Цели:
– формируем умение овладевать начертанием письменных букв, слов, предложений;
– формируем умение списывать с печатного образца;
– формируем умение выделять в слове корень, приставку, суффикс; понимать и объяснять значение приставок; образовывать новые слова с помощью приставок;
– формируем умение анализировать текст;
– формируем умение наблюдать над значением слова.
Оборудование: схемы предложений, книга Г. Цыферова «Про чудака-лягу¬шонка».
Игра « Путаница». 1 3
– Прочитайте группы слов.
город – сапоги – ветер
огород – капуста – помидор
корова – молоко
ворона – сорока – осина
класс – кросс
лимон – стакан
картина – тонна
Урок 67–68 (4 ч.).
Тема: Упражнения в чтении и письме. Знакомство с приставкой. Внеклассное чтение.
Обучение грамоте
Цели:
– формируем умение овладевать начертанием письменных букв, слов, предложений;
– формируем умение списывать с печатного образца;
– формируем умение выделять в слове корень, приставку, суффикс; понимать и объяснять значение приставок;
образовывать новые слова с помощью приставок;
– формируем умение анализировать текст;
– формируем умение наблюдать над значением слова.
Оборудование: схемы предложений, книга Г. Цыферова «Про чудакалягушонка».
Символы:
1Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Повторение
Ход урока
Формирование УУД
1. Игра « Путаница». 1 3
– Прочитайте группы слов.
город – сапоги – ветер
огород – капуста – помидор
корова – молоко
ворона – сорока – осина
класс – кросс
лимон – стакан
картина – тонна
– По какому признаку слова сгруппировали?
– Что общего у всех слов?
– В какой группе слова не сочетаются?
– Назовите слова с буквой О.
– А в каких словах пишется буква А?
– Девочки, назовите первый слог каждого слова, а остальную часть слова
называют мальчики.
– Выберите парой какуюлибо группу слов. Придумайте предложение со
словами этой группы и выберите с доски подходящую схему для вашего
предложения.
– Что мы сейчас делали?
– Чему учились? 2 3 4
2. – Откройте «Буквари» на с. 108. Как вы думаете, что мы будем делать на
уроке?
Составление плана урока.
План (примерный) 3 2
1. Чтение и анализ слов с приставками.
Познавательные УУД:
1) формируем умение
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение
представлять информацию в
виде схемы;
3) формируем умение
выявлять сущность,
особенности объектов;
4) формируем умение на
основе анализа объектов
делать выводы;
5) формируем умение
обобщать и
классифицировать по
признакам;
6) формируем умение
ориентироваться на
развороте учебника;
7) формируем умение
находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
22. Чтение предложений.
3. Запись предложений и текста.
4. Работа с текстами.
– Что мы сейчас делали? (Составляли план урока, т.е. учились
организовывать свою деятельность.)
– Каким кружком мы отметим умение организовать свою деятельность?
3. Работа в прописи. 2
1) – Откройте прописи на с. 3. Посмотрите, что написано на верхней
строчке.
– Сравните соединения в слогах, записанных на верхней
строчке. (Разные соединения.)
– Запишите слоги. Используйте ручки разного цвета.
– Проверьте. Подчеркните слоги с самыми удачными соединениями.
2) Запись слов.
– Прочитайте слова про себя.
Выборочное чтение вслух.
– Прочитайте:
название зверька;
слово с буквосочетанием ши;
слово, которое употребляем много раз в день;
слово, про которое я не спросила.
– Что можно сказать про количество звуков и букв во всех этих словах?
(Звуков во всех словах больше, чем букв.)
– Как вы определили?
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение
слушать и понимать других;
2) формируем умение
строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами;
3) формируем умение
оформлять свои мысли в
устной форме;
4) формируем умение
работать в паре.
3– Проверьте: подсчитайте звуки, обозначьте их точками. Подсчитайте
буквы.
– Обведите, а потом запишите эти слова.
Проверка работы.
4. Работа в тетради для печатания (с. 36).
Написание слов с буквой Ё, наблюдение за звуками, которые она
обозначает.
5. Работа в «Букваре». 1 2 5
1) Наблюдение: образование слов с помощью приставок.
– Рассмотрите страничку «Букваря» (с. 108).
– Прочитайте верхнюю строчку.
– Что вы прочитали? (Слоги. Приставки.)
– Что подсказало вам, что это приставки?
– Для чего служит эта часть слова?
– Дружно живут и работают вместе в слове корни и приставки. Они
выполняют очень важную работу. Вместе работать всегда веселее.
Посмотрим, какие новые слова получились с помощью приставок.
2) Чтение слов в «Букваре».
Образец чтения.
Было слово плыл.
По плюс плыл – получится поплыл,
до + плыл = доплыл и т.д.
Аналогично строится работа со вторым и третьим
столбиками первого ряда. После неё:
– прочитайте из этих столбиков все слова с приставкой у-;
Регулятивные УУД:
1) формируем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника;
2) формируем умение
оценивать учебные действия
в соответствии с
поставленной задачей;
3) формируем умение
прогнозировать предстоящую
работу (составлять план);
4) формируем умение
осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
4– с приставкой по-;
– с приставкой до-.
– Почему приставка так называется? (Её «приставили», присоединили к
слову.)
– Какую же важную работу выполняет приставка в слове?
3) Разучивание рифмовки.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
4) Чтение 2го ряда столбиков.
Чтение 1го столбика.
– Прочитайте слова.
– Составьте предложения с этими словами.
– Какую приставку подберём для последнего слова? (Возможны
различные варианты.)
– Выделите приставки в словах. Что заметили?
– От какого слова эти приставки образовали слова?
Аналогично строится работа со 2м и 3м столбиками.
5) Игра.
– Давайте поиграем в машинку с прицепом. Машинкой будет приставка, а
прицепом – корни.
– Какие слова отправляются в путь во 2м и 3м столбиках? Прочитайте.
Выделите приставки.
6) – Допишите приставки к словам 3го и 4го рядов.
– Объясните, что значит понёс? (Доставляет кудато чтото в настоящее
время.)
Личностные УУД:
1) формируем умение
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции;
2) формируем мотивации к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности;
3) формируем умение
оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
5– А донёс? (Уже доставил чтото.)
– Вёл? (Помогал идти, сопровождал.)
– Привёл? (Помог прийти.)
– Чему мы сейчас учились? 2 4
– Что мы сейчас с вами делали?
– Каким кружком отметим это умение?
6. Работа в прописи (с. 3). 7 2 4
1) Наблюдение над словами.
– Прочитайте слова внизу на странице.
– Назовите звуки и буквы в каждом слове.
– Отличается ли количество звуков от количества букв?
– Почему их поровну?
– В каких словах при написании надо вспомнить правило о буквах парных
согласных на конце слова?
– Как проверить эти буквы?
– Какому правилу подчиняется написание слова Пётр?
– Обведите слова, обозначьте звуки цветными точками.
2) Развитие речи.
Работа с текстом.
а) До чтения текста.
– Рассмотрите иллюстрацию. Расскажите, что видите.
– Какие у кота хитрые глаза! Он чтото замышляет?
– Давайте прочитаем текст.
– У текста нет заголовка. Можно придумать название по картинке?
(Надо сначала прочитать текст.)
б) Чтение текста про себя.
– Прочитайте.
Духовнонравственное
развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного
чувства, этического сознания
и готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые;
2) гражданско
патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия,
способности к познанию;
4) воспитание здорового
образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
6– Где сидели дети?
– А как можно сидеть на пруду? Как сказать точнее? (Дети сидели на песке
у пруда.)
– Чем они были заняты?
– Как звали мальчиков?
– Отметьте заглавные буквы в словах.
– Какую рыбу они хотели поймать? А какую уже поймали?
– Где были окуни?
– Почему употребляется слово пока?
– Какое предложение можно подписать под картинкой?
– Значит, кота звали ... Отметьте заглавную букву.
– Прочитайте вопросы под текстом. Ответьте на них.
– Давайте продолжим рассказ. Что было дальше? Что делал кот?
(Кот долго смотрел на улов, а потом съел его. В ведре одна вода. Нет
улова! Нет кота! Ну и Пушок!)
– Какую картинку можно нарисовать к нашему предложению?
(Пустое ведро, и кот убежал.)
в) Озаглавливание. (Например: «Воришка», «Ну и Пушок!»)
г) Пересказ получившегося текста.
Самооценка с фиксированием в дневнике.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Полностью или частично ты закрасишь свой кружокотметку в дневнике? Почему?
– Отметь в дневнике.
ТООУ
7д) Выборочная запись предложений по выбору учителя.
е) Проверка.
7. Работа в «Букваре». 1 1 2 7
Чтение текста про гномика (c. 108).
1) Работа с текстом до чтения.
– На какие мысли наводит картинка?
– Что про гномов мы уже читали?
– Какие гномы нам встречались?
– С кем они дружили?
– А что несёт в руках гном на картинке?
– Как называется текст? Почему?
– Какое задание мы получили от авторов учебника?
2) Чтение вслух с комментированием.
Домик гномика стоит далеко в лесу. (Значит, с кем может дружить гном?) У
гномика именины. (То есть праздник имени. Кого он позовёт?) К нему спешат
гости. Вот совушка слетела с ветки и полетела к домику. Крот вышел рано
(Почему крот вышел рано?) и долго шёл по тропинке. (Вот и ответ!)
Первым прискакал оленёнок с ромашками. Потом приплыла
выдра с кувшинками. Прилетели осы с вкусным медком. (А
почему оленёнок принёс ромашки, выдра – кувшинки, а осы – медок?)
Лисёнок аккуратно пронёс лукошко малины мимо кустов
шиповника. Улитка пришла после совы и крота. Вот и все
гости на месте! (Много гостей?)
На столе сладкие пироги, кипит самовар. Гномик рад подаркам.
8Порадовали его гости!
3) Выявление первичного восприятия.
– Ждал ли гномик гостей? Как догадались?
– Почему не сова, а совушка?
– Ждёт ли её гномик?
– А что подсказывает, что осы приготовили подарок от всей души?
(Не мёд, а медок!)
– Кому и чему рад гномик?
4) Повторное чтение.
Вопросы после чтения.
– Почему у гномика много друзей?
– Что подарили бы вы, если бы гномик пригласил вас на именины?
– Именины – это день рождения имени, а его у гномика нет. Придумайте
ему имя.
5) Озаглавливание текста.
Выбор заглавия из данных вариантов: «Гном», «Гномименинник»,
«Про крота», «На именины к гному».
– Какое название больше всего подойдёт?
– Почему последнее заглавие больше всего подходит к этому рассказу?
– Найдите в рассказе слова с приставками. Прочитайте их.
– Что общего у всех этих слов? Отметим приставки.
– Что называют слова с приставками? (Действия героев.)
– Какие знания повторили?
– Какое умение формировали?
– Каким кружком отметим это умение?
98. Работа в прописи. 3 5 1
1) Самостоятельное списывание предложения с письменного образца.
Анализ предложения и подготовка к списыванию.
Медведи ели малину на опушке у ели.
Взаимопроверка работы в парах.
2) Обведение слов (с. 4).
– Прочитайте слова первой строчки. Почему они написаны с заглавной
буквы?
– Какие из этих имён полные?
– Как будут звать Лёву, Лёшу, Алёну, когда они вырастут?
– Какая буква есть во всех этих именах? (Ё.)
– Как она соединена с соседними буквами? (Верхние соединения.)
– Как определить количество слогов в слове?
– Запишите слова. Над словом цифрой укажите количество слогов.
Проверка.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Полностью или
частично ты закрасишь свой кружокотметку в дневнике? Почему?
– Отметь в дневнике.
3) Наблюдение над словами с буквой Ё.
– Прочитайте слова на следующей строчке.
ТООУ
10– Вспомните, когда мы сегодня уже работали с такими
словами? (В тетради для печатания.)
Выборочное чтение по заданию:
– Найдите трёхсложное слово. (Опёнок.)
– Прочитать слова с ударным вторым слогом.
– Как в этих словах проверить букву гласного в 1м слоге?
– Какой суффикс в этих словах?
– Что общего у всех слов?
– Будем ли ставить знак ударения в этих словах? Почему?
Самостоятельная запись слов.
Самостоятельное обведение и запись заглавных букв.
– Прочитайте буквы на следующей строке.
– Почему они оказались рядом? 5
– Обведите на образце зелёной ручкой общий элемент. Как его надо
писать? (Объяснения детей.)
Самостоятельная запись букв. «Конкурс красоты»: выбор лучшей буквы
с объяснением.
4) Выборочное списывание (по усмотрению учителя) слов с
печатного образца; толкование лексического значения
слова шатёр. После записи:
– Задайте вопросы к каждому слову. Например, сколько звуков в слове
шатёр? Какое опасное место в слове ковёр?
И т.д.
5) Развитие речи.
Чтение и озаглавливание текста (с. 4).
11а) Работа с текстом до чтения.
– Посмотрите на текст. Чего не хватает? (Нет картинки и заглавия.)
– Что нужно сделать, чтобы придумать заглавие? (Прочитать текст.)
б) Чтение текста про себя.
Беседа:
– Что на реке?
– А что в лесу?
– Чья нора под деревом?
– А под пнём?
– Где находится домик клестов?
– Кто ещё в лесу?
– Прочитайте последнее предложение. Почему в лесу тихо?
в) Озаглавливание.
г) Выборочное списывание (1–2 предложения по усмотрению учителя).
– Что мы сейчас делали?
– Какое умение формировали?
– Каким кружком отметим это умение?
Физкультминутка.
9. Работа в «Букваре». 1 1 2 7
Чтение рассказа Г. Цыферова «Спор» (с. 109). 1
1) Прогнозирование по иллюстрации и названию.
– Знакомо ли вам имя автора? («Как цыплёнок рисовал», «Про чудака
лягушонка».)
– Какие рассказы он пишет?
12– Как называется текст сегодня?
– Рассмотрите иллюстрацию и подумайте, кто с кем спорил.
– Как вы думаете, каким будет новый текст?
2) Чтение текста вслух.
Выявление первичного восприятия.
– Какой был медвежонок?
– А ослик?
– Чему радовался медведь?
– Как относился к этому же ослик? (Да, он видел то же самое, но только с
другой стороны. Его отношение противоположное: он жалеет о том, что
прошло.)
– Почему к одному и тому же событию они относились поразному?
3) Работа с текстом после чтения.
– Что вы прочитали – сказку или стихотворение?
– Почему вы так думаете?
– Что хотел сказать автор читателям? (Что есть оптимисты – люди,
которые видят светлые стороны, верят в успех, в добро. Они
жизнерадостны и бодры. Их противоположность – пессимисты, которые во
всём видят тёмные стороны, не верят в лучшее. Они часто жалеют о
прошедшем.)
– С кем из героев сказки вам хотелось бы подружиться? Почему?
Выразительное чтение сказки. Обратить внимание на интонацию.
4) – Мы прочитали текст. Какое умение формировали?
– Каким кружком отметим это умение?
10. Работа в тетради для печатания (с. 37).
Образование слов при помощи приставок.
1311. Внеклассное чтение. 1 1 2 7
– Ребята, вам понравилась сказка Г. Цыферова, которую мы прочитали в
«Букваре»?
– У Геннадия Цыферова много сказок для ребят. Вот ещё одна.
1) Чтениеслушание.
Про чудакалягушонка.
А вчера в гости к лягушонку пришла рыжая корова. Промычала, покачала
головой и вдруг спросила:
– Простите, зелёный, а что бы вы стали делать, если бы вы были рыжей
коровой?
– Не знаю, но мне почемуто не очень хочется быть рыжей коровой.
– А всётаки?
– Я всё равно бы перекрасился из рыжего в зелёный цвет.
– Ну а затем?
– Затем я отпилил бы рожки.
– А зачем?
– Чтобы не бодаться.
– Ну а потом?
– Потом я подпилил бы ножки... Чтобы не лягаться.
– Ну а потом?
– Потом бы я сказал: «Посмотрите, ну какая я корова? Я просто маленький
зелёный лягушонок».
Вопросы после чтения.
– Понравилась ли вам сказка?
– Кто из героев особенно вам близок?
2) Воссоздание детьми образного видения сказки. Беседа с элементами
14инсценирования.
– Про кого эта сказка? Назовите героев.
– Чем вам понравился лягушонок? (Он находчив, уважителен, миролюбив,
у него есть друзья, он остроумен, мечтателен.)
– Кто сможет показать нам встречу коровы и лягушонка?
Разыгрывается сценка. Учитель обращает внимание на поведение
коровы: помычала, покачала головой, вдруг спросила.
3) Рассматривание книги Г. Цыферова «Про чудакалягушонка».
Учитель сообщает (а возможно, догадаются дети), как называется
прослушанная сказка и кто её автор.
Показ книги и рассматривание обложки, нахождение данной сказки в
книге, постраничное рассматривание иллюстраций, нахождение
фамилии художника, чтение заглавия сказки, фамилии и имени автора.
– Пересказать сказку «Спор». Придумать её продолжение
– Что на уроке повторили? 4
– Что нового узнали?
– Из чего состоит слово? (Из букв, звуков, слогов; из корня, приставки,
суффикса.)
– Назовите слово с приставкой.
– Какие умения формировали?
– Что у вас получилось лучше всего?
ТООУ
. Домашнее
ΙΙ
задание (по
желанию)
ΙΙΙ
. Итог
15– В чём испытали затруднения?
– Как бы вы УСТНО оценили своё настроение после урока?
– Поднимите руку те, у кого сегодня за урок стоит в дневнике
кружок-отметка. За что вы её получили?
– Кто из вас на следующем уроке постарается выполнить такую
работу, за которую в дневник сможет поставить себе отметку?
– Желаю вам успеха на следующем уроке.
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Актуализация знаний
Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые хорошо работали со словами.
Работа в прописи
* Отметить учеников, которые правильно и красиво записывали слова.
Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно читали слова и отвечали на вопросы учителя.
* Отметить учеников, которые подставляли приставку к слову.
Работа в прописи
* Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом.
Работа в «Букваре»
Внеклассное чтение
* Отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы по тексту.
* Отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы по тексту.
16