Упражнения для повышения техники чтения учащихся начальной школы

  • Занимательные материалы
  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • Домашнее обучение
  • docx
  • 28.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. На протяжении нескольких лет я глубоко изучала пути решения этой проблемы. Стремилась к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать детей в их в идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывалась группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывала умственную перегрузку, а это приводило к нежеланию читать, и, в конечном счете, к отставанию в учебе.Упражнения для повышения техники чтения
Иконка файла материала приёмы на чтении.docx
Упражнения для повышения техники чтения учащихся Жарова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов 1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.          Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что  постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает  раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие­то  умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через  определенные промежутки времени проводить с нами небольшие по объему упражнения ( по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1­1,5 часа бессмысленной  работы отбивающей желание читать).  2. Жужжащее чтение.  Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают  одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто­то быстрее, а кто­то  медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов ( на уроках чтения).  3. Ежеурочные пятиминутки чтения.  На каждом уроке в начале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме  жужжащего чтения.  4. Чтение пред сном.  Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется  эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их  впечатлением.  5. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).  Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный  отдых.  6. Многократность чтения.  В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого  слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает  положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз  не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать наэтом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения  система И.Т.Федоренко – И.Г. Пальченко (чтение в темпе скороговорки).  7. Приём стимулирования учащихся. В конце урока оставлять 3­4 минуты для того, чтобы произвести самозамер  скорочтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса пересчитывание и запись в  дневник ( ежедневно).  Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов,  пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения  было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения:  1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки,  заучивание наизусть стихов и прозы).  2). Предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, работа с  разрезной азбукой ( 1 класс), разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух  трудных слов (по слогам, частям, целиком).  Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между  глазами и текстом, предварительное чтение " про себя", образцовое чтение учителя.  Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное  обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.