Упражнения с мячами для развития координационных способностей младших школьников
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
физическая культура +1
Взрослым
03.03.2018
Упражнения с мячами для развития координационных способностей младших школьников
Упражнения с мячами – важное средство развития и совершенствования координационных способностей и так называемой игровой ловкости у младших школьников. Из практики давно известно: чтобы узнать, насколько складен в движениях, координирован ребёнок, порой достаточно проверить, как он выполняет броски, ловлю, ведение и другие задания с мячом. Вот поэтому включение в программу физического воспитания учащихся 1 – 4 классов упражнений с большими и малыми мячами полностью себя оправдывают. Как показали исследования, младший школьный возраст является одним из благоприятных для развития координационных способностей.
Упражнения с мячами для развития координационных способностей младших школьников.doc
Упражнения с мячами для развития координационных
способностей младших школьников
Упражнения с мячами – важное средство развития и совершенствования
координационных способностей и так называемой игровой ловкости у
младших школьников. Из практики давно известно: чтобы узнать, насколько
складен в движениях, координирован ребёнок, порой достаточно проверить,
как он выполняет броски, ловлю, ведение и другие задания с мячом. Вот
поэтому включение в программу физического воспитания учащихся 1 – 4
классов упражнений с большими и малыми мячами
полностью себя
оправдывают. Как показали исследования, младший школьный возраст
является одним из благоприятных для развития координационных
способностей.
Овладение учащимися начальных классов рациональной техникой
метания малых мячей положительно сказывается в будущем при освоении
метания гранаты, копья, диска, толкании ядра. Более того, упражнения с
мячами разной массы и формы положительно сказывается на формировании
учащихся разнообразных навыков при письме, рисовании, конструировании,
резьбе, лепке и т.д.
Уже первые попытки в ловле, передаче и ведении мяча требуют от
первоклассника проявления необходимых координационных способностей.
Однако упражнения с мячом можно лишь тогда рассматривать как
координационные, когда они на этапе начального и углублённого разучивания
предъявляют повышенные требования к проявлению у занимающихся
основных свойств координационных способностей точности, быстроты,
рациональности, а на этапе закрепления и дальнейшего совершенствования –
ещё и двигательной находчивости, т.е. умения применять навыки работы с
мячом в различных условиях игровой деятельности.
Также, координационные упражнения должны содержать элементы
новизны или являться для исполнения новыми и необычными.
И наконец, упражнения с мячами будут только тогда способствовать
развитию координационных способностей, когда они, являясь знакомыми и в
какойто степени привычными для занимающихся и
в то же время
выполняются:
1. при заданном изменении отдельных характеристик (пространственных,
временных, силовых или их сочетании);
2. при изменении привычного способа двигательного действия;
3. в непривычных сочетаниях;
4. при различных внешних условиях. Далее будут приведены упражнения с большими мячами. Они направлены
на развитие координационных способностей, относящихся к группе спортивно
игровых двигательных действий. Вместе с тем на уроках в начальной школе
эти упражнения можно использовать с таким расчетом, чтобы они оказывали
воздействие преимущественно на одну или несколько специфических
координационных способностей. Это, например способность:
к ориентированию в пространстве и быстроте перестроения
двигательных действий;
способность точно воспроизводить, отмеривать и оценивать
пространственные, временные и силовые параметры движений;
способность к ритму и реакции.
Из данных упражнений можно подобрать и составить комплексы,
определить число повторений с учётом возраста занимающихся и уровня
их физической подготовки.
Примерные упражнения для развития координационных
способностей на этапе начального разучивания двигательных действий
с мячами:
1.
Стоя в шеренге. Передача мяча из рук в руки (вправо, влево)
перед грудью, за спиной.
2.
Стоя в колонне. Передача мяча из рук в руки над головой,
между ногами.
3.
В парах. Занимающиеся стоят лицом друг к другу.
Перекатывание мяча одной и двумя руками. То же стоя на полу ноги
врозь на расстоянии 34 метров.
4.
Стоя в двух шеренгах лицом друг к другу, ноги врозь.
Первые игроки перекатывают двумя руками свои мячи партнёрам,
стоящим напротив. Те, наклонившись вперёд, ловят мячи двумя руками
и поднимают над головой. После этого накланяются вперёд и
перекатывают мячи по полу первым номерам.
5.
6.
рукой.
7.
Броски мяча вверх и ловля его двумя руками.
Броски мяча вниз и ловля его двумя руками, а затем одной
Мяч в правой (левой) руке. 1подбросить мяч вверх; 2
поймать его той же рукой; 3ударить мяч об пол; 4поймать мяч.
8.
Мяч впереди в правой руке. Подбросить мяч вверх влево,
поймать его левой рукой. Подбросить мяч вверх вправо, поймать его
правой рукой. В такт броскам и ловле мяча можно сгибать и разгибать
ноги.
9.
Стоя в парах ноги врозь лицом друг к другу. Расстояние
между партнёрами 24 метра. Передача и ловля мяча двумя руками
снизу. 10.
груди.
11.
Стоя в парах. Передача и ловля мяча двумя руками от
Стоя в парах. Передача двумя руками изза головы и ловля
двумя руками.
12.
руками.
13.
наоборот).
Подбрасывание мяча правой (левой) рукой и ловля двумя
Удары мячом об пол правой рукой и ловля левой (и
14.
Броски мяча в стену двумя руками от груди и ловля его. То
же после отскока мяча от пола и ловля его.
15.
16.
17.
18.
Ведение мяча на месте.
Ведение мяча вокруг партнёра.
Ведение мяча правой левой рукой в ходьбе.
Броски мяча поочерёдно правой (левой) рукой от плеча в
стену и ловля его двумя руками.
19.
Перебрасывание мяча через сетку или веревку, натянутую
на высоте 1,5 – 2 метра.
20.
Броски мяча снизу, сверху, изза головы в обруч, лежащий
на полу на расстоянии 23 метров.
21.
Броски мяча в корзину или круг на точность попадания.
Примерные упражнения для совершенствования координационных
способностей на этапе закрепления и дальнейшего совершенствования
двигательных действий с мячом.
1.
Ведение мяча в сочетании с остановкой, передачей или
броском.
2.
В парах во время ходьбы передача мяча при сближении и
удалении партнёров.
3.
Передача мяча в парах при противодействии одного
защитника.
4.
В парах на расстоянии 2 метров друг от друга. По сигналу
учителя партнёры начинают передавать мяч друг другу заданным
способом. Побеждает пара, сделавшая раньше всех 10 передач не
уронив мяча.
5.
То же стоя в шеренгах на лицевых линиях волейбольной
площадки.
6.
Броски мяча в цель, установленную на высоте 1,5 – 2
метров, разными способами: после ловли, после ведения с фиксацией
остановки.
7.
То же, но броски в горизонтальную мишень обруч, кольцо. Методические указания к применению упражнений с мячами.
Чтобы учащиеся 1 – 4 классов успешно овладевали умениями и навыками
в бросках и ловле больших и малых мячей демонстрировали высокий уровень
развития координационных способностей учителю необходимо учитывать
некоторые особенности использования упражнений. Так на уроке, в который
включено обучение двигательным действиям с мячами, учащимся
рекомендовано выполнять по 46 приведённых выше упражнений. При этом
общее количество повторений упражнений в бросках и ловле мяча должно
быть достаточно большим – до 3040 раз. Следует также обращать внимание
на то, чтобы каждый бросок занимающиеся выполняли в соответствии с
заданием учителя.
При обучении двигательным действиям с мячами необходимо идти от
простых и доступных упражнений, к более сложным. Это надо учитывать при
составлении комплексов.
В овладении двигательными действиями с большими мячами дети 710
лет показывают ярко выраженные индивидуальные особенности. Одни быстро
и легко осваивают эти действия, другие обучаются им значительно дольше.
Поэтому упражнения с мячами предоставляют хорошие возможности для
осуществления индивидуального, дифференцированного подхода в обучении
и совершенствовании.
Эстафеты и подвижные игры с мячами.
«Школа мяча». Команды строятся в колонны по одному, в руках у
направляющих по мячу. Перед каждой колонной на полу размечен круг
диаметром 6070 сантиметров. По сигналу направляющий, ударив мячом в
круг двумя руками, уходит в конец колонны. После отскока мяч ловит
следующий игрок, который повторяет задание и т.д. Побеждает команда
первой закончившая эстафету и сделавшая меньше ошибок.
«Мяч в корзину». Команды стоят в колонны по одному перед линией
броска за которой н расстоянии 24 метров установлены большие корзины или
ящики. По сигналу первые номера в руках, которых по мячу, поочерёдно
выполняют броски двумя руками снизу, стараясь забросить мяч в корзину.
Игрок, выполнивший бросок становится в конец колонны. Побеждает
команда, у которой больше попаданий.
Передвижения с мячом». Играющие строятся в колонны по одному. В
руках у направляющих мячи. По сигналу участники поочерёдно выполняют
различные задания. Пробегая с мячом указанное расстояние (610 метров).
Способы передвижения с мячом: Держа мяч на ладони; ударяя мячом об пол с
ловлей двумя руками; Ведение мяча одной рукой; ведя мяч ногами и т.д.
«Играй, но мяч не теряй». Каждый учащийся самостоятельно играет с
мячом в любом свободном месте зала. По сигналу все как можно быстрее
должны поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Затем игра продолжается. Выигрывают учащиеся, которые во время игры не получили
штрафных очков.
Развивая координационные способности можно давать детям ещё ряд игр
и эстафет: «Быстро и точно», «Попади в обруч», «Перекати мяч», «Передача
мяча», «Мяч водящему», «Гонка мячей по кругу», «Овладей мячом» и т.д.
Эстафеты и подвижные игры можно включать в урок физкультуры лишь в
том случае, когда применяемые в них действия достаточно хорошо освоены
учащимися. В противном случае использование эстафет и подвижных игр
может повлечь за собой образование неправильных навыков и умений.
Для совершенствования координационных способностей, проявляемых в
упражнениях с мячами на уроках в 14 классах, проводится 12 эстафеты или
подвижные игры.
Продолжительность этапов начального обучения и углублённого
разучивания зависит от ряда обстоятельств: индивидуальные особенности
школьников, наличия необходимого инвентаря, мастерства учителя. Однако в
среднем на этап начального разучивания упражнений уходит примерно 68
уроков, а на этап углубленного разучивания 810 уроков. На этап закрепления
и дальнейшего совершенствования до14 уроков. На этом освоение и
совершенствование данных двигательных действий не заканчивается. Оно
продолжается в 56 классах с использованием более сложных в
координационном отношении упражнений.
Упражнения с мячами для развития координационных способностей младших школьников
Упражнения с мячами для развития координационных способностей младших школьников
Упражнения с мячами для развития координационных способностей младших школьников
Упражнения с мячами для развития координационных способностей младших школьников
Упражнения с мячами для развития координационных способностей младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.