Упражнения на развитие памяти
Оценка 5

Упражнения на развитие памяти

Оценка 5
pdf
16.09.2020
Упражнения на развитие памяти
Uprazhnenia_na_razvitie_pamyati.pdf

Уппажнения на вазвитие памяти

УПРЛЖНЕНПЕ 1

В процессе занятия у детей формируются и закрепляются такие нравственные качества, как послушание (им придется точно выполнять ваши указания) и желание помогать другому.

цель:

развить словесную память

у детей Сюжет упражнения близок  к повседневному опыту сложность: детей, что позволяет им учиться налаживать отношения с взрослыми инвентарь: и друг с другом. картонные карточки с нарисованными на них различными предметами

(овощи, фрукты, ягоды, транспорт, бытовые пред- Все предметы, меты). Карточки можно нарисованные на карточках заменить и небольшими (или игрушки), должны игрушками быть легко узнаваемы детьми.

Вы изображаете маму, а все остальные участники — ваши дети. Занятие является сюжетно-ролевым. Мама дает разнообразные

поручения детям, что они должны принести для дома — дети внимательно слушают мамины просьбы и выполняют их. Особенность этих просьб состоит в том, что мама просит каждого ребенка принести сразу несколько вещей (или карточек, изображающих эти вещи), например: «Таня, давай-ка сварим вкусные щи. Из чего варятся щи? Правильно, из капусты, картошки, морковки. Принеси, пожалуйста, мне капусту, картошку и морковку». Ребенок берет соответствующие карточки (или игрушечные овощи) и приносит вам. Если участник все сделал правильно, то мама хвалит его, а если нет, то ни в коем случае не упрекает, а просто повторяет свою просьбу ласково и просит

ребенка принести то, чего пока недостает. Тут же она обращается с просьбой и к другому ребенку: «Давай купим игрушки Маше, Оленьке и Саше. Сходи в магазин и купи там куклу, зайчика и машинку». После того, как требуемые вещи нашлись, участник раздает их тем, кому они адресованы, и т. д. Заниматься можно до тех пор, пока не надоест. Важно, чтобы каждый ребенок мог активно поучаствовать в упражнении. Остальные дети, пока еще не вступившие в упражнение, тоже внимательно слушают поручение и проверяют, правильно ли оно было выполнено участником.

Если карточек (игрушек) много, то вы можете одновременно давать поручения двум-трем детям.

Постепенно упражнение можно усложнять: если для начала вы просите ребенка запоминать названия двух-трех предметов, то постепенно их количество можно увеличивать до ПЯТИ-ШеСТИ, причем с каждым из предметов может быть связано отдельное по-

УПРЛЖНЕНПЕ 2

Упражнение подходит как для индивидуальных занятий с ребенком, так и для работы в группе (в последнем случае дети по очереди получают задания и выполняют их самостоятельно).

цель:

Вы называете десять слов в про-

развить словесную память у детей

извольной последовательности. Желательно, чтобы слова по зна-

сложность:

чению не связывались между собой, например: трактор, тарелка,

инвентарь:

мышь, книга, подушка, щетка, зима,

для выполнения упражне-

карандаш, кубик, утюг.

ния дополнительного оборудования не требуется

Задача ребенка — повторить

слова в той же последователь-

НОСТИ.

сложными в произ-

ношении (поэтому не стоит выбирать

многосложные сло-

ва — из четырех-

пяти и больше слогов).


З

Упражнение идеально подходит для «домашнего применения». Заниматься лучше вечером, перед сном, чтобы настроить ребенка на отдых.

развить память детей через

Для начала вы выбираете собы-

припоминание мельчай-

тие, о котором пойдет рассказ.

ших деталей какого-либо события

Это должно быть любое реальное событие, известное и вам, и ре-

инвентарь:

туристический поход, или театр,

для выполнения упражне-

или поездка, или день рождения

ния дополнительного обо-

бабушки — все что угодно.

рудования не требуется

Суть упражнения состоит в том, что дети по очереди припоминают

цель:

сложность:

бенку, которое по какой-то причине запомнилось: совместный

все, что делали и видели. При этом за один раз можно рассказать только об одной детали, например:

Мама: Помнишь, как мы были на дне рождения у бабушки?

Она испекла огромный торт.

Ребенок: Я съел два куска.

Папа: И еще ты весь перемазался в креме.

Ребенок: А еще на дне рождения я прочел бабушке стихотворение.

Мама: И все тебе хлопали в ладоши.

Папа: А я разговаривал с дедушкой о рыбалке... и т. д. Вы вспоминаете детали до тех пор, пока не исчерпаете все до мелочей.

Примечание: событие не должно быть из далекого прошлого. Но даже если оно произошло недавно, все равно ребенок обязательно позабудет что-то из того, что вам кажется важным. Укорять, а тем более ругать за это не стоит — он запом-

нил то, что показалось важным ему. И еще одно замечание: не секрет, что запоминаются не только хорошие, но и плохие события — ссора с другом, обиды, досадные ошибки и недоразумения. Если ребенок вспоминает именно эти подробности, следует спокойно выслушать его, но потом обязательно нужно спросить о том, что надо было бы сказать или сделать, чтобы избежать этой неприятности.

4

Упражнение способствует развитию театральных навыков. Важно, чтобы количество участников совпадало с количеством матрешек.

цель:

совершенствовать память,

Вы показываете детям матрешки

логику

и разучиваете с ними стихотворения, так, чтобы каждыЙ ребенок

сложность:

запомнил по одному куплету. После этого вы собираете матрешку

инвентарь:

и просите детей самостоятельно

матрешки

всем вместе разобрать ее. При

этом каждый должен прочитать доставшийся ему куплет. В итоге получится мини-спектакль с матрешкой в главной роли.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разделяется она

На две половинки.

В ней живет еще одна Кукла в серединке.

Эту куколку открой —

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую, И сумеешь ты найти Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая Куколка пузатая,

А внутри пустая.

В ней живет шестая.

А в шестой — седьмая,

А в седьмой — восьмая.

Эта кукла меньше всех, Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд, Сестры-куколки стоят.

«Сколько вас?» — у них мы спросим, И ответят куклы: «ВОСЕМЬ!»

Словесно-логическая память бывает двух типов. Есть люди, которые могут хорошо запомнить смысл прочитанного, происходящего, не повторят дословно фразы.

Другие люди могут хорошо учить наизусть, дословно пересказывать разговор, но затрудняться его обобщить.


цель:

Вы ставите детей в один ряд, сами

развить память, логическое мышление, способ-

встаете перед ними и просите на-

ствовать общению детей, повысить их настроение

зывать по одному слову на определенную тему, например «Овощи».

сложность:

При этом вы бросаете мяч, ребенок отвечает только тогда, когда пой-


Упражнение подходит для занятий с группой детей. Оно тренирует память и координацию движений.


мает его и бросит обратно вам. инвентарь:

Таким образом, у него


мяч появляется немного времени подумать

упрлжненпе б

Упражнение на эмоциональную память предназначено для индивидуального занятия с ребенком.

цель:

развить эмоциональную

Вы поочередно показываете ре-

память, мышление, реше-

бенку картинки, вызывающие

ние спорных психологических вопросов, связанных

положительные и отрицательные

с отрицательными эмоция-

эмоции. Например, картинка с тор-

ми ребенка.

том и картинка с плачущим ребенком. Ребенок должен вспомнить

сложность:

и рассказать о чувствах, которые возникали у него при виде этих

инвентарь:

картинок. При рассказе об отрица-

картинки, вызывающие положительные и отрица-

тельных эмоциях нужно спросить

тельные эмоции

у ребенка, как можно помочь тому, кто изображен на картинке.

упрлжненпе

Упражнение подходит для занятий с группой детей или одним ребенком. Оно помогает развить память и речь.

цель:

развить память, мышление, внимание, способствовать общению детей

Задания по описанию     чего-либо или кого-либо

сложность: очень хорошо помогают  развить речь и мышление у ребенка. инвентарь:

игрушки

Вы просите одного из детей выбрать натуру для «рисования». Ребенок играет роль художника и должен внимательно рассмотреть выбранного для словесного рисования товарища.

ник расскажет, тем лучше. Потом роль художника играет другой ребенок. Если в упражнении участвует только один ребенок, то вы предлагаете ему «нарисовать» игрушки.


8

цель:

Вы рассаживаете детей в ряд

развить память, мышление, двигательную актив-

и просите их назвать по одному

ность, способствовать общению детей

любимому животному, причем все животные должны быть разными.

инвентарь:

ствия названного животного. На-

для выполнения упражне-

пример, если был назван зайчик,

ния дополнительного обо-

то ребенок должен попрыгать

рудования не требуется

на месте, если мишка — то нужно «косолапо» походить.

Упражнение предназначено для занятий с группой детей. Изображать животных детям очень нравится.

сложность:

Далее участники по очереди выходят в центр и изображают дей-

упрлжненпе

В упражнении могут принимать участие несколько детей, тогда каждый из них называет по одному главному герою и вспоминает его основные действия.

цель:

Вы читаете ребенку сказку, за-

развивать память, мышление, внимание, речь

ранее попросив внимательно ее прослушать и запомнить главных

сложность:

героев.

Потом просите назвать не только

инвентарь:

главных героев, но и их основ-

для выполнения упражнения дополнительного обо-

ные действия. Например, если вы

рудования не требуется

прочитали сказку о ДюЙмовочке,

то ребенок должен сказать, что мышь пустила Дюймовочку перезимовать, крот хотел жениться на Дюймовочке, Дюймовочка помогла ласточке, ласточка унесла Дюймовочку в жаркие страны. Спустя некоторое время, вы должны вернуться к этой сказке и попросить ребенка вспомнить, о чем она и кто в ней

главные герои. Наверняка вы удивитесь, как хорошо сохранился

в памяти ребенка сюжет сказки после его собственного пересказа.

Не рекомендуется, чтобы дети во время обмена надевали на себя чужую обувь, так как это неэтично и негигиенично. Для того чтобы упражнение не потеряло смысл, ребята могут просто поставить обменянную обувь около своих ног.

сложность:

задача — внимательно просмотреть обувь всех участников и запомнить ее.

инвентарь:

После этого водящий садится

обувь

на стул спиной к остальным ребятам. Те в это время снимают обувь

цель:

развить память, внимание,

Вы рассаживаете детей в один ряд

смекалку, речь, повысить

на стульчики. C помощью счита-

настроение

лочки выбирается водящий. Его

и меняются ею друг с другом. Затем водящий поворачивается и пытается угадать, кто с кем поменялся.

После того, как он угадает, выбирается новый водящий, и занятие продолжается. Желательно предоставить возможность поводить каждому из детей.

Считалочка

Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет:

Пиф-паф! Ой-ой-ой!

Умирает зайка мой...

Принесли его домой — Оказался он живой!


Данное упражнение можно проводить и на любые другие «съедобные» темы: фрукты, сладости, зелень, любимые блюда, десерты, напитки.

инвентарь:

«К» — картошка, капуста, каба-

буквы из магнитной азбуки,

Ч ОК ;

игрушечная кастрюлька

«Л» — лук;

«М» — морковь;

цель:

развить память, мышле-

Вы показываете ребенку некото-

ние, логику, расширить

рые буквы из магнитной азбуки

знания об окружающем мире

и просите вспомнить, названия каких овощей на них начинаются.

сложность:

Например: «Б» — баклажан;

«п» — помидор, патиссон, перец;

«Р» — редис, репа;

После того как овощи будут названы, буквы нужно положить в игрушечную кастрюльку и изобразить, что из них готовится рагу.

Затем блюдо можно разложить по тарелочкам и накормить им кукол.

Желательно, чтобы перед тем, как дети начнут повторять музыкальные рисунки, вы повторили их несколько раз, а потом сами показали ребятам, сколько раз нужно похлопать в ладоши, а сколько раз — потопать.

цель:

Вы рассаживаете детей на стуль-

развить музыкальную память, логическое мыш-

чики в один ряд и берете в руки

ление

игрушечный барабан. Затем выбиваете несложный музыкальный

сложность:

рисунок, а дети должны запомнить его на слух и повторить, хлопая

инвентарь:

при этом в ладоши.

игрушечный барабан, колокольчик, детские

Затем вы усложняете музыкальный

стульчики

рисунок, а дети повторяют его не только хлопаньем в ладоши,

но и топаньем ногами. На следующем этапе занятия вы используете два музыкальных инструмента, например колокольчик и тот же игрушечный барабан. При помощи этих инструментов вы создаете простой музыкальный рисунок, а дети должны его повторить, хлопая в ладоши и топая ногами. Важно, чтобы вы перед началом упражнения определили, что, например, вместо звуков бара-

бана дети будут топать ногами, а вместо звука колокольчика — хлопать в ладоши.

В занятии одновременно могут принимать участие четверопятеро детей. Заниматься большой группой будет более уто-


мительно для них.

цель:

учить детей запоминать последовательности предметов, видеть смысловые связи между разными предметами, их назначение

сложность:

инвентарь:

картинки, которые связаны друг с другом по тематике таким образом, что предмет, изображенный на одной из картинок, должен объединять собой все остальные (4—5 комплектов); «волшебная палочка»— карандаш, маленькая указка или что-то подобное

В начале занятия вы раскладываете картинки одной тематики в ряд и просите участников назвать то, что на них изображено. Так, например, можно объединить картинки с изображением яблока, груши, сливы, винограда, банана и вазы (поскольку в вазу можно положить фрукты), картинки с нарисованными на них чашкой, кастрюлей, чайником, половником и женщиной, стоящей у плиты (т. е. хозяйкой на кухне) и т. д. К каждой общей картинке-теме должны прилагаться пять-шесть картинок с изображением более узких понятий.

После этого просите детей оты-


скать «главную» картинку и положить ее в серединку. Так, например, дети устанавливают, что среди картинок с «фруктовой» тематикой главной является картинка с вазой, поскольку все фрукты можно положить в нее. После того как это выяснено, вы просите детей разложить остальные карточки на заданную тему по обе стороны от «главной» карточки. Далее дети некоторые время смотрят на карточки, стараясь запомнить их последовательность, после чего вы объясняете, что картинки эти умеют «прятаться», и переворачиваете все карточки (кро-


ме главной) картинками вниз. Для того чтобы картинка снова появилась, по карточке нужно постучать волшебной палочкой, но для этого надо точно знать, где какой рисунок «спрятался». Далее вы последовательно задаете каждому участнику по одному вопросу: «где слива», «где груша» и т. д. Задача каждого — постучать палочкой по карточке, на которой изображен заданный предмет. После того как ребенок постучит палочкой по перевернутому рисунку, остальные участники должны помочь ему — подтвердить, что искомое находится именно здесь, или, наоборот, посоветовать открыть другую картинку. Затем ребенок переворачивает карточку изображением вверх. Если он угадал правильно, то передает ход следующему, а если все-таки ошибся, то повторяет попытку (уже,

За каждую угаданную картинку можно вручать ребенку призовой жетон, кладя его на место правильно открытой карточки.

УПРЛЖНЕ-НПЕ 14

Упражнение предназначено для занятий с группой 8—10 человек. Оно помогает обучить счету, развивает ловкость и память.

цель:

Вы раскладываете по кругу карточ-

развить математическую память, обучить счету

ки с изображением цифр от 1 до 10.

до 10, совершенствовать двигательную активность,

Созданный круг должен быть ШИРО-

быстроту реакции, повы-

ким, иметь в диаметре не менее 2 м.

сить настроение

Затем вы предлагаете детям встать внутри цифрового круга. Важно,

сложность:

чтобы количество участников соответствовало количеству карточек

инвентарь:

с цифрами. Дети бросают друг другу

мяч, карточки с цифрами

мяч и считают до десяти по возрас-

танию. Как только ребенок назовет

правильную цифру и бросит мяч, он покидает круг участников и становится рядом с карточкой, на которой нарисована названная им цифра. Например, если первый малыш назвал цифру «1», он становится около карточки с цифрой «1». Последний тоже называет свою цифру, но не бросает мяч, а идет с ним к оставшейся карточке. В следующий раз упражнение начинается с него. Если кто-то из детей неверно назовет цифру, то вы просите его еще раз подумать и сказать правильный ответ. Если ребенок ошибется и во второй раз, то другие дети могут ему помочь.

Уппажнения на вазвитие памяти

Уппажнения на вазвитие памяти

Сюжет упражнения близок к повседневному опыту сложность: детей, что позволяет им учиться налаживать отношения с взрослыми инвентарь: и друг с другом

Сюжет упражнения близок к повседневному опыту сложность: детей, что позволяет им учиться налаживать отношения с взрослыми инвентарь: и друг с другом

Если карточек (игрушек) много, то вы можете одновременно давать поручения двум-трем детям

Если карточек (игрушек) много, то вы можете одновременно давать поручения двум-трем детям

НОСТИ. сложными в произ- ношении (поэтому не стоит выбирать многосложные сло- ва — из четырех-

НОСТИ. сложными в произ- ношении (поэтому не стоит выбирать многосложные сло- ва — из четырех-

пяти и больше слогов).

пяти и больше слогов).

З Упражнение идеально подходит для «домашнего применения»

З Упражнение идеально подходит для «домашнего применения»

Примечание: событие не должно быть из далекого прошлого

Примечание: событие не должно быть из далекого прошлого

Упражнение способствует развитию театральных навыков

Упражнение способствует развитию театральных навыков

Вы показываете детям матрешки логику и разучиваете с ними стихотворения, так, чтобы каждыЙ ребенок сложность: запомнил по одному куплету

Вы показываете детям матрешки логику и разучиваете с ними стихотворения, так, чтобы каждыЙ ребенок сложность: запомнил по одному куплету

Куколку четвертую. Вынь ее да посмотри,

Куколку четвертую. Вынь ее да посмотри,

Вы ставите детей в один ряд, сами развить память, логическое мышление, способ- встаете перед ними и просите на- ствовать общению детей, повысить их настроение зывать…

Вы ставите детей в один ряд, сами развить память, логическое мышление, способ- встаете перед ними и просите на- ствовать общению детей, повысить их настроение зывать…

мяч появляется немного времени подумать

мяч появляется немного времени подумать

Упражнение на эмоциональную память предназначено для индивидуального занятия с ребенком

Упражнение на эмоциональную память предназначено для индивидуального занятия с ребенком

Упражнение подходит для занятий с группой детей или одним ребенком

Упражнение подходит для занятий с группой детей или одним ребенком

Вы просите одного из детей выбрать натуру для «рисования»

Вы просите одного из детей выбрать натуру для «рисования»

ему «нарисовать» игрушки.

ему «нарисовать» игрушки.

Вы рассаживаете детей в ряд развить память, мышление, двигательную актив- и просите их назвать по одному ность, способствовать общению детей любимому животному, причем все животные…

Вы рассаживаете детей в ряд развить память, мышление, двигательную актив- и просите их назвать по одному ность, способствовать общению детей любимому животному, причем все животные…

В упражнении могут принимать участие несколько детей, тогда каждый из них называет по одному главному герою и вспоминает его основные действия

В упражнении могут принимать участие несколько детей, тогда каждый из них называет по одному главному герою и вспоминает его основные действия

Дюймовочку перезимовать, крот хотел жениться на

Дюймовочку перезимовать, крот хотел жениться на

После этого водящий садится обувь на стул спиной к остальным ребятам

После этого водящий садится обувь на стул спиной к остальным ребятам

Данное упражнение можно проводить и на любые другие «съедобные» темы: фрукты, сладости, зелень, любимые блюда, десерты, напитки

Данное упражнение можно проводить и на любые другие «съедобные» темы: фрукты, сладости, зелень, любимые блюда, десерты, напитки

После того как овощи будут названы, буквы нужно положить в игрушечную кастрюльку и изобразить, что из них готовится рагу

После того как овощи будут названы, буквы нужно положить в игрушечную кастрюльку и изобразить, что из них готовится рагу

На следующем этапе занятия вы используете два музыкальных инструмента, например колокольчик и тот же игрушечный барабан

На следующем этапе занятия вы используете два музыкальных инструмента, например колокольчик и тот же игрушечный барабан

Так, например, можно объединить картинки с изображением яблока, груши, сливы, винограда, банана и вазы (поскольку в вазу можно положить фрукты), картинки с нарисованными на них…

Так, например, можно объединить картинки с изображением яблока, груши, сливы, винограда, банана и вазы (поскольку в вазу можно положить фрукты), картинки с нарисованными на них…

Для того чтобы картинка снова появилась, по карточке нужно постучать волшебной палочкой, но для этого надо точно знать, где какой рисунок «спрятался»

Для того чтобы картинка снова появилась, по карточке нужно постучать волшебной палочкой, но для этого надо точно знать, где какой рисунок «спрятался»

За каждую угаданную картинку можно вручать ребенку призовой жетон, кладя его на место правильно открытой карточки

За каждую угаданную картинку можно вручать ребенку призовой жетон, кладя его на место правильно открытой карточки

Последний тоже называет свою цифру, но не бросает мяч, а идет с ним к оставшейся карточке

Последний тоже называет свою цифру, но не бросает мяч, а идет с ним к оставшейся карточке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2020