УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ
Оценка 4.7

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

Оценка 4.7
docx
24.01.2020
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ
Фрмирование чтения.docx

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

    Одна из важнейших задач началь­ной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фунда­ментом всего последующего образо­вания. Сформированный навык чте­ния включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения (правильное и быстрое вос­приятие и озвучивание слов, основан­ное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, «акусти­ческими и речедвигательными,  - с другой), б) понимание текста (извле­чение его смысла, содержания).

Оба эти компо­нента тесно взаимосвязаны и опира­ются друг на друга: так, усовершенст­вование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его тех­нике, на последующих — пониманию текста.

В каждом классе есть несколько учеников, которые хронически не укладываются в предусмотренные нормативы. В об­щем-то, умея читать (артикулировать написанное), они проделывают это чрезвычайно медленно, с многочис­ленными ошибками и часто без пони­мания прочитанного. Упорные мно­гомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, которые проводят с ними и учителя, и родители, как правило, дают более чем скромный результат.

Предлагаемые упражнения — это различные, необычные, веселые  задания со словами и текстами. Они создают положитель­ный эмоциональный фон, обеспечи­вают формирование пер­цептивных и мыслительных операций и способностей, которые в качестве составных компонентов входят в про­цесс чтения.

Автома­тизируют и «шлифуют» следующие компоненты чтения: строгий побуквенный анализ (без прогнозирования),   прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова;прогнозирование, опирающееся на смысл;

бы­строе различение похожих по написа­нию слов и букв, четкие глазодвига­тельные и речедвигательные операции, устойчивость внимания, зрительная и слуховая память на слова,  а также на тренировку вторичной зоны затылочного отдела коры мозга левого полушария, ответственной за  осуществление функции чтения.

Лучше всего занятия проводить с группой из 3-4 детей в форме  веселых соревнований: кто правильнее и успешнее выполнит задание. Желательно проводить их ежедневно, допустимы   варианты   через день и два раза в день. Максимальная  продолжительность занятия — 30 мин., минимальная — 5-10 мин.

 Срок прове­дения занятий, обеспечивающий за­метный положительный результат, — от трех до семи недель.

Чтение строчек наоборот по словам. Это упражнение развивает тон­кость движений глаз и является под­готовительным для последующих уп­ражнений.

Чтение строчек наоборот но буквам. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каж­дого слова (прогнозирование при этом полностью исключается).

Поочередное чтение слов нормаль­но и наоборот.Первое слово (в назва­нии этого упражнения) читается как обычно: поочередное; второе — спра­ва налево: иенетч; третье — как обычно: слов; четвертое — справа на­лево: оньламрони т.д. Это упражне­ние развивает способность перцеп­тивной  и  речедвигательной  системработать при одновременном функционировании двух  противоположных установок.

Чтение только второй половины слов.Фор­мирует навык побуквенного ана­лиза.

Чтение «зашумленных» слов.Упражнение закрепляет в памяти ребенка целостные зрительные обра­зы букв и их сочетаний, развивает и совершенствует вторичную зону за­тылочной коры левого полушария (18 и 19-е поля Бродмана), нормаль­ное функционирование которой явля­ется нейропсихологической основой восприятия вербального материала.

·        Чтение пунктирно написанных слов.

·        Чтение наложенных друг на друга слов.

·         Чтение строчек с прикрытой ниж­ней половиной.

·        Чтение строчек с прикрытой верх­ней половиной.

·         Классификация слов на группы.

·        Отделение слов от псевдослов

·         Поиск в тексте заданных слов.

·        Выбор карточек со словами, совпа­дающими с эталоном.

·        Классификация карточек со сход­ными псевдословами.

·         Чтение перевернутого текста

·        Восполнение  пропусков букв в сло­вах.

·         Восполнение пропусков слов в предложении.

·        Восполнение    пропусков     слов  в предложении с подсказкой некоторых их букв.

·        Поиск смысловых  несуразностей.

·        Складывание слов  из  половинок.

·        Прохождение словесных лабирин­тов.

·        Составление предложений из от­дельных слов.

·        Чтение текста через слово.

·        Двукратное произнесение каждого слова.

·        Следующий приём  создаёт условия  для целостного опознания  слов,  стимуляции понимания  прочитанного и развития кратковременной  словесной памяти. Материал для занятий включает текст  и таблицу, составленную из слов, но расположенных в случайном порядке. Преподаватель (или ребёнок) читает текст вслух  по одному предложению,  а ребёнок должен отыскать в таблице слова, входящие  в прочитанное  предложение  в соответствующей последовательности.

ТЕКСТЫ:

Несла Жучка кость через мост. Видит, в воде ее тень. Решила Жучка, что в воде не тень, в Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту отнять. Ту не забрала, а своя ко дну пошла.

 

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она начала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода поднялась и можно было пить.

ТАБЛИЦА:

И видит она сколько в Вода пусти тень свою водой Решила кость что кувшине дне Галке чтобы ту ко достать дну Несла Жучка её кувшин было Пить отнять через не мост. Хотела нельзя она забрала своя Пошла дворе галка было начала Стоял на с а что камушки была Кидать поднялась накидала тень  и пусти

·        Дети во  время чтения теряют строку, пропускают слоги, затрудняются  в выделении слогов в напечатанном слове. Для преодоления  таких трудностей  полезен приём с «окошечком».

 

 

Приведенные упражнения форми­руют различные операции и способ­ности, являющиеся составными час­тями навыка чтения, а также обеспе­чивают увязывание их друг с другом в более сложные комплексы. Выпол­нение их превращает процесс чтения, в необычное, веселое, интересное за­нятие, благодаря чему у ребенка фор­мируется положительное эмоцио­нальное отношение к нему. Большин­ство детей, прошедших такой тре­нинг, смогли достаточно эффективно преодолеть имевшиеся у них труднос­ти с чтением.

 

 

Использованная литература:

Корнев А.Н. Нарушения  чтения  и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003.-

Заика Е.В. Вопросы психологии.-1995.№6.

Румянцева Л.И. О значении  ритмико-слоговой структуры  слов в процессе  чтения. Изв. АПН 1995г.

Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В.  Пятница.- Ростов н/Д: Феникс, 2009. -173,[1] с.: ил.-(Библиотека логопеда).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020