Упражнения на формирование речевого дыхания
В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.
Ребенок находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот “хорошо дышит”. Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.
«Задуй
свечку»
Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается
медленно и тихо подуть на “свечу” так, чтобы пламя “свечи” отклонилось. Логопед
отмечает тех детей, кто дольше всех дул на “свечу”.
«Лопнула шина»
Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - “шину”. На
выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещива-ются,
так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в мо-мент
выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроиз-вольно
вдох.
«Накачать шину»
Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в
кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождает-ся
выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
«Воздушный шар»
Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдо-ха
дети произносят звук “ф-ф-ф”.
«Ёжик»
Исходное положение: руки согнуть в локтях и поставить на пояс. Выдыхая, дети
произносят “пых-пых-пых”, двигая локтями вперед. Занимая исходное положение,
дети делают непроизвольно вдох.
«Ворона»
Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и
приседая, дети произносят протяжно “К-а-а-а-р”. Логопед хвалит тех “ворон”,
которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети
делают непроизвольно вдох.
«Гуси»
Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед,
не опуская голову вниз. Произнести протяжно “Г-а-а-а”. Принимая исходное положе-ние,
производится вдох.
Длительность
и сила выдоха
«Выдох»
Выдох под мысленный счет (вдох на счет 1-2-3; выдох: 4-5-6-7-8 до 15).
«Выдохни звук»
Произнесение на выдох щелевых звуков (с, ш, ф и др.), контролируя длительность вы-доха секундомером.
«Прокати шарик»
“Прокатить выдохом” воображаемый ватный шарик по длине всей руки.
В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания надо тренировать при выполнении фи-зических упражнений (ходьба, наклоны и повороты туловища и пр.).
Длительного фонационного выдоха
«Пропой звук»
Длительное произнесение одного гласного на выдохе А, О, У, Ы, Э, И
«Двоечка»
После того как дети освоят длительное произнесение одного
гласного на выдохе, предлагается произнести слитно сочетание их двух гласных на
одном выдохе А______ О______.
«Певец»
Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых
на одном выдо-хе в следующем порядке: А - О - У - И (эталон гласных звуков).
Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений ребенок может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы. Помимо слухового кон-троля длительность фонационного выдоха можно контролировать плавным движени-ем руки.
Формирование собственно речевого выдоха
В упражнения вводятся слоги, слова, фразы.
Поскольку формирование речевого дыхания тесно связано с формированием навыка рациональной голосоподачи и голосоведения, то эти задачи решаются практически одновременно.
Упражнения для выработки направленной
воздушной струи
«Греем ручки»
Медленное выдыхание струи воздуха на ладони через широко открытый рот);
«Буря в стакане»
Длительно дуть через коктейльную трубочку в стакан, наполненный наполовину водой);
«Снежинки»
Сдувание со стола комочков ваты);
«Листья падают и кружатся»
Сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев);
«Цветной фонтанчик»
Поддувать на «дождик», прикреплённый к палочке, выдыхая короткими толчками);
«Ветряная мельница»
Вращение ветряных игрушек);
«Лети, лети, лепесток»
Приведение в движение изготовленного из цветной бумаги «цветика-семицветика»);
«Мыльные пузыри»
При этом, нужно научить ребёнка дуть через вытянутые «трубочкой» губы, не надувая щёк.
Постепенно можно переходить к развитию собственно речевого дыхания, сопровождая выдох воздушной струи, произнесением звуков и звукосочетаний, коротких слов:
«Покачай малыша».
Длительно на выдохе тянуть звук [А]: ААААА…, покачивая руками, согнутыми в локтях перед грудью.
«Заблудились в лесу».
Протягивая сочетания гласных звуков, несколько раз на одном выдохе: АУ-АУ-АУ…
«Задуй свечу».
Дети, держат полоски бумаги, в форме «свечи», на расстоянии около 10 см от губ. Им предлагается коротко и резко (на длительном выдохе) дуть через вытянутые «трубоч-кой» губы (следить за тем, чтобы не надувались щёки), произнося звук [ф]: «ф-ф-ф…», и направляя струю воздуха на «пламя свечи» так, чтобы полоска отклонялась как мож-но ниже.
«Капитаны»
Дуть на бумажный кораблик прогоняя его по поверхности стола, отрывисто проговаривая звук [п]: «п-п-п…»
«Лопнула шина»
Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круглую «шину». На выдохе дети произносят длительно звук «шшш…» Руки при этом медленно скрещива-ются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроиз-вольно вдох.
«Накачай колесо»
Детям предлагают накачать «лопнувшее колесо». Дети сжимают перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождает-ся выдохом на звук «с-с-с…» (звук произносить коротко и многократно). При выпрям-лении вдох производится непроизвольно.
«Воздушный шар»
Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время вы-доха дети произносят длительно, плавно звук “ффф…”
«Ёжик»
Исходное положение: руки согнуть в локтях и поставить на пояс. Выдыхая, дети про-износят «пых-пых-пых…», несколько раз на выдохе, двигая локтями вперёд. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.