Упражнения в чтении и письме. Знакомство с приставкой. Внеклассное чтение.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – формируем умение овладевать начертанием письменных букв, слов, предложений; – формируем умение списывать с печатного образца; – формируем умение выделять в слове корень, приставку, суффикс; понимать и объяснять значение приставок; образовывать новые слова с помощью приставок; – формируем умение анализировать текст; – формируем умение наблюдать над значением слова. Оборудование: схемы предложений, книга Г. Цыферова «Про чудака-лягу¬шонка». Игра « Путаница». 1 3 – Прочитайте группы слов. город – сапоги – ветер огород – капуста – помидор корова – молоко ворона – сорока – осина класс – кросс лимон – стакан картина – тонна
Иконка файла материала Obuchenie_gramote__Urok_67-68__18n+.doc
Урок 67–68 (4 ч.). Тема: Упражнения в чтении и письме. Знакомство с приставкой. Внеклассное чтение.  Обучение грамоте Цели: – формируем умение овладевать начертанием письменных букв, слов, предложений; – формируем умение списывать с печатного образца; – формируем умение выделять в слове корень, приставку, суффикс; понимать и объяснять значение приставок;  образовывать новые слова с помощью приставок; – формируем умение анализировать текст; – формируем умение наблюдать над значением слова. Оборудование: схемы предложений, книга Г. Цыферова «Про чудака­лягушонка». Символы: 1Этапы урока Ι . Актуализация  знаний.  Повторение   Ход урока Формирование УУД 1. Игра « Путаница».  1  3 – Прочитайте группы слов. город – сапоги – ветер  огород – капуста – помидор  корова – молоко ворона – сорока – осина  класс – кросс лимон – стакан картина – тонна  – По какому признаку слова сгруппировали?  – Что общего у всех слов?  – В какой группе слова не сочетаются?  – Назовите слова с буквой О.  – А в каких словах пишется буква А?  – Девочки, назовите первый слог каждого слова, а остальную часть слова называют мальчики.  – Выберите парой какую­либо группу слов. Придумайте предложение со словами этой группы и выберите с доски подходящую схему для вашего предложения.   – Что мы сейчас делали? – Чему учились?  2  3  4 2. – Откройте «Буквари» на с. 108. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Составление плана урока. План (примерный)   3   2 1. Чтение  и анализ слов с приставками. Познавательные УУД: 1) формируем умение  извлекать информацию из  схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение  представлять информацию в  виде схемы; 3) формируем умение  выявлять сущность,  особенности объектов; 4) формируем умение на  основе анализа объектов  делать выводы; 5) формируем умение  обобщать и  классифицировать по  признакам; 6) формируем умение  ориентироваться на  развороте учебника; 7) формируем умение  находить ответы на вопросы  в иллюстрации. 22. Чтение предложений. 3. Запись предложений и текста. 4. Работа с текстами. – Что мы сейчас делали? (Составляли план урока, т.е. учились  организовывать свою деятельность.) – Каким кружком мы отметим умение организовать свою деятельность?   3. Работа в прописи. 2 1) – Откройте прописи на с. 3. Посмотрите, что написано на верхней  строчке. – Сравните соединения в слогах, записанных на верхней строчке. (Разные соединения.) – Запишите слоги. Используйте ручки разного цвета.  – Проверьте. Подчеркните слоги с самыми удачными соединениями.  2) Запись слов.  – Прочитайте слова про себя.  Выборочное чтение вслух.  – Прочитайте:   название зверька;   слово с буквосочетанием ши;   слово, которое употребляем много раз в день;   слово, про которое я не спросила.  – Что можно сказать про количество звуков и букв во всех этих словах? (Звуков во всех словах больше, чем букв.)  – Как вы определили?  Коммуникативные УУД: 1) формируем умение  слушать и понимать других; 2) формируем умение  строить речевое  высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение  оформлять свои мысли в  устной форме; 4) формируем умение  работать в паре. 3–  Проверьте:   подсчитайте   звуки,   обозначьте   их   точками.   Подсчитайте буквы.  – Обведите, а потом запишите эти слова.  Проверка работы. 4. Работа в тетради для печатания (с. 36). Написание   слов   с   буквой   Ё,   наблюдение   за   звуками,   которые   она обозначает. 5. Работа в «Букваре».  1   2   5 1) Наблюдение: образование слов с помощью приставок.  – Рассмотрите страничку «Букваря» (с. 108). – Прочитайте верхнюю строчку. – Что вы прочитали? (Слоги. Приставки.) – Что подсказало вам, что это приставки?   – Для чего служит эта часть слова?  –  Дружно   живут   и   работают   вместе   в   слове   корни   и   приставки.   Они выполняют   очень   важную   работу.   Вместе   работать   всегда   веселее. Посмотрим, какие новые слова получились с помощью приставок.  2) Чтение слов в «Букваре».  Образец чтения.  Было слово плыл.  По плюс плыл – получится поплыл,  до + плыл = доплыл и т.д.  Аналогично строится работа со вторым и третьим столбиками первого ряда. После неё: – прочитайте из этих столбиков все слова с приставкой у-; Регулятивные УУД: 1) формируем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника; 2) формируем умение  оценивать учебные действия  в соответствии с  поставленной задачей; 3) формируем умение  прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение  осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. 4– с приставкой по-; – с приставкой до-. –  Почему приставка так называется?  (Её «приставили», присоединили к слову.)  – Какую же важную работу выполняет приставка в слове?  3) Разучивание рифмовки.  Перед корнем есть приставка,  Слитно пишется она.  А при помощи приставки  Образуются слова.  4) Чтение 2­го ряда столбиков.  Чтение 1­го столбика.  – Прочитайте слова.  – Составьте предложения с этими словами.  –  Какую   приставку   подберём   для   последнего   слова?  (Возможны различные варианты.)  – Выделите приставки в словах. Что заметили? – От какого слова эти приставки образовали слова? Аналогично строится работа со 2­м и 3­м столбиками.  5) Игра.  – Давайте поиграем в машинку с прицепом. Машинкой будет приставка, а прицепом – корни.  – Какие слова отправляются в путь во 2­м и 3­м столбиках? Прочитайте. Выделите приставки.  6) – Допишите приставки к словам 3­го и 4­го рядов.  – Объясните, что значит  понёс?  (Доставляет куда­то что­то в настоящее время.)  Личностные УУД: 1) формируем умение  выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции; 2) формируем мотивации к  обучению и  целенаправленной  познавательной деятельности; 3) формируем умение  оценивать поступки в  соответствии с определённой ситуацией. 5– А донёс? (Уже доставил что­то.)  – Вёл? (Помогал идти, сопровождал.)  – Привёл? (Помог прийти.)  – Чему мы сейчас учились?  2  4 – Что мы сейчас с вами делали? – Каким кружком отметим это умение?   6. Работа в прописи (с. 3).   7   2   4 1) Наблюдение над словами.  – Прочитайте слова внизу на странице.  – Назовите звуки и буквы в каждом слове. – Отличается ли количество звуков от количества букв?  – Почему их поровну?  – В каких словах при написании надо вспомнить правило о буквах парных согласных на конце слова?  – Как проверить эти буквы?  – Какому правилу подчиняется написание слова Пётр?  – Обведите слова, обозначьте звуки цветными точками.   2) Развитие речи.   Работа с текстом. а) До чтения текста.  – Рассмотрите иллюстрацию. Расскажите, что видите.  – Какие у кота хитрые глаза! Он что­то замышляет? – Давайте прочитаем текст.  – У текста нет заголовка. Можно придумать название по картинке?  (Надо сначала прочитать текст.)  б) Чтение текста про себя.  – Прочитайте.  Духовно­нравственное  развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного  чувства, этического сознания и готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые; 2) гражданско­ патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия,  способности к познанию; 4) воспитание здорового  образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. 6– Где сидели дети?  – А как можно сидеть на пруду? Как сказать точнее? (Дети сидели на песке у пруда.)  – Чем они были заняты?  – Как звали мальчиков?  – Отметьте заглавные буквы в словах.  – Какую рыбу они хотели поймать? А какую уже поймали?  – Где были окуни?  – Почему употребляется слово пока?  – Какое предложение можно подписать под картинкой?  – Значит, кота звали ... Отметьте заглавную букву.  – Прочитайте вопросы под текстом. Ответьте на них.  – Давайте продолжим рассказ. Что было дальше? Что делал кот?  (Кот долго смотрел на улов, а потом съел его. В ведре одна вода. Нет улова! Нет кота! Ну и Пушок!)  – Какую картинку можно нарисовать к нашему предложению?  (Пустое ведро, и кот убежал.)  в) Озаглавливание. (Например: «Воришка», «Ну и Пушок!»)  г) Пересказ получившегося текста.  Самооценка с фиксированием в дневнике. – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Полностью или частично ты закрасишь свой кружок­отметку в дневнике? Почему? – Отметь в дневнике. ТООУ 7д) Выборочная запись предложений по выбору учителя. е) Проверка. 7. Работа в «Букваре».   1   1   2   7 Чтение текста про гномика (c. 108).  1) Работа с текстом до чтения.  – На какие мысли наводит картинка?  – Что про гномов мы уже читали?  – Какие гномы нам встречались?  – С кем они дружили?  – А что несёт в руках гном на картинке?  – Как называется текст? Почему? – Какое задание мы получили от авторов учебника? 2) Чтение вслух с комментированием.  Домик гномика стоит далеко в лесу.  (Значит, с кем может дружить гном?)  У гномика именины.  (То есть праздник имени. Кого он позовёт?) К нему спешат гости. Вот совушка слетела с ветки и полетела к домику. Крот вышел рано (Почему крот вышел рано?) и долго шёл по тропинке. (Вот и ответ!)  Первым прискакал оленёнок с ромашками. Потом приплыла выдра с кувшинками. Прилетели осы с вкусным медком. (А почему оленёнок принёс ромашки, выдра – кувшинки, а осы – медок?) Лисёнок аккуратно пронёс лукошко малины мимо кустов шиповника. Улитка пришла после совы и крота. Вот и все гости на месте! (Много гостей?) На   столе   сладкие   пироги,   кипит   самовар.   Гномик   рад   подаркам. 8Порадовали его гости!  3) Выявление первичного восприятия.  – Ждал ли гномик гостей? Как догадались?  – Почему не сова, а совушка?  – Ждёт ли её гномик?  – А что подсказывает, что осы приготовили подарок от всей души?  (Не мёд, а медок!)  – Кому и чему рад гномик?  4) Повторное чтение.  Вопросы после чтения.  – Почему у гномика много друзей?  – Что подарили бы вы, если бы гномик пригласил вас на именины?  – Именины – это день рождения имени, а его у гномика нет. Придумайте ему имя.  5) Озаглавливание текста.  Выбор заглавия из данных вариантов: «Гном», «Гном­именинник»,  «Про крота», «На именины к гному». – Какое название больше всего подойдёт?  – Почему последнее заглавие больше всего подходит к этому рассказу?  – Найдите в рассказе слова с приставками. Прочитайте их.  – Что общего у всех этих слов? Отметим приставки.  – Что называют слова с приставками? (Действия героев.) – Какие знания повторили?  – Какое умение формировали?  – Каким кружком отметим это умение?   98. Работа в прописи.  3    5    1 1)   Самостоятельное   списывание   предложения   с   письменного   образца. Анализ предложения и подготовка к списыванию.  Медведи ели малину на опушке у ели.  Взаимопроверка работы в парах.  2) Обведение слов (с. 4).  –  Прочитайте   слова   первой   строчки.  Почему   они   написаны   с  заглавной буквы?  – Какие из этих имён полные?  – Как будут звать Лёву, Лёшу, Алёну, когда они вырастут?  – Какая буква есть во всех этих именах? (Ё.)  – Как она соединена с соседними буквами? (Верхние соединения.)  – Как определить количество слогов в слове?  – Запишите слова. Над словом цифрой укажите количество слогов. Проверка. – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Полностью или частично ты закрасишь свой кружок­отметку в дневнике? Почему? – Отметь в дневнике. 3) Наблюдение над словами с буквой Ё.  – Прочитайте слова на следующей строчке.  ТООУ 10– Вспомните, когда мы сегодня уже работали с такими словами? (В тетради для печатания.) Выборочное чтение по заданию: – Найдите трёхсложное слово. (Опёнок.)  – Прочитать слова с ударным вторым слогом.  – Как в этих словах проверить букву гласного в 1­м слоге?  – Какой суффикс в этих словах? – Что общего у всех слов?  – Будем ли ставить знак ударения в этих словах? Почему? Самостоятельная запись слов.  Самостоятельное обведение и запись заглавных букв.  – Прочитайте буквы на следующей строке. – Почему они оказались рядом? 5 –   Обведите   на   образце   зелёной   ручкой   общий   элемент.   Как   его   надо писать? (Объяснения детей.)  Самостоятельная запись букв. «Конкурс красоты»: выбор лучшей буквы с объяснением. 4) Выборочное списывание (по усмотрению учителя) слов с печатного образца; толкование лексического значения слова шатёр. После записи:  – Задайте вопросы к каждому слову. Например, сколько звуков в слове шатёр? Какое опасное место в слове ковёр?  И т.д. 5) Развитие речи.  Чтение и озаглавливание текста (с. 4).  11а) Работа с текстом до чтения.  – Посмотрите на текст. Чего не хватает? (Нет картинки и заглавия.) – Что нужно сделать, чтобы придумать заглавие? (Прочитать текст.)  б) Чтение текста про себя.  Беседа:  – Что на реке?  – А что в лесу? – Чья нора под деревом?  – А под пнём? – Где находится домик клестов? – Кто ещё в лесу? – Прочитайте последнее предложение. Почему в лесу тихо? в) Озаглавливание. г) Выборочное списывание (1–2 предложения по усмотрению учителя). – Что мы сейчас делали?  – Какое умение формировали?  – Каким кружком отметим это умение?   Физкультминутка. 9. Работа в «Букваре».  1  1   2   7 Чтение рассказа Г. Цыферова «Спор» (с. 109).      1  1) Прогнозирование по иллюстрации и названию.  – Знакомо ли вам имя автора?  («Как цыплёнок рисовал», «Про чудака­ лягушонка».)  – Какие рассказы он пишет? 12– Как называется текст сегодня? – Рассмотрите иллюстрацию и подумайте, кто с кем спорил. – Как вы думаете, каким будет новый текст?  2) Чтение текста вслух. Выявление первичного восприятия.  – Какой был медвежонок?  – А ослик?  – Чему радовался медведь?  – Как относился к этому же ослик? (Да, он видел то же самое, но только с другой стороны. Его отношение противоположное: он жалеет о том, что прошло.) – Почему  к одному и тому же событию они относились по­разному? 3) Работа с текстом после чтения.  – Что вы прочитали – сказку или стихотворение?  – Почему вы так думаете?  –   Что   хотел   сказать   автор   читателям?  (Что   есть   оптимисты  –  люди, которые   видят   светлые   стороны,   верят   в   успех,   в   добро.   Они жизнерадостны и бодры. Их противоположность – пессимисты, которые во всём   видят   тёмные   стороны,   не   верят   в   лучшее.   Они   часто   жалеют   о прошедшем.)  – С кем из героев сказки вам хотелось бы подружиться? Почему?  Выразительное чтение сказки. Обратить внимание на интонацию.  4) – Мы прочитали текст. Какое умение формировали?  – Каким кружком отметим это умение?   10. Работа в тетради для печатания (с. 37). Образование слов при помощи приставок. 1311. Внеклассное чтение. 1   1   2   7 – Ребята, вам понравилась сказка Г. Цыферова, которую мы прочитали в «Букваре»? – У Геннадия Цыферова много сказок для ребят. Вот ещё одна.  1) Чтение­слушание.  Про чудака­лягушонка. А вчера в гости к лягушонку пришла рыжая корова. Промычала, покачала головой и вдруг спросила:  – Простите, зелёный, а что бы вы стали делать, если бы вы были рыжей коровой?  – Не знаю, но мне почему­то не очень хочется быть рыжей коровой.  – А всё­таки?  – Я всё равно бы перекрасился из рыжего в зелёный цвет.  – Ну а затем?  – Затем я отпилил бы рожки.  – А зачем?  – Чтобы не бодаться.  – Ну а потом?  – Потом я подпилил бы ножки... Чтобы не лягаться.  – Ну а потом?  – Потом бы я сказал: «Посмотрите, ну какая я корова? Я просто маленький зелёный лягушонок». Вопросы после чтения.  – Понравилась ли вам сказка?  – Кто из героев особенно вам близок?  2)   Воссоздание   детьми   образного   видения   сказки.   Беседа   с   элементами 14инсценирования.  – Про кого эта сказка? Назовите героев.  – Чем вам понравился лягушонок? (Он находчив, уважителен, миролюбив, у него есть друзья, он остроумен, мечтателен.)  – Кто сможет показать нам встречу коровы и лягушонка?  Разыгрывается   сценка.   Учитель   обращает   внимание   на   поведение коровы: помычала, покачала головой, вдруг спросила.  3) Рассматривание книги Г. Цыферова «Про чудака­лягушонка».  Учитель  сообщает  (а  возможно,  догадаются   дети), как называется прослушанная сказка и кто её автор.  Показ книги и рассматривание обложки, нахождение данной сказки в книге,   постраничное   рассматривание   иллюстраций,   нахождение фамилии художника, чтение заглавия сказки, фамилии и имени автора.    – Пересказать сказку «Спор». Придумать её продолжение – Что на уроке повторили? 4  – Что нового узнали? – Из чего состоит слово? (Из букв, звуков, слогов; из корня, приставки, суффикса.)  – Назовите слово с приставкой.  – Какие умения формировали? – Что у вас получилось лучше всего? ТООУ . Домашнее  ΙΙ задание (по  желанию) ΙΙΙ . Итог 15– В чём испытали затруднения? – Как бы вы УСТНО оценили своё настроение после урока? – Поднимите руку те, у кого сегодня за урок стоит в дневнике кружок-отметка. За что вы её получили? – Кто из вас на следующем уроке постарается выполнить такую работу, за которую в дневник сможет поставить себе отметку? – Желаю вам успеха на следующем уроке. Рекомендации по оцениванию достижений учащихся Актуализация знаний Работа в «Букваре» * Отметить учеников, которые хорошо работали со словами. Работа в прописи * Отметить учеников, которые правильно и красиво записывали слова. Работа в «Букваре» * Отметить учеников, которые правильно читали слова и отвечали на вопросы учителя. * Отметить учеников, которые подставляли приставку к слову. Работа в прописи * Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом.           Работа в «Букваре»                           Внеклассное чтение                      * Отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы по тексту. * Отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы по тексту. 16

Посмотрите также