Упражнения к притче « Ученик-Самурай-Монах»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен материал для занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Преодолевая трудности общения» Публикуется притча, упражнения и вопросы для обсуждения. Инструкция: «Послушайте притчу... У вас на руках примеры способов выражения чувств. Определите, кому из героев притчи соответствует ваш вариант (в раздаточном листе) выражения чувств?»Публикуется притча, упражнения и вопросы для обсуждения.
Иконка файла материала attachment_1403031635.docx
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Упражнения к притче  « Ученик­Самурай­Монах» Материал для занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Преодолевая трудности общения» Тема 2 /18Шайдурова Валентина Федоровна Учитель английского языка ГБОУ «Школа №106» Санкт­Петербург Притча « Ученик­Самурай­Монах» 2015 Упражнение « Ученик­Самурай­Монах» Школьники делятся на три группы. Каждой группе выдается листок, где описано  поведение человека в соответствии с одним из трех имеющихся вариантов выражения  чувств (см. таблицу ­ выделенный фрагмент). Читается притча. Участники должны  определить ­ какая роль подходит каждому из вариантов. Инструкция: «Послушайте притчу... У вас на руках примеры способов выражения чувств. Определите, кому из героев притчи соответствует ваш вариант (в раздаточном листе)  выражения чувств?» Притча: «Монах с учеником переправлялись на другой берег реки. Они заплатили  паромщику, и лодка уже немного отплыла от берега, когда в нее с разбегу прыгнул пьяный  разгневанный самурай. Он обвел взглядом сидевших пассажиров и, увидев монаха с  учеником, закричал: „Не выношу запаха святош! Как вы смеете отравлять воздух своим  присутствием там, где находятся приличные люди!» Он продолжал кричать и скандалить, требуя, чтобы ученик с монахом прыгнули за борт и  добрались до другого берега вплавь. В какой­то момент он до того распоясался, что  ударил монаха ножнами меча по лицу. Из рассеченной щеки монаха полилась кровь. Он  утер ее рукавом и спокойно сказал: «Прошу тебя, успокойся. Если начнется драка, лодка  перевернется и мы все потонем». Слова монаха подействовали на самурая отрезвляюще. Он что­то пробормотал и уселся на  свое место. Ученик же, напротив, был взбешен. Но пока находился в лодке ­ еле сдерживал свой гнев.  Едва ступив на берег, он обратился к монаху с таким вопросом: «Считаешь ли ты, что я  должен был выбросить его, как бешеную собаку, за борт, как только он замахнулся на тебя? Или  же мне следовало, подобно тебе, усмирить свои чувства и оставаться безучастным?» Монах сказал ему знаком, что говорить не время, и, прижимая рукав к лицу, зашагал  дальше. Через некоторое время их обогнал самурай. Повернувшись, он упал перед монахом на  колени и попросил посвящения в ученики». Вопросы к школьникам: «Почему вы решили, что именно такое выражение чувств  подходит к роли Монаха, Ученика, Самурая? Как вы думаете, какая роль конструктивно(правильно) выражает свои чувства? Как вы думаете, в жизни вы больше кто ­ Самурай,  Ученик или Монах? И в каких ситуациях?» Ответы школьников (обсуждение)... Учитель рассказывает школьникам о последствиях, к которым может привести то или иное выражение чувств (см. таблицу №1). А также поясняет смысл притчи, используя  объяснения Хохеля (см. таблица №2). Таблица №1 (досада, гнев, растерянность, обида, разочарование, огорчение) Чувство Способы выражения чувств: 1) подавление 2) агрессивное выражение ­ чувство не  выражаетсяникак; ­ говорю, что не испытываю  обиды, гнев... ­ говорю дружелюбно (хотя  испытываю обиду, гнев...)  ­ угрозы; ­обвинения;  ­ оскорбления; ­ ультиматумы; ­ «ярлыки»; ­ поспешные обобщения,  обвинения («ты всегда...», «ты  никогда...», «из­за тебя,..»)  Последствия:  3) конструктивное  выражение  (трансформация) ­ говорю о своемчувстве, но не обвиняю; ­ предлагаю выход из  ситуации, но даю свободу  выбора; ­ говорю дружелюбно,не  ущемляю личность другого  человека; «Можно лопнуть» ­ плохо  самому 1) Сдерживание своих  эмоций, их подавление не  ведет к освобождению  человека от этой эмоции:  т.к. физиологические  системы, обслуживающие  эмоции, уже сработали (АД, вегетативная НС, кожно­ гальванические реакции и  т.п.), но не до конца.  Подавление эмоций ведет к  заболеваниям и развитию  «Плохо мне ­ пусть всем станет плохо» 2) Когда отрицательные  эмоции овладевают человеком  (гнев, раздражение), человек  проявляет агрессию. Он  способен кричать, ругаться, а  иногда даже бить других, в  результате чего нарушаются  отношения, в конечном итоге  это отражается на авторитете  человека, что снижает  возможности жизненных  достижений. «Чтобы всем стало хорошо» 3) Таким образом, вместо  того, чтобы подвергать себя обидам или приступам  раздражения (вместо того,  чтобы кричать на  окружающих или  замыкаться в себе), нужно  просто говорить им о своих  чувствах. Осознав и  выразив свое чувство,  человек сможет испытать  облегчение. Люди, умеющиекомплексов, а также к  неуверенности, заниженной  самооценке, неуспешности  в делах.  выражать свои эмоции  общении конструктивным способом: более здоровы физически, более  успешливы в делах, менее  закомплексованы, более  способны радоваться жизни, пользуются большим уважением. Таблица №2 Информация для ведущего: Вот как объясняет эту историю Хохель С. О. «В этой притче три героя ­ монах, самурай и ученик. Они соответствуют трем способам  обращения со своими чувствами ­ подавлению, выражению и трансформации  (выражающейся вначале как осознание своего состояния, а затем ­ как управление им). По мере познания своих чувств мы обретаем принадлежность к одному из трех описанных в  притче типов ­ ученика, самурая или монаха. Ученик из притчи представляет собой прекрасный пример большинства людей,  незнакомых со своей чувственной природой и не умеющих владеть ею. Именно Ученики,  пытаясь избавиться от боли невыраженных чувств, сидящих внутри, придумали все  способы отгораживаться от них, начиная с рационализации и кончая манипуляциями.  Ученик не способен искренне радоваться настоящему моменту ­ он постоянно ищет  способ быть занятым, озлобленным. Ученик может задыхаться от гнева, но не  использовать его энергию, чтобы защитить себя, хорохориться, скрывая свой страх, или  разыгрывая веселость, убегать от глубоко сидящей в нем печали. Такие люди знают  только об одном способе обращения со своими чувствами ­ подавлении, и даже  способность выражать свои чувства становится для них ощутимым шагом вперед. Самурай ­ это человек, прикоснувшийся к природе своих чувств, но не исследовавший ее до конца. Он знает, что энергию гнева можно использовать для борьбы, а страха ­ для  бегства; он смутно понимает значение радости, наполняющий его энергией для новых  побед и любви, толкающий на отречение или подвиг, ­ но он не является хозяином своих  чувств. Они приходят к нему лишь тогда, когда захотят этого сами, и делают с ним то, в  чем впоследствии он может раскаяться. И тем не менее Самураи кажутся более яркими и притягательными по сравнению с  Учениками, потому что они больше могут. Самураи богаче Учеников уже хотя бы потому, что владеют не одним, а двумястереотипами поведения в отношении своих эмоций. Монах ­ человек, познавший свои чувства и овладевший ими. Думая о других людях,  сидящих в лодке, он реагирует на оскорбления так, как будто его здесь нет. Нет самости,  нет своекорыстия, нет гордыни, нет мыслей о том, что ты что­то значишь, или чем­то  являешься, ­ значит, нет и страха, гнева, обиды за причиненную боль; нет осуждения или  агрессии в адрес человека, который эту боль причинил. I Зато есть внутреннее  достоинство, проявляющееся независимо от ситуации; зато есть сила убеждения и  правоты в словах, способных призвать к порядку даже самого отъявленного хулигана;  зато есть красота в любом движений или поступке, способная очаровать и увлечь за  собой. Хотя подобных Монахам людей очень немного, именно они немногословно и  неочевидным для окружающих образом достигают за время своей жизни самых  масштабных и привлекательных целей. Их энергия не брызжет вокруг, очаровывая  окружающих либо заставляя их страдать, а целенаправленно течет в заданном ими  направлении. Как и Самураи, они часто становятся ядром группы, однако не той группы,  I которую связывают вместе лишь сиюминутные интересы или веселое  времяпрепровождение, а скорее группы людей, желающих делать общее дело и  угадывающих в Монахе безусловного лидера. Для того чтобы распознать Монаха и  приблизиться к нему (наличие Монаха ­ безусловная гарантия успеха любого  долговременного предприятия), человек должен уже и сам в какой­то мере обладать  сходными качествами ­ либо стремиться самому стать таким... Присутствие Монаха необходимо как Ученикам, так и Самураям». | http://www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/methodical/psiholog/rod_sobr/rod_so br_7-4.htm