Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. На протяжении нескольких лет я глубоко изучала пути решения этой проблемы. Стремилась к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать детей в их в идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывалась группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывала умственную перегрузку, а это приводило к нежеланию читать, и, в конечном счете, к отставанию в учебе.Упражнения для повышения техники чтения
Упражнения для повышения техники чтения учащихся
Жарова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что
постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает
раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какието
умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через
определенные промежутки времени проводить с нами небольшие по объему упражнения
( по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 11,5 часа бессмысленной
работы отбивающей желание читать).
2. Жужжащее чтение.
Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают
одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, ктото быстрее, а ктото
медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов
( на уроках чтения).
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
На каждом уроке в начале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме
жужжащего чтения.
4. Чтение пред сном.
Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется
эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их
впечатлением.
5. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).
Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный
отдых.
6. Многократность чтения.
В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого
слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова
отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что
второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает
положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз
не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать наэтом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения
система И.Т.Федоренко – И.Г. Пальченко (чтение в темпе скороговорки).
7. Приём стимулирования учащихся.
В конце урока оставлять 34 минуты для того, чтобы произвести самозамер
скорочтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса пересчитывание и запись в
дневник ( ежедневно).
Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов,
пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения
было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения:
1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки,
заучивание наизусть стихов и прозы).
2). Предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, работа с
разрезной азбукой ( 1 класс), разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух
трудных слов (по слогам, частям, целиком).
Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между
глазами и текстом, предварительное чтение " про себя", образцовое чтение учителя.
Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное
обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.