Упражнения по методике Bal-A-Vis-X на логопедических занятиях с детьми с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Оценка 4.8

Упражнения по методике Bal-A-Vis-X на логопедических занятиях с детьми с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
дефектология
Детсад—4 кл
30.03.2020
Упражнения по методике Bal-A-Vis-X на логопедических занятиях с детьми с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
В данной статье описывается методика Bal-A-Vis-X, разработанная В КОНЦЕ ПРОШЛОГО ВЕКА УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИЗ США БИЛЛОМ ХЬЮБЕРТОМ. Как данную методику можно использовать на логопедических занятиях с детьми ЗПР.
Упражнения по методике Bal.docx

Упражнения по методике Bal-A-Vis-X на логопедических занятиях с детьми с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.

В последнее время встречается все больше и больше сложных детей, часто в одной группе оказываются дети с тяжёлыми нарушениями речи, с общим недоразвитием речи, задержкой психического развития, когнитивными нарушениями и даже аутизмом. У данной категории детей, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. Дети данной категории моторно неловки. Они не могут бросить мяч в цель и поймать его, забить мяч в ворота, подбросить и поймать мяч, обвести предмет по контору, т. к. здесь необходимо включить зрительный контроль.  Поэтому возникла необходимость включать в свою работу игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание. Большое значение в этом процессе имеют игры на формирование межполушарных взаимодействий и развитие чувства ритма. Ритм – широкое понятие. Есть ритм смены частей суток, времён года… Ритм сердца, дыхания, речи, ходьбы. Ритм даёт движение, жизнь. Если на минутку представить, что ритма нет, остановится жизнь, время, развитие.

Одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность. Также на речь влияет способность воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок. Часто эта способность бывает нарушена у детей с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития  и детей с ОВЗ. Поэтому важно увидеть степень нарушения восприятия и воспроизведения ритма и построить комплексную коррекционную работу по преодолению не только речевых, но и моторных нарушений.

BAL-A-VIS-X (ИЛИ BAVX) – УДИВИТЕЛЬНАЯ МЕТОДИКА, РАЗРАБОТАННАЯ В КОНЦЕ ПРОШЛОГО ВЕКА УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИЗ США БИЛЛОМ ХЬЮБЕРТОМ.

Bal-A-Vis-X расшифровывается как «Балансировочно-аудиальновизуальные упражнения» (“Balance - Auditory - Visual - Exercises”). Ее суть заключается в выполнении специальных ритмичных упражнений с резиновыми мячиками и небольшими мешочками, наполненными песком. Начинается все с самых просты движений: каждый участник занятий просто кидает мячик так, чтобы тот отскочил от пола прямо в руку. Постепенно сложность нарастает: мячик нужно кидать одной рукой, а ловить другой; затем – поймав после отскока переложить за спиной из руки в руку; затем в игру вводится второй мячик; затем все более сложные упражнения выполняются двумя участниками. А в какой-то момент их вообще начинают выполнять стоя на балансировочной доске! Всего в арсенале Bal-A-Vis-X – более 300 различных упражнений, которые позволяют улучшить зрительно-моторную координацию, формируют чувство ритма, улучшают межполушарное взаимодействие. Эта методика доказала свою эффективность при работе с детьми, страдающими ДЦП, при аутизме, задержках интеллектуального развития, черепно-мозговых травмах. [1].

В ЧЕМ ЖЕ СЕКРЕТ ЭТОЙ МЕТОДИКИ? По словам ее автора Билла Хьюберта, в начальных классах он неоднократно сталкивался с ребятами, у которых были заметны проблемы психологического характера. Кто-то не мог сосредоточиться, сконцентрировать внимание, кто-то страдал гиперактивностью, кто-то испытывал трудности в освоении навыков чтения и письма, кто-то страдал дислексией или не мог выстроить нормальные отношения с учителями и сверстниками. Хьюберт обратил внимание на то, что таким детям было непросто не только в учебном классе, но и на занятиях физкультурой: те же сложности с вниманием, координацией, взаимодействием с товарищами. Имея опыт занятий боевыми искусствами, Хьюберт знал о том, какую роль играет в физической и психологической подготовке воспитание чувств ритма и равновесия. Он предположил, что именно в этой сфере могут крыться глубинные проблемы «трудных» учеников: все их сложности в конечном итоге возникают из-за того, что они недостаточно владеют этими по-настоящему базовыми ощущениями: ритма и равновесия. Начав вводить программы работы с детьми специальные упражнения, он вскоре убедился, что такая связь действительно существует. Как пишет сам Хьюберт, со временем стало очевидно, что те ребята, которые смогли выработать навыки, связанные с чувством ритма и равновесия, стали гораздо более успешными и в учебе. На этой основе он в течение 20 лет разработал свою развивающую методику, которая получила название Bal-A-Vis-X - балансировочноаудиальные-визуальные упражнения. Суть упражнений: - Во-первых, это ритм. Имеется в виду естественный ритм. Не стук метронома, не музыкальный ритм, вообще не какой-нибудь звук из внешнего источника. Речь идет внутреннем ритме, который является естественным и комфортным для человека и который позволит как можно проще и естественнее выполнять то или иное упражнение, запомнить его на уровне мышечной памяти. - Во-вторых, это работа глаз, пространственная ориентация. В течение 30-минутного сеанса приходится до тысячи раз переводить взгляд и менять фокусировку зрения по трем основным осям: лево-право, вниз-вверх, ближе-дальше). - В-третьих, сотрудничество. Основная часть наших упражнений являются парными или групповыми. Тут принципиально важна синхронность, а значит всем и каждому приходится учиться работать в команде. - В-четвертых, это ответственность. Как только новичок достаточно овладеет тем или иным упражнением или комплексом упражнений, перед ним сразу же ставится задача научить своего менее опытного товарища. Таким образом,  каждый постепенно из новичка становится все более компетентным и ответственным специалистом. [2].

Очевидно, что занятия по методике bal-avis-x имеют и психотерапевтическое, и корректирующее действие и способны помочь в решении самых различных проблем:  они развивают навыки концентрации и удержания внимания, учат сотрудничеству, гармоничной работе в команде, помогают повысить самооценку.

На логопедических занятиях вводим  упражнения с кинезиологическими мячиками.  Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Дети получают большое удовольствие, осваивая и выполняя двигательные игровые упражнения с кинезиологическими мячиками. Особый материал придаёт им высокую прыгучесть и значительную лёгкость, благодаря чему можно усовершенствовать многочисленные вариации упражнений. Упражнения с мячиками способствуют эффективности обучения, оптимизируя мозговую деятельность. Упражнения развивают моторику, координацию глаз – рука, функции переработки кинестетической, слуховой, зрительно-пространственной информации, серийной организации и произвольной регуляции.

Выполнение серии различных движений с мячиками и удержание определённого ритма развивают концентрацию внимания и сосредоточенность, помогают выработать усидчивость. Тренировка правильных захватов мячика развивает мелкую моторику и подвижность кисти, выравнивает тонус мышц в руке, благодаря чему ребёнку постепенно становится легче писать красивым, аккуратным подчерком. Развитие крупной моторики в целом повышает двигательную активность, развивает координацию, укрепляет опорно-двигательный аппарат. Отслеживание мяча глазами тренирует зрение и зрительное внимание: улучшается навык чтения за счёт расширения зрительного поля, ребёнку проще удерживать строчку и в процессе чтения, и при письме. Множественные пересечения срединной линии тела в упражнениях синхронизируют работу правого и левого полушария, стимулируют межполушарное взаимодействие, оптимизируют и улучшают мозговую деятельность в целом.

Анализируя данную методику я сделала вывод, что используя эти упражнения на логопедических занятиях мы задействуем все психические и физиологические функции организма ребёнка, которые дают положительную динамику в развитии детей с ОНР и ЗПР.

Источники

1.     The exercises - Bal-A-Vis-X https://www.bal-a-vis-x.com/exercise.htm#

2.     http://aperito.org/uploads/pdf/NRTOA-2-109.pdf


 

Скачано с www.znanio.ru

Упражнения по методике Bal -

Упражнения по методике Bal -

Bal-A-Vis-X расшифровывается как «Балансировочно-аудиальновизуальные упражнения» (“Balance -

Bal-A-Vis-X расшифровывается как «Балансировочно-аудиальновизуальные упражнения» (“Balance -

Начав вводить программы работы с детьми специальные упражнения, он вскоре убедился, что такая связь действительно существует

Начав вводить программы работы с детьми специальные упражнения, он вскоре убедился, что такая связь действительно существует

На логопедических занятиях вводим упражнения с кинезиологическими мячиками

На логопедических занятиях вводим упражнения с кинезиологическими мячиками

ОНР и ЗПР. Источники : 1

ОНР и ЗПР. Источники : 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2020