помощью к нам»

Они обратились за помощью к нам»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2024