В последнее время ученые пришли к выводу, что созревание мышечной системы заканчивается где-то в 29-30 лет и более.
Среди упражнений для стимуляции роста некоторые специалисты рекомендуют висы на перекладине в расслабленном состоянии с легкими встряхиваниями, прыжки вверх с доставанием предмета, вытягивания вверх с достижением определенной отметки, спортивные игры, почти все виды легкой атлетики, а также плавание.
Заслуженный врач РСФСР А. Транквилитати разработал для подростков и юношей 11-18 лет специальные упражнения, способствующие увеличению роста, укреплению связочного аппарата позвоночника, мышц спины и плечевого пояса (по В. Петрову, 1987):
Упражнение 1. Встать правой ногой на 3-4-ю перекладину гимнастической стенки, руками взяться за перекладину на уровне плеч, присесть на правой ноге, одновременно отводя прямую левую ногу, как можно дальше вверх-назад. Темп средний. Повторить 6 раз каждой ногой.
Упражнение 2. Встать лицом к гимнастической стенке , руки опущены. Поднимаясь на носки, одновременно поднять через стороны выпрямленные руки, соединить их тыльными поверхностями кистей над головой, потянуться – вдох. Вернуться в исходное положение, опуская руки через стороны – выдох. Повторить 3-4 раза.В последнее время ученые пришли к выводу, что созревание мышечной системы заканчивается где-то в 29-30 лет и более.
Среди упражнений для стимуляции роста некоторые специалисты рекомендуют висы на перекладине в расслабленном состоянии с легкими встряхиваниями, прыжки вверх с доставанием предмета, вытягивания вверх с достижением определенной отметки, спортивные игры, почти все виды легкой атлетики, а также плавание.
Заслуженный врач РСФСР А. Транквилитати разработал для подростков и юношей 11-18 лет специальные упражнения, способствующие увеличению роста, укреплению связочного аппарата позвоночника, мышц спины и плечевого пояса (по В. Петрову, 1987):
Упражнение 1. Встать правой ногой на 3-4-ю перекладину гимнастической стенки, руками взяться за перекладину на уровне плеч, присесть на правой ноге, одновременно отводя прямую левую ногу, как можно дальше вверх-назад. Темп средний. Повторить 6 раз каждой ногой.
Упражнение 2. Встать лицом к гимнастической стенке , руки опущены. Поднимаясь на носки, одновременно поднять через стороны выпрямленные руки, соединить их тыльными поверхностями кистей над головой, потянуться – вдох. Вернуться в исходное положение, опуская руки через стороны – выдох. Повторить 3-4 раза.
Упражнения, способствующие
увеличению роста, укрепленного
связочного аппарата позвоночника,
мышц спины и плечевого пояса
Предположительные варианты прогноза роста
Таблица №1
Рост, см
мальчики
девочки
167
175
183
189
194
173
162
180
169
189
175
196
182
187
200
Окончательный рост, см
200
190
195
163
171
177
180
180
180
168
177
184
185
185
185
174
183
190
190
190
190
Возраст
11
12
13
14
15
20
В последнее время ученые пришли к выводу, что созревание мышечной системы
заканчивается гдето в 2930 лет и более.
Среди упражнений для стимуляции роста некоторые специалисты рекомендуют висы на
перекладине в расслабленном состоянии с легкими встряхиваниями, прыжки вверх с
доставанием предмета, вытягивания вверх с достижением определенной отметки,
спортивные игры, почти все виды легкой атлетики, а также плавание.
Заслуженный врач РСФСР А. Транквилитати разработал для подростков и юношей 1118
лет специальные упражнения, способствующие увеличению роста, укреплению связочного
аппарата позвоночника, мышц спины и плечевого пояса (по В. Петрову, 1987):
Упражнение 1. Встать правой ногой на 34ю перекладину гимнастической стенки, руками
взяться за перекладину на уровне плеч, присесть на правой ноге, одновременно отводя
прямую левую ногу, как можно дальше вверхназад. Темп средний. Повторить 6 раз каждой
ногой.
Упражнение 2. Встать лицом к гимнастической стенке , руки опущены. Поднимаясь на
носки, одновременно поднять через стороны выпрямленные руки, соединить их тыльными
поверхностями кистей над головой, потянуться – вдох. Вернуться в исходное положение,
опуская руки через стороны – выдох. Повторить 34 раза.
Упражнение 3. Встать лицом к гимнастической стенке, руки отпустить. Подняться на
носки, одновременно поднимая через стороны выпрямленные руки, соединить
их
тыльными поверхностями кистей над головой, потянуться – вдох. Исходное положение –
выдох.
Упражнение 4. Повторить упражнение 2.
Упражнение 5. Лечь животом на гимнастическую доску, одним концом закрепленную к 3
й или 4й перекладине стенки, другим – на табурете. Подложить одеяло или материю,
хорошо скользящую по доске. Взяться руками за перекладину, на которой закрепленадоска. Максимально разогнуть руки в плечах и локтевых суставах, скользя туловищем по
наклонной плоскости вниз, потянуться. Затем, сгибая руки в локтевых и плечевых
суставах, максимально подтянуться вверх. Начав с четырех подтягиваний, постепенно
доводят их число до 20.
Упражнение 6. Повторить упражнение 2.
Упражнение 7. Лечь животом на гимнастическую доску, руки вдоль туловища. Поднять
руки через стороны и соединить их тыльной поверхностью кистей над головой – вдох.
Опустить прямые руки через стороны – выдох. Повторить 34 раза.
Упражнение 8. То же, что в упражнении 5, но, подтянувшись второй раз, ухватиться за
более высокую перекладину. Скользя туловищем по доске вниз, потянуться.
Потянувшись в третий раз, сделать попытку подтянуться еще на одну перекладину.
Выполнить 23 подтягивания.
Упражнение 9. Повторить упражнение 7.
Одним из важнейших показателей физического развития баскетболиста является его масса.
Незначительное увеличение массы в период роста организма закономерно (табл.№2)
Таблица№2
Показатель роста и массы тела в процессе развития
\
Возраст, лет
Мальчики
Девочки
Рост, см
Масса, кг
Рост, см
Масса, кг
7
8
9
10
124
126
128
134
22
26
27
30
120
123
127
133
25
21
26
32
В начале тренировок она сможет уменьшиться до 3 кг и больше. Происходит это, как
правило, изза потери воды и жира. Позже после нагрузки масса будет снижаться
незначительно и восстанавливаться к следующему дню.
Несмотря на то, что небольшой рост не является препятствием для занятий баскетболом,
однако больших успехов могут добиться юноши с определенными массой и ростом
(табл.3).
Подростки 1215 лет, с учетом особенностей развития их организма, могут быть
приобщены к самостоятельным занятиям баскетболом. В этом возрасте (в период полового
созревания) в организме происходят сложные перестройки в работе различных
физиологических систем и органов.
В этот период мальчики интенсивно растут (до 79 см в год). Особенно быстро удлиняются
руки и ноги, о чем свидетельствует угловатость движений.
Таблица №3
Показатель роста и массы тела, наиболее благоприятные для занятий баскетболом
Возраст, лет
Мальчики
Девочки
11
12
13
14
Рост, см
154,6161,4
157164
165,5172,8
172,2179
Масса, кг
43,350,5
44,251,1
5559
59,668,1
Рост, см
156167
157,9164,3
163,3175
170,1176,6
Масса, кг
44,352,1
48,557,5
5462,8
57,76615
16
17
176,6182
182,5189,3
184,6191
62,771,4
70,479,6
74,382,5
170,7176,9
171,2177,5
174,6180,7
59,867
60,967,8
63,470,1
Значительное увеличение массы тела происходит в период от 12 до 15 лет, в основном за
счет мышц, это в свою очередь приводит к нарастанию силы. Физическая
работоспособность увеличивается, но все еще составляет 6070% от уровня
работоспособности взрослого человека. Поэтому в этом возрасте не следует увлекаться
физическими нагрузками, чтобы не ускорить процесс окостенения скелета и замедлить
рост костей в длину. Увеличение числа занятий в неделю до 5 раз, но с меньшим объемом
физической нагрузки предупредить это нежелательное явление.
Физические упражнения – это средство для развития тех или иных физических качеств.
При планировании занятий необходимо учитывать свой возраст и пол, поскольку
существуют возрастные границы для развития различных физических качеств. Доктор
педагогических наук Гужаловский (1983) пришел к выводу, что развитие двигательных
качеств целесообразно проводить в определенном порядке.
Мальчикам в возрасте 78 лет доступно развитие силы отдельных мышечных групп, 89 лет
быстроты и общей выносливости, 910 лет – гибкости и равновесия, 1011 лет – общей
выносливости, 1112 лет – динамической выносливости, 1213 лет выносливости общей и
динамической, 1314 лет – силы, статистической выносливости, 1415 лет – скоростной,
общей выносливости, равновесия, 1516 лет – динамической выносливости и гибкости, 16
17 лет – равновесия, силы, статической выносливости.
Девочки в возрасте 78 лет могут приступить к развитию быстроты, статической
выносливости и равновесия, 89 лет – быстроты, динамической выносливости и равновесия,
910 лет – быстроты, скоростносиловой выносливости, равновесия, 1011 лет – силы,
быстроты и скоростносиловой выносливости, 1112 лет – силы, скоростносиловой
выносливости, гибкости, равновесия, 1213 лет – динамической выносливости, 1314 лет –
быстроты и гибкости, 1416 лет – статической выносливости и гибкости, 1617 лет – силы и
гибкости.
Для ребят высокого роста методика самостоятельных занятий имеет свои особенности. У
юных «гигантов», как правило, обнаруживается слабая физическая подготовленность. Они
чаще ошибаются в выборе места под щитом, надеясь на длину тела и высоту прыжка. Они
придерживают мяч, срывают атаки, ошибаются в подстраховке партнеров, получают
больше персональных замечаний, медленно переходят к контратакам, неумело ведут
силовую борьбу за место под щитом (не корпусом, а руками). Поэтому в программе
самостоятельных занятий следует придерживаться следующих правил:
На первом году обучения объем скоростных тренировок не может быть меньше
объема тренировок на выносливость;
Объем тренировок по общей физической подготовке должен превышать объем
тренировок по отработке техники;
Объем работы спортсмена высокого роста над техническими приёмами нападения и
защиты должен быть на 1520% выше, чем у игрока, выполняющего другие функции.