Упражнения из статьи Перспективные технологии в обучении и воспитании.
Оценка 4.6

Упражнения из статьи Перспективные технологии в обучении и воспитании.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русский язык
1 кл—2 кл
30.04.2018
Упражнения из статьи Перспективные технологии в обучении и воспитании.
Упражнения из статьи Перспективные технологии в обучении и воспитании. Упражнение № 1. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ Начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания. Этому способствует так называемое упражнение «фотографиро¬вание». Фотографирование — это восприятие за ограниченное время (I секун¬ду) различного рода картинок, предметов, речевого и счетного материалов. Секунду можно отмерить, произнеся про себя число «Двадцать один». Напри¬мер, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секун¬ду успеть рассмотреть, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться!» и «Внимание!» дается команда «Фотографируем!»
Упражнения из статьи Перспективные технологии в обучении и воспитании.doc

Упражнение № 1. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ

 

Начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания. Этому способствует так называемое упражнение «фотографиро­вание». Фотографирование — это восприятие за ограниченное время (I секун­ду) различного рода картинок, предметов, речевого и счетного материалов. Секунду можно отмерить, произнеся про себя число «Двадцать один». Напри­мер, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секун­ду успеть рассмотреть, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться!» и «Внимание!» дается команда «Фотографируем!»

Динамика нарастания сложности в упражнении следующая:

1.      Найди лишнюю букву.

а,       о,       в,       у,       и

2.      Найдя лишний слог.

бо,       но,       ро,       мы,       со,       ко

3.      Найди лишнее слово.

а) река

речка

ручей

ручка

ручеек

б) слон

лев

мак

тигр

ягуар

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

4.      Раздели слова на две группы.

а) корова

соловей

коза

ворона

овца

сорока

б) заяц                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       горох

ежик

медведь

капуста

огурец

в) ленивый

смелый

честный

жадный

добрый

трусливый

 

5.      Фотографирование отрывков из ранее прочитанных текстов. Например, из какой это сказки:

«Я, мышка-норушка...»?

«Бежит молочко по вымечку...»?

 

 

 

 

Упражнение 2. РАБОТА ПО ТАБЛИЦАМ ШУЛЬТЕ

 

Таблицы Шульте, как уже отмечалось, хорошо развивают поле зрения. Изготовить их могут сами дети на уроках труда, а в I классе с помощью ро­дителей. У каждого учащегося имеется для работы индивидуальная карточка. В 1 классе можно использовать два комплекта— с числами от 1 до 10 и от 1 до 20.


 

8

7

3

9

1

8

10

6

4

2

 

 

 

1

16

3

6

20

8

19

11

15

13

4

9

16

18

2

14

5

12

7

17


Во втором и третьем классах используется комплект с числами от 1 до 25 и его варианты.

15

6

16

9

14

1

8

20

24

2

18

22

10

21

12

17

11

23

5

25

7

4

13

19

3

 

Центр таблицы окрашивается в зеленый цвет. На этом зеленом пятне и концентрируется внимание учащихся.

По такому же принципу изготавливаются и карточки с «рассыпанным» алфавитом.

Упражнение выполняется детьми стоя или сидя. Учащиеся ведут счет про себя, указывая ручкой на цифры или буквы. В работе с таблицами исполь­зуется памятка.

 

ПАМЯТКА

1.      Как можно быстрее   назови   все   числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.

2.      Старайся запомнить расположение сразу двух - трех следу­ющих друг за другом чисел.

3.      Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видя всю ее цели­ком.    

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 

Упражнение № 3. РАБОТА ПО ТАБЛИЦАМ ШВАЙКО

 

Цель данного упражнения — обучение вертикальному движению глаз при чтении, считывании информации. В начальной школе педагогами используются чаще всего карточки из комплекта № 1 с числами от 1 до 35. (В комплект Б входят числа от 35 до 70. Комплект В — числа от 100 до 135).

 


13

33

9

4

26

3

22

19

2

30

28

31

12

24

6

7

10

21

27

14

35

18

1

16

8

23

5

29

32

11

15

34

17

35

20

 

26

31

23

5

21

17

3

35

11

29

14

22

8

24

6

20

33

27

16

13

12

30

18

2

34

1

7

25

28

9

32

10

15

4

19

 

10

32

27

3

23

6

35

17

13

33

30

12

24

5

8

22

9

15

26

29

20

28

34

18

1

25

4

7

31

13

16

11

19

2

21


 

Упражнение № 4. «ЧТЕНИЕ — СПРИНТ»

 

«Чтение-спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чте­нием вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике.

Перед чтением рекомендуется подготовить класс психологически, дать команды:   «Приготовиться!»,   «Внимание!»,   «Марш!».   При   обучении   «Чтению-спринт» используется памятка:

П А М Я Т К А

1.      Плотно сожми губы и зубы

2.      Читай только глазами

3.      Читай как можно быстрей

4.      Ответь на вопросы к тексту

 

 

 

Упражнение № 5. ЧТЕНИЕ СО СЧЕТОМ СЛОВ

 

Это упражнение заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Школьники лишены возможности произносить текст про себя. Дети приучатся читать только глазами. К этому упражнению разработана памятка:

II А М Я Т К А

1.      Плотно сожми губы и зубы

2.      Читай только глазами

3.      Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста

4.      Ответить па вопросы к тексту

 

Первым вопросом к учащимся должен быть вопрос о числе слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом слов не превышает 2 %, хорошим, удовлетворительным — 5-10 %, при условии, что дети ответили на вопросы по содержанию текста.

Упражнение можно усложнить, считая тройки слов, строки, пары строк. А на уроках русского языка можно предлагать детям прочитать текст упраж­нения со счетом слов на определенное правило.

К 3 классу техника чтения учащихся возрастет до 120—150 слов в мину­ту, и счет отдельных слов, троек слов замедлит скорость чтения. Тогда учи­теля вводят упражнение с механическим подсчетом слов. Счет ведется до 10 (можно до 30). Досчитав до десяти, дети начинают считать заново. Подсчи­тываются не все слова, а только те, которым успевают присвоить порядковый номер. Считать нужно про себя четко, ясно, без пауз, непрерывно: «одиндватричетырепять...» Главное в упражнении — максимально возможное качество усвоения содержания читаемого при условии непрерывной работы мышц гор­тани, отвечающих за проговаривание (про себя) чисел.

 

 

 

 

 

 

Упражнение № 6. «ЧТЕНИЕ — РАЗВЕДКА»

В целях обучения детей вертикальному чтению используется упражнение «Чтение-разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной Скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить в нем главное. Используется памятка:

П А М Я Т К А

1.      Плотно сожми губы и зубы.

2.      Поставь пальцы на начало и конец строки.

3.      Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.

Это упражнение можно использовать на уроках русского языка. Напри­мер, разведчики находят в тексте словарные слова или слова на какое-либо правило. На уроках математики можно предложить отыскать среди примеров пример с определенным ответом.

Все описанные выше упражнения проводятся на незнакомом тексте, после чего он перечитывается вслух и над ним прово­дится работа по обычной, традиционной методике: выборочное, чтение, пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстраци­ями, составление характеристики героя и т.п. Таким образом, выполнение упражнений по динамическому чтению занимает 5—7 минут урока. Ценность этих упражнений состоит в том, что дети после первого самостоятельного знакомства с текстом чи­тают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципа­цией (смысловой догадкой).

Наряду с указанными основными упражнениями в техно­логии динамического чтения используются такие упражнения, как:

1.      Упражнение «Финиш». Методика работы с ним такая  же, как и при чтении способом «Спринт»,  только  дети   читают до указанного педагогом слова или выражения.

2.      Чтение с речевыми помехами, которые  создаются   самим читающим: текст читается про себя, одновременно при этом на­певается знакомая песенка или декламируется наизусть стихот­ворение.

3.      Чтение с простукиванием ритма.  Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники должны читать глазами незнакомый текст, а после чтения  ответить на вопросы по содержанию.

4.      Чтение со звуковыми помехами, например: при звучании музыки.


Упражнение № 1. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ

Упражнение № 1. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ

Упражнение № 2. РАБОТА ПО ТАБЛИЦАМ

Упражнение № 2. РАБОТА ПО ТАБЛИЦАМ

Упражнение № 3. РАБОТА ПО ТАБЛИЦАМ

Упражнение № 3. РАБОТА ПО ТАБЛИЦАМ

Упражнение № 5. ЧТЕНИЕ СО СЧЕТОМ

Упражнение № 5. ЧТЕНИЕ СО СЧЕТОМ

Упражнение № 6. «ЧТЕНИЕ — РАЗВЕДКА»

Упражнение № 6. «ЧТЕНИЕ — РАЗВЕДКА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018