Упражнение № 1. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ
Начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания. Этому способствует так называемое упражнение «фотографирование». Фотографирование — это восприятие за ограниченное время (I секунду) различного рода картинок, предметов, речевого и счетного материалов. Секунду можно отмерить, произнеся про себя число «Двадцать один». Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду успеть рассмотреть, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться!» и «Внимание!» дается команда «Фотографируем!»
Динамика нарастания сложности в упражнении следующая:
1. Найди лишнюю букву.
а, о, в, у, и
2. Найдя лишний слог.
бо, но, ро, мы, со, ко
3. Найди лишнее слово.
а) река речка ручей ручка ручеек |
б) слон лев мак тигр ягуар |
4. Раздели слова на две группы.
а) корова соловей коза ворона овца сорока |
б) заяц горох ежик медведь капуста огурец |
в) ленивый смелый честный жадный добрый трусливый |
5. Фотографирование отрывков из ранее прочитанных текстов. Например, из какой это сказки:
«Я, мышка-норушка...»?
«Бежит молочко по вымечку...»?
Упражнение №2. РАБОТА ПО ТАБЛИЦАМ ШУЛЬТЕ
Таблицы Шульте, как уже отмечалось, хорошо развивают поле зрения. Изготовить их могут сами дети на уроках труда, а в I классе с помощью родителей. У каждого учащегося имеется для работы индивидуальная карточка. В 1 классе можно использовать два комплекта— с числами от 1 до 10 и от 1 до 20.
8 |
7 |
3 |
9 |
1 |
8 |
10 |
6 |
4 |
2 |
|
|
1 |
16 |
3 |
6 |
20 |
8 |
19 |
11 |
15 |
13 |
4 |
9 |
16 |
18 |
2 |
14 |
5 |
12 |
7 |
17 |
Во втором и третьем классах используется комплект с числами от 1 до 25 и его варианты.
15 |
6 |
16 |
9 |
14 |
1 |
8 |
20 |
24 |
2 |
18 |
22 |
10 |
21 |
12 |
17 |
11 |
23 |
5 |
25 |
7 |
4 |
13 |
19 |
3 |
Центр таблицы окрашивается в зеленый цвет. На этом зеленом пятне и концентрируется внимание учащихся.
По такому же принципу изготавливаются и карточки с «рассыпанным» алфавитом.
Упражнение выполняется детьми стоя или сидя. Учащиеся ведут счет про себя, указывая ручкой на цифры или буквы. В работе с таблицами используется памятка.
ПАМЯТКА
1. Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.
2. Старайся запомнить расположение сразу двух - трех следующих друг за другом чисел.
3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видя всю ее целиком.
Упражнение № 3. РАБОТА ПО ТАБЛИЦАМ ШВАЙКО
Цель данного упражнения — обучение вертикальному движению глаз при чтении, считывании информации. В начальной школе педагогами используются чаще всего карточки из комплекта № 1 с числами от 1 до 35. (В комплект Б входят числа от 35 до 70. Комплект В — числа от 100 до 135).
13 |
33 |
9 |
4 |
26 |
3 |
22 |
19 |
2 |
30 |
28 |
31 |
12 |
24 |
6 |
7 |
10 |
21 |
27 |
14 |
35 |
18 |
1 |
16 |
8 |
23 |
5 |
29 |
32 |
11 |
15 |
34 |
17 |
35 |
20 |
26 |
31 |
23 |
5 |
21 |
17 |
3 |
35 |
11 |
29 |
14 |
22 |
8 |
24 |
6 |
20 |
33 |
27 |
16 |
13 |
12 |
30 |
18 |
2 |
34 |
1 |
7 |
25 |
28 |
9 |
32 |
10 |
15 |
4 |
19 |
10 |
32 |
27 |
3 |
23 |
6 |
35 |
17 |
13 |
33 |
30 |
12 |
24 |
5 |
8 |
22 |
9 |
15 |
26 |
29 |
20 |
28 |
34 |
18 |
1 |
25 |
4 |
7 |
31 |
13 |
16 |
11 |
19 |
2 |
21 |
Упражнение № 4. «ЧТЕНИЕ — СПРИНТ»
«Чтение-спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике.
Перед чтением рекомендуется подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться!», «Внимание!», «Марш!». При обучении «Чтению-спринт» используется памятка:
П А М Я Т К А
1. Плотно сожми губы и зубы
2. Читай только глазами
3. Читай как можно быстрей
4. Ответь на вопросы к тексту
Упражнение № 5. ЧТЕНИЕ СО СЧЕТОМ СЛОВ
Это упражнение заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Школьники лишены возможности произносить текст про себя. Дети приучатся читать только глазами. К этому упражнению разработана памятка:
II А М Я Т К А
1. Плотно сожми губы и зубы
2. Читай только глазами
3. Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста
4. Ответить па вопросы к тексту
Первым вопросом к учащимся должен быть вопрос о числе слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом слов не превышает 2 %, хорошим, удовлетворительным — 5-10 %, при условии, что дети ответили на вопросы по содержанию текста.
Упражнение можно усложнить, считая тройки слов, строки, пары строк. А на уроках русского языка можно предлагать детям прочитать текст упражнения со счетом слов на определенное правило.
К 3 классу техника чтения учащихся возрастет до 120—150 слов в минуту, и счет отдельных слов, троек слов замедлит скорость чтения. Тогда учителя вводят упражнение с механическим подсчетом слов. Счет ведется до 10 (можно до 30). Досчитав до десяти, дети начинают считать заново. Подсчитываются не все слова, а только те, которым успевают присвоить порядковый номер. Считать нужно про себя четко, ясно, без пауз, непрерывно: «одиндватричетырепять...» Главное в упражнении — максимально возможное качество усвоения содержания читаемого при условии непрерывной работы мышц гортани, отвечающих за проговаривание (про себя) чисел.
Упражнение № 6. «ЧТЕНИЕ — РАЗВЕДКА»
В целях обучения детей вертикальному чтению используется упражнение «Чтение-разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной Скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить в нем главное. Используется памятка:
П А М Я Т К А
1. Плотно сожми губы и зубы.
2. Поставь пальцы на начало и конец строки.
3. Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.
Это упражнение можно использовать на уроках русского языка. Например, разведчики находят в тексте словарные слова или слова на какое-либо правило. На уроках математики можно предложить отыскать среди примеров пример с определенным ответом.
Все описанные выше упражнения проводятся на незнакомом тексте, после чего он перечитывается вслух и над ним проводится работа по обычной, традиционной методике: выборочное, чтение, пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, составление характеристики героя и т.п. Таким образом, выполнение упражнений по динамическому чтению занимает 5—7 минут урока. Ценность этих упражнений состоит в том, что дети после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой).
Наряду с указанными основными упражнениями в технологии динамического чтения используются такие упражнения, как:
1. Упражнение «Финиш». Методика работы с ним такая же, как и при чтении способом «Спринт», только дети читают до указанного педагогом слова или выражения.
2. Чтение с речевыми помехами, которые создаются самим читающим: текст читается про себя, одновременно при этом напевается знакомая песенка или декламируется наизусть стихотворение.
3. Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники должны читать глазами незнакомый текст, а после чтения ответить на вопросы по содержанию.
4. Чтение со звуковыми помехами, например: при звучании музыки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.