Упражнения для формирования математической грамотности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности.
«Решение нестандартных задач»
- Решение нестандартных задач требует от ребенка выполнения практический навыков, логического и пространственного мышления, воображения, требует переноса на свой жизненный опыт. Приведу примеры.
- Как с помощью сосудов ёмкостью 4 л и 6 л налить из водопроводного крана 2 л воды? (требует представление практических действий)
- Портфель Коли помещается в портфеле Васи, а портфель Васи можно спрятать в портфель Севы. Какой из этих портфелей самый большой?
- В цирковом представлении 3 медвежонка выступали на двух- и трехколесных велосипедах. У всех велосипедов было 8 колес. Сколько было двухколесных велосипедов и сколько было трехколесных велосипедов? (задача требует графического решения)
- У него есть четыре, но если их все отрезать, то у него станет целых восемь. О чем идет речь?
- (Об углах четырехугольника)
- Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (Одна)
Следующий этап работы – раскрытие основной темы занятия.
«Путешествие по земному шару»
На моих занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Мы же с ребятами отправляемся в путешествие по земному шару. В этом нам помогает глобус. Вместе с детьми находим на глобусе определенное место на планете. Например, джунгли. Мы должны заселить джунгли животными, которые там обитают. Для этого класс делится на 3 группы. Каждая группа получает свое задание в виде решения математических выражений. Ответу каждого выражения соответствует определенная буква, данная в ключе у каждой группы. При правильном решении выражений у каждой группы должно получится название животного. На классной доске дети находят изображения этого животного и прикрепляют к глобусу, там, где находятся джунгли. В ходе использования этого приема ребята могут сравнивать расстояние от места обитания одних животных до других, используя подручные средства: цветные ниточки, ленточки, полоски.
«Танграм»
Еще я использую математические головоломки, кроссворды, ребусы. Остановлюсь на игре «Танграм», которая развивает полезные умения: учит пространственному мышлению; формирует и закрепляет понятия цвета и формы; улучшает внимание, воображение; развивает способность «читать» схему-инструкцию; учит визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное – логически мыслить. Ребятам очень нравится работать с геометрическими фигурами.
«Цветная сказка»
У нас в классе есть «волшебная шкатулка», которая помогает осуществить прием «Цветная сказка». В шкатулку я складываю сказочных героев из разных детских произведений. На обратной стороне каждой карточки записаны задачи или математические выражения. Дети по очереди достают из шкатулки героев, выполняют задание и выставляют героя на доске. Таким образом дети вспоминают произведение, из которого пришли к нам герои, называют количество этих героев. Можно провести закрепление соотношений «за», «перед», «между», «следующий» и др. Даю задание «Наши герои отправляются в театр. Давайте их построим парами». Задаю вопросы: «Сколько пар получилось? Всем ли досталась пара?» и т.д.
«Магазин»
Эта игра всем хорошо известна и дети в нее играют с большим удовольствием. Во время проведения этой игры у учащихся закрепляются навыки счета до 20, знания состава чисел из отдельных единиц и двух меньших чисел. Ребята знакомятся с деньгами, их достоинством и предназначением; с набором и отношениями между монетами и купюрами разного достоинства (больше, меньше, равные по достоинству); учатся находить заданную сумму в разном наборе монет. У них формируются умения соотносить число денежному эквиваленту, а так же навыки самостоятельного совершения покупок и воспитывается правильное отношение к деньгам в быту. Игра развивает познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, а также учит вежливому общению друг с другом.
«Спичечный конструктор»
Еще один из любимых для детей приемов «Спичечный конструктор». По технике безопасности я заменила спички на счетные палочки. На этом занятии дети представляют себя в роли конструктора. Кто же такой конструктор? Конструктор –это специалист, который создает конструкцию какого-нибудь сооружения. Ребятам зачитывается загадка, отгадав которую они узнают какой узор будут конструировать. Затем дети рассматривают схему этого узора.
Например: Из кирпичиков дворец,
Во дворце том, есть жильцы
Для принцесс и их служанок
Строят дом с названьем …. (замок)
Задание: Построить из спичек замок по образцу.
(Образец выводится на доске)
Деловая игра «Ремонт квартиры»
Цель игры: на примере выполнения практических действий показать важность умения выполнять математические вычисления в различных жизненных ситуациях.
В данном случае проговаривается ситуация: «Ребята, ваши родители решили сделать ремонт в детской комнате. Для этого им надо купить плитку на пол и обои на стены. И очень важно при этом правильно рассчитать нужное количество материала. (выясняем, почему это так важно!). Они обратились за помощью к нам».
В ходе игры класс делится на две группы - «бригады», перед которыми ставится задача: помочь родителям рассчитать количество плитки и обоев для отделки комнат квартиры. Каждая «бригада» получает разноцветные квадраты, это – плитка, и прямоугольники-это обои, а также графическое изображение стен и пола в виде больших прямоугольников. Ученики путем накладывания квадратов и прямоугольников на «пол» и «стены» рассчитывают нужное количество материала, делают выводы, показывают родителям свои результаты.
Рассмотренные выше приёмы работы на занятиях внеурочной деятельности позволяют мне вовлечь учеников в процесс развития математического интереса, и, как следствие, способствуют формированию математической грамотности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.