– Откройте рабочую тетрадь на с. 19.
– Поставьте точку на верхней строке.
– Что мы запишем здесь? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Обведите слова «Классная работа».
Ι. Чистописание. 1 3 4 3
– С какого этапа начнём урок русского языка?
1. Предварительный анализ и рисование «бордюра».
– Определите тему и цель чистописания. (Строчная буква ч, её соединение с другими буквами.)
– Есть ли общие элементы у буквы ч и флажка?
– Обведите их зелёной ручкой.
– Нарисуйте ещё два флажка.
– Заштрихуйте все флажки красным цветом, направление штриховки не должно повторяться.
2. Прописывание букв и сочетаний.
– Из каких элементов состоит буква ч?
– Запишите элементы и буквы.
– Прочитайте сочетания.
– Что вы знаете о правописании каждого из них? Запишите их.
3. Чтение и запись слов.
– Прочитайте слова. Объясните значение каждого слова.
Чек – а) талон из кассы с обозначением денежной суммы, полученной за товар; б) ценная бумага.
Чучело – а) фигура для отпугивания птиц на огороде; б) точное воспроизведение животного (в музеях).
– Прочитайте только слоги с буквой ч.
– Запишите слова.
– Проверьте написанное.
– Обведите в кружок слова, отвечающие на вопрос: кто?
– Разделите слова для переноса (устно).
4. Упражнение для самоконтроля.
Отличную букву в тетрадке найди
И красный флажок с нею соедини.
Ученики определяют лучшие буквы ч на второй строке и соединяют линией с флажком на первой строке. Одному флажку принадлежит одна буква. На флажке Незнайки ученики напишут сочетание, которое встречается в имени коротышки Ворчун.
– Что мы сейчас делали?
– Чему учились?
– Как назывался этот этап урока?
– Для чего мы его проводим?
II. Словарная работа. 1
– Прочитайте слова в тетради на с. 19.
– Что в них особенного?
– Образуйте от них фамилии.
– Назовите их.
– Запишите фамилии, подчеркните букву гласного, которую нельзя проверить, а надо запомнить.
Образец рассуждения:
– В слове корова я вставлю букву о. Её надо запомнить. От этого слова можно образовать фамилию Коровин. Запишу её. Подчеркну
заглавную букву и букву безударного гласного о.
корова – Коровин барсук – Барсуков
заяц – Зайцев лисица – Лисицына
баран – Баранов
Самоанализ с самооценкой.
Формулирование темы и цели урока. 3
– Посмотрите на орфограммы, которые вы подчеркнули, как вы думаете, какая у нас будет тема урока?
– Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?
– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?
– Составим план урока.
План (примерный)
1. Написание слов с большой буквы.
2. Обозначение мягкости согласных на письме буквой ь.
3.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия?
Русский язык
Урок 16.
Тема: Упражнения в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь.
Цель:
– развитие орфографических умений;
– развитие умений чтения и понимания текста (вычитывание фактуальной информации).
Символы:
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Повторение.
– Откройте рабочую тетрадь на с. 19.
– Поставьте точку на верхней строке.
– Что мы запишем здесь? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Обведите слова «Классная работа».
.Ι Чистописание. 1 3 4 3
– С какого этапа начнём урок русского языка?
1. Предварительный анализ и рисование «бордюра».
– Определите тему и цель чистописания. (Строчная буква ч, её соединение
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД:
1) развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию
в виде схемы;
3) выявлять сущность,
особенности объектов;
4) на основе анализа объектов
делать выводы;
5) обобщать и
1с другими буквами.)
– Есть ли общие элементы у буквы ч и флажка?
– Обведите их зелёной ручкой.
– Нарисуйте ещё два флажка.
– Заштрихуйте все флажки красным цветом, направление штриховки не
должно повторяться.
2. Прописывание букв и сочетаний.
– Из каких элементов состоит буква ч?
– Запишите элементы и буквы.
– Прочитайте сочетания.
– Что вы знаете о правописании каждого из них? Запишите их.
3. Чтение и запись слов.
– Прочитайте слова. Объясните значение каждого слова.
Чек – а) талон из кассы с обозначением денежной суммы, полученной за
товар; б) ценная бумага.
Чучело – а) фигура для отпугивания птиц на огороде; б) точное
воспроизведение животного (в музеях).
– Прочитайте только слоги с буквой ч.
– Запишите слова.
– Проверьте написанное.
– Обведите в кружок слова, отвечающие на вопрос: кто?
– Разделите слова для переноса (устно).
4. Упражнение для самоконтроля.
Отличную букву в тетрадке найди
И красный флажок с нею соедини.
Ученики определяют лучшие буквы ч на второй строке и соединяют
классифицировать по
признакам;
6) ориентироваться на
развороте учебника;
7) находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника;
2) оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей;
3) прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план);
4) осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать
и понимать других;
2) строить речевое
высказывание в соответствии
2линией с флажком на первой строке. Одному флажку принадлежит
одна буква. На флажке Незнайки ученики напишут сочетание, которое
встречается в имени коротышки Ворчун.
– Что мы сейчас делали?
– Чему учились?
– Как назывался этот этап урока?
– Для чего мы его проводим?
II. Словарная работа. 1
– Прочитайте слова в тетради на с. 19.
– Что в них особенного?
– Образуйте от них фамилии.
– Назовите их.
– Запишите фамилии, подчеркните букву гласного, которую нельзя
проверить, а надо запомнить.
Образец рассуждения:
– В слове корова я вставлю букву о. Её надо запомнить. От этого слова
можно образовать фамилию Коровин. Запишу её. Подчеркну
заглавную букву и букву безударного гласного о.
корова – Коровин барсук – Барсуков
заяц – Зайцев лисица – Лисицына
баран – Баранов
Самоанализ с самооценкой.
Формулирование темы и цели урока. 3
– Посмотрите на орфограммы, которые вы подчеркнули, как вы думаете,
с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в
устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции;
2) оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией;
3) формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного
чувства, этического сознания
и готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые;
2) гражданско
патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия,
способности к познанию;
4) воспитание здорового
3II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
какая у нас будет тема урока?
– Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?
– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?
– Составим план урока.
План (примерный)
1. Написание слов с большой буквы.
2. Обозначение мягкости согласных на письме буквой ь.
3.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия?
1. Письмо по памяти. 2
Дарья дарит Дине дыни.
– Прочитайте скороговорку. Научитесь произносить её быстро.
– Объясните правописание слов Дарья, Дина.
– Повторите.
– Какие орфограммы встретились в предложении?
– Запишите по памяти.
Учитель закрывает скороговорку.
– Разделите слова на слоги. Подчеркните заглавную букву.
Взаимопроверка с образцом на доске.
2. Упр. 36, с. 33. 1 3 4 3
1) – Рассмотрите рисунок на с. 33.
– Прочитайте фамилии.
– От каких слов они образовались?
– Что общего у этих слов? (Это названия птиц.)
образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
4– Что на рисунке у Орлова от орла? (Изгиб носа напоминает орлиный
клюв.)
– Почему Лебедевы когдато могли получить такую фамилию? (Они были
светловолосые.)
– Чем Петухов напоминает петуха? (У него на голове хохолок, как
гребешок у петуха.)
– А какой может быть у него характер?
– Как вы думаете, о чём будет текст?
Предположения детей.
2) Самостоятельное чтение текста про себя.
3) – Оправдались ли наши предположения?
– Как появились «птичьи» фамилии?
4) – Прочитайте их. Выпишите, подчеркните большую букву.
5) Затем выполняются коллективно все задания упражнения.
– Прочитайте последний абзац.
Читают вслух.
– К чему призывает автор? (Быть любознательным, наблюдательным, знать
свои корни.)
– Как бы вы озаглавили текст? («”Птичьи” фамилии».)
– Что мы сейчас делали?
– Чему учились? (Мы сегодня образовывали «звериные» фамилии, читали
о «птичьих».)
– А какие фамилии могли образоваться от названий насекомых, рыб?
– Запишите по две фамилии.
Задание учитель предлагает по вариантам.
I вариант: Жуков, Комаров.
5II вариант: Карасёв, Ершов.
– Мы продолжим эту работу.
3. Упр. 37, с. 34.
Устно ученики называют фамилии. Комментированная запись тех
фамилий, которые ещё не были записаны.
4. Беседа по рисунку, с. 34. 1
– Прочитайте плакат.
– Как вы думаете, кто его написал?
– Какие надо было знать правила, чтобы не допустить ошибки?
– Какой плакат составила бы львица Эля? (Каждому Львову свежее
мясо!)
– Что мы сейчас делали? 4 4
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙV. Итог урока.
– Какие знания мы сегодня повторили?
– Когда слова пишутся с большой буквы?
– Перед какими буквами гласных пишется разделительный мягкий знак? 4
4
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтото исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
ТООУ
6– Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою
работу? Почему?
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Актуализация знаний
1. Работа в тетради
* Отметить учеников, которые сформулировали тему урока и хорошо отвечали на вопросы учителя.
* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова.
* Отметить учеников, которые аккуратно записывали буквы.
* Отметить учеников, которые правильно написали словарные слова.
2. Работа в учебнике
* Отметить учеников, которые правильно выполнили задания к упражнению.
* Отметить учеников, которые правильно записали фамилии.
7