Урал: "ЭГП и природно-ресурсный потенциал. (9 класс, география)
Оценка 4.9

Урал: "ЭГП и природно-ресурсный потенциал. (9 класс, география)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
география
9 кл
25.02.2017
Урал: "ЭГП и природно-ресурсный потенциал. (9 класс, география)
Публикация является частью публикации:
Урал ЭГП и природно-ресурсный потенциал. Керш О.С. БОУ г.Омска СОШ 58.doc
Керш Ольга Сергеевна, учитель географии БОУ г. Омска «СОШ № 58» (Урок выполнен с использованием различных интернет­ресурсов) Урал: экономико­географическое положение и природно­ресурсный потенциал. Цель   урока:   создать   условия   для   достижения   планируемых   результатов   обучения. Предметные   результаты   обучения: сформировать   у   учащихся   представление   о   составе территории Урала, дать оценку ЭГП, природных ресурсов и условий для развития экономики страны. Метапредметные результаты обучения ­ развивать у учащихся умения: ­ формулировать учебную проблему и находить её решение; ­ строить логичные рассуждения, включающее анализ, синтез, сопоставление, обобщение; ­ работать в мини ­ группе  ­ устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и  представлять  продукт совместной деятельности; ­ совершенствовать навыки работы с различными источниками географической информации; Личностные результаты обучения: ­ развитие у обучающихся учебно­познавательного интереса к новому учебному материалу; ­ развитие коммуникативных способностей обучающихся Форма урока: индивидуальная работа, работа мини­группами. Тип урока: Изучение нового материала. Оборудование: физическая и административно­политическая карты России; учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. (2014 год) ; Географический атлас школьника 6­11 кл. – 2­е изд., испр. И доп –  М.: Издательство ДИК. Дрофа, 2010. – 136с.; Мультимедийная презентация. Ход урока: 1. Организационный момент. Приветствие, психологический настрой. Учитель:  Здравствуйте,   ребята.   Я   очень  рада   встрече   с   вами.   Давайте   поприветствуем   друг   друга улыбками, и теперь в классе стало тепло, уютно и дружелюбно. Скажите, пожалуйста, какие правила нужно соблюдать на уроке, чтобы сохранить атмосферу тепла, дружелюбных отношений?  (ответы обучающихся). Я очень надеюсь, что эти правила вы будете соблюдать. СЛАЙД 1 II. Проверка ранее изученного материала. Учитель: Важнейшим методом географической науки является районирование. Вспомните, пожалуйста, определение   этого   понятия.   С   какой   целью   проводят   районирование   территории?   Какие   виды районирования вам известны?  Ученики:  (примерные   ответы)  Россию   принято   делить   на   2   крупных   макрорегиона:   Западный (европейская Россия) и Восточный (азиатская Россия). Учитель:  На   сколько   экономических   районов   по   «госплановскому   делению»   1961   года   разделена территория России? Ученики: на 11(8 экономических районов в Западном макрорегионе и три – в Восточном). Учитель:  Перечислите и покажите на карте, те районы, с которыми мы уже познакомились, изучая Западный макрорегион. Ученики:  Центральный,   Центрально   ­   Черноземный,   Волго­Вятский,   Северо­Западный,   Северный, Северо­Кавказский, Поволжский. Учитель: По описанию определите, о каком экономическом районе идет речь. СЛАЙД 2 ­ Этот  район называют  «природным  амфитеатром»,  «здравницей», «житницей» страны. Выделяется среди других районов максимальным количеством республик в своем составе. Очень выгодное ЭГП. Району присуща политическая нестабильность. (Северо­Кавказский) ­   Район   не   имеет   выхода   к   государственным   границам,   беден   полезными   ископаемыми,   хорошо обеспечен   водными   ресурсами.   Роль   района   в   хозяйственном   комплексе   страны   определяет машиностроение, химическая промышленность, лесной комплекс. (Волго­Вятский) ­   Разнообразная,   богатая   ресурсная   база.   На   северо­западе   района   находится   незамерзающий   порт. Дефицит   трудовых   ресурсов.   Наиболее   перспективен   район   для   строительства   приливных электростанций. (Северный) ­   В   18   веке   район   был   «диким   полем».   Отличается   высокоразвитым   с/х   с   перерабатывающей промышленностью и черной металлургией. (Центрально­Черноземный) ­   Самый   маленький   район   по   числу   субъектов   Федерации.   Одна   из   областей   является   свободной экономической   зоной.   Не   богат   природными   ресурсами.   Специализируется   на   многоотраслевом машиностроении. (Северо­Западный) ­   Имеет   мощную   научную   базу,   беден   природными   ресурсами.   Отрасли   специализации:   точное   и наукоемкое машиностроение, химическая промышленность и текстильная. (Центральный) ­ «Автомобильный цех страны». На юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение. Перед   Великой   отечественной   войной   существовала   республика   немцев.   Острые   экологические проблемы, связанные с загрязнением водного бассейна. (Поволжский) III. Изучение нового материала. Эпиграф на доске: СЛАЙД 3  « Урал! Опорный край державы  Ее добытчик и кузнец.  Ровесник древней нашей славы  И славы нынешней творец » А. Твардовский. Учитель: Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Уральского экономического района. СЛАЙД 4 Познакомимся с его составом, оценим экономико­географическое положение и природно­ресурсный потенциал. Его изучением мы будем заниматься на протяжении 4­х уроков. По мере прохождения материала, МЫ: Выявим значимость Уральского экономического района для хозяйства страны; Оценим природные ресурсы УЭР для развития хозяйства региона; Выделим этапы освоения территории Урала;   специфические черты населения; Установим   Определим     отрасли специализации УЭР; Сформулируем проблемы и выявим пути их решения. СЛАЙД 5 Прежде, чем приступим к изучению нового материала, давайте подумаем: Какие ассоциации возникают у вас с понятием Урал? (возможно заполнение схемы «Урал – это...») СЛАЙД 6 Если возникли трудности, поработайте в парах, откройте учебник на с. 192, параграф 42, постарайтесь найти ответы по тексту.  (Примерные ответы:  1. форма рельефа, 2. граница, между различными участками земной коры, 3. граница, между Европой и Азией, 4. экономический район, 5. кладовая полезных   ископаемых,   6.   граница,   между   бассейнами   2   рек,   7.   граница,   между   несколькими природными зонами.) Используя карту атласа школьника с. 114 «Урал. Население и хозяйство» определите состав УЭР.  Ученики:  (Примерные ответы)  Две Республики: Башкирия (Уфа) и Удмуртия (Ижевск), Пермский край,   4   области:   Свердловская   область   (Екатеринбург),   Челябинская   (Челябинск),   Курганская (Курган) и Оренбургская (Оренбург). Площадь района составляет 824 тыс. кв. км. Самый большой субъект   по   площади   Свердловская   область   и   самый   маленький   субъект   по   площади   в   УЭР   –   это республика Удмуртия. СЛАЙД 7­8 Учитель: В характеристику любого экономического района входит оценка географического положения. Используя, те же источники географической информации, работая в мини – группах (по 4 человека), оцените экономико­географическое положение Урала по плану: СЛАЙД 9 ­ Положение района на территории страны. ­ Соседние районы, государства. ­ Выход к морю. ­ Положение по отношению к топливно­энергетическим и сырьевым базам. ­ Транспортное положение. Приблизительные ответы учащихся: Уральский район – это восточный район Европейской части России. Пограничная поясная граница между Европой и Азией ­ это важнейшая особенность его географического положения. Уральский   район   расположен   между   старыми   промышленными   районами   европейской части России, Сибирью и Казахстаном ­ на стыке европейской и азиатской частей Российской Федерации.   Такое   “соседское”   положение   можно   оценить   как   благоприятное   для функционирования   и   развития   всего   хозяйственного   комплекса.   После   распада   СССР   он   стал пограничным районом – на юге граничит с Казахстаном. На западе граничит– с Поволжьем и Центральной Россией – это экономически развитые регионы, с которыми Урал связан широтными железными и автодорогами, трубопроводами. На севере Урал граничит с Северным районом, но дорог на север фактически нет.  Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Азовское, Черное, Каспийское моря.  С   востока   район   получает   сырьё   и   топливо,   а   продукцию   обрабатывающей промышленности­   с   запада,   а   также   вывозит   свою   продукцию   во   все   экономические   районы России. Железные дороги соединяют Урал с Европейской частью России и Сибирью. Вследствие этого   через   Урал   всеми   видами   транспорта   перевозится   огромный   поток   грузов,   сырья, материалов, энергии, пассажиров. Так, через регион идет почти весь поток транспортируемых с востока на запад энергоресурсов. Вывод: В целом положение района очень благоприятное для его дальнейшего развития.  Учитель: Но таким географическое положение района было не всегда. Проанализируем основные этапы изменения экономико­географического положения Урала (табл. 18 на стр. 194 учебника) Работа с учебником. СЛАЙД 10 Учитель: Сравните ЭГП Урала и Поволжья. Что общего и какие черты различия? СЛАЙД 11 Приблизительные ответы учащихся: Общая черта ЭГП Уральского и Поволжского районов — это выгодное положение на границе двух экономических зон. Через них проходит множество транспортных путей, огромные потоки грузов в обе стороны. Это районы – соседи. Уральский   экономический   район   занимает   выгодное   экономико­географическое   положение: располагаясь   на   стыке   двух   главных   районов   (района   производства   и   потребления   готовой продукции, с одной стороны, и района с основными сырьевыми и топливно­энергетическими базами, с другой). У   Поволжского   экономического   района   исключительно   выгодное   экономико­географическое положение. Именно о нем, наряду с Волго­Вятским районом, можно сказать, что он находится в центре,   так   как   граничит   с   четырьмя   другими   экономическими   районами   и   с   Республикой Казахстан.   Хорошо   разветвленная   транспортная   сеть   создает   благоприятные   условия   для активного хозяйственного взаимодействия с соседями. На юге район выходит к Каспийскому морю, что   позволяет   через   южные   его   порты   осуществлять   связь   с   Туркменией,   Ираном   и Азербайджаном. В Поволжье главное богатство — нефть и газ, водные и рыбные ресурсы Волги. На Урале главное богатство — руды различных металлов, каменные соли. Вывод: природные ресурсы обоих районов богаты, но сильно различаются. В Поволжском районе река Волга. В Уральском — Уральские горы оказали большое влияние на хозяйство. Вывод: именно разные природные условия и ресурсы обусловили различия в хозяйстве. Учитель:  Природные условия и ресурсы, как и географическое положение, очень сильно влияют на развитие района. Чтобы, объективно оценить природные условия Урала, нужно знать на какие части принято делить территорию, протянувшуюся вдоль 60 меридиана на 2000 км. Используя, учебник параграф 43, рис.91, с. 193, рис. 94, с.198, рис. 95, с. 199, рис.96, с. 200 заполните таблицу, работая в мини ­ группах. СЛАЙД 12 Части Урала Высочай Климатические особенности Почвы Города шая горная вершина t  янв t  июл осадки тип климата Реки  и озера Полезные ископаем ые   По результатам заполнения таблицы ответьте на следующие вопросы: 1.   Определите   границы   отдельных   частей   Урала.   Как   они   отличаются   по   высоте   и расположению горных хребтов? СЛАЙД 13 Приблизительные ответы учащихся: Вдоль Уральских гор наблюдается чередование пониженных и возвышающихся участков. Так, в неоген­ четвертичное   время   волнообразно   изгибался   фундамент   этого   сооружения,   возрождая   уже   почти совсем   разрушенные   горы.   Происходило   дробление   и   перемещение   отдельных   глыб   на   различную высоту. На рисунке видно, что коричневые линии осевых зон хребтов прерываются — это означает понижение   в   рельефе.   Средний   и   Северный   Урал   протягивается   строго   меридионально,   это относительно невысокие части Урала. За ними располагаются более высокие — Приполярный и Южный Урал, имеющие направление с юго­запада на северо­восток. Самые низкие части Урала — Полярный Урал и Пай­Хой дугообразно изгибаются с юга на северо­запад.  2. Найдите самые высокие точки рельефа на Северном, Южном и Среднем Урале. Какой перепад высот наблюдается между ними? СЛАЙД 14­15 Высшая точка Урала гора Народная (1895 м) находится в Приполярной части. Чуть ниже Северный Урал с вершиной Тельпосиз (1617 м). Средний Урал — наиболее пониженная часть Урала между горой Ослянкой (1119 м) на севере и широтным отрезком р. Уфа на юге. Средние высоты здесь составляют 500­600 м. Южный Урал — высокий. Гора Ямантау достигает 1640 м, и перепад высот в этой части Урала составляет около 600 м.  3.   Сравните   климатические   условия   Северной,   Средней   и   Южной   частей   Урала.   Чем объяснить различие температур июля и января, количества осадков? СЛАЙД 16­17 Урал находится в глубине материка, на большом расстоянии от Атлантического океана и является климаторазделом между областью умеренно континентального и континентального климата. Хоть и не высоки Уральские горы, но большая часть осадков, приносимых влажными атлантическими массами, выпадает на западных склонах. В меридиональном направлении от морей Северного Ледовитого океана и степей Казахстана (от 70 до 50° с. ш.) существенно меняются и условия тепло­обеспеченности. При движении на север на 20° уменьшается и угол падения солнечных лучей, а именно от него зависит прогревание поверхности. Таким образом, Пай­ Хой и Полярный Урал попадают в субарктический климатический   пояс,   а   остальная   территория   —   в   умеренный.   Этими   факторами   и   объясняются различия в температурах и осадках разных частей Урала.  4.  Как различаются  густота  речной  сети  и водность  рек  западного  и  восточного  склонов Уральских гор? Назовите и покажите на карте реки Урала. СЛАЙД 18 Западные склоны более увлажнены, поэтому густота и водность рек здесь выше. Рассмотрите подробно физическую карту Урала. По западным склонам стекают Печора и ее притоки Уса, Щугер; Кама и ее притоки Колва, Вишера, Косьва, Чусовая; река Белая и ее приток Уфа. По восточному склону несут свои воды притоки Оби Сыня и Северная Сосьва, впадающие в Тобол Тавда (притоки Пелым, Лозьва, Сосьва), Тура (притоки Тагил, Пышма), Исеть (приток Миасс).  Учитель: На первый взгляд парадокс! Взгляните на карту района – какое обилие рек. Их на Урале 69 тысяч! Но Урал испытывает недостаток водных ресурсов. Водные ресурсы распределены неравномерно, наиболее обеспечен водой западный склон. Берут начало реки в горах, в верховьях маловодны. Большое потребление   воды   промышленными   предприятиями   (особенно   металлургическими   и   химическими). Водная проблема решается путем создания прудов и водохранилищ: сейчас в районе более 300 крупных искусственных   водоемов.   Уже   построены   крупные   водоотводы   от   реки   Уфы   к   Екатеринбургу   и Челябинску.  5.   Какие   районы   имеют   наиболее   благоприятные   климатические   условия   для   сельского хозяйства? СЛАЙД 19 Для сельского хозяйства наиболее благоприятны районы Южного Урала, однако там могут случаться засухи.  Учитель:  Используя, данные ваших таблиц: Какие почвы преобладают в структуре земельных угодий Урала?  Ученики: Преобладают обрабатываемые земли и пастбища. Учитель: В какой части Урала агроклиматические ресурсы позволяют заниматься земледелием в теплое время года? Что выращивают на Урале? Ученики: зерновые культуры: просо, рожь, ячмень, яровую и озимую пшеницы, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи, картофель. 6. Почему тундровая и таежная области горного Урала простираются гораздо южнее, чем на соседних равнинах? СЛАЙД 20 Действительно,   на   Урале   границы   природных   зон   несколько   смещены   к   югу.   Это   объясняется меридиональным расположением хребтов. Арктические ветры далеко проникают на юг.  7. Объясните разницу в количестве и составе высотных поясов разных частей Урала. СЛАЙД 21 Количество высотных поясов зависит от высоты гор и от географического расположения. Чем выше горы   и   чем   ближе   они   расположены   к   экватору,   тем   больше   набор   высотных   поясов.   Поэтому максимальное количество поясов наблюдается на Южном Урале, но их существенно меньше, чем на Кавказе, который находится южнее и имеет высоту более 5000 м.  Учитель: Из природных богатств Урала, какие ресурсы принесли ему мировую славу? Ученики: Минеральные. СЛАЙД 22 Учитель:  По разнообразию минеральных ресурсов УЭР не знает себе равных среди экономических районов России. Здесь 15 тысяч месторождений полезных ископаемых. Главное богатство района — руды черных и цветных металлов. Урал издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны. А с чем связано размещение полезных ископаемых? Ученики: С геологическим строением. Учитель: Итак, обратимся к карте. В какой части района преобладает рудное сырье? Ученики: В восточных предгорьях и Зауралье (Свердловская, Челябинская области) Учитель:  Две   трети   железорудных   запасов   Урала   содержится   на   Качканарском   месторождении. Медные   руды:   Свердловская   область   (Красноуральск,   Ревда),   Челябинская   область   (Карабаш), Оренбургская область (Медногорск). Какими основными видами представлены топливные ресурсы? Ученики: нефтью, углем, газом. Учитель: Где сосредоточены месторождения нефти? Ученики: Пермский край, Удмуртия, Башкирия, Оренбургская область. Учитель:  В   Оренбургской   области   находится   крупнейшее   в   европейской   части   страны газоконденсатное   месторождение.   Небольшие   запасы   угля   расположены   в   Кизеловском   (каменный уголь), Челябинском (бурый уголь — Копейск) бассейнах. Урал обладает крупными запасами калийных и поваренных солей (Илецкое месторождение в Оренбургской области).   Следует отметить также. Богат Урал и благородными металлами (золотом, серебром, платиной).  Изучая,   Уральский   экономический   район,   нельзя   не   сказать   о   Южном   Урале,   где   расположен удивительный Ильменский хребет.  СЛАЙД 23  Он невысок ­ наибольшая высота 748 м. Среди 200 найденных здесь различных минералов есть редкие и редчайшие, не обнаруженные больше нигде в мире. Для их охраны в 1920г. Был создан минералогический заповедник. А с 1935 г. Ильменский заповедник стал комплексным, т.е. в нём охраняется вся природа. Но,   есть   еще   богатства,   которые   во   все   века   «Сводили   людей   с   ума»   ­   это   драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. СЛАЙД 24­26 (Презентация драгоценных камней.) Малахит  СЛАЙД 27  среди уральских камней является первым по праву. В древности его считали камнем   врачей   и   ученых,   символом   исполнения   желаний.   В   Древнем   Египте   женщины   раствором малахитовой зелени удлиняли глаза, порошком малахита наносили зеленые тени. В старину носили перстень с малахитом как оберег от холеры и чумы. Владелец чаши из малахита, который регулярно пользуются   ею   для   питья,   становится   способным   «понимать»   язык   наших   меньших   братьев   — животных. Считается, что  яшма  СЛАЙД 28  символизирует человеческую жизнь. Рекомендуют носить ожерелье или   кулоны   из   яшмы   вблизи   сердца.   Украшения   из   яшмы   обостряют   зрение,   усиливают   дар предвидения. Яшма помогает преодолевать лихорадку и эпилепсию, врачует память. Родонит  СЛАЙД 29  — камень иллюзий. В странах Востока и в Индии его считают божественным камнем,   пробуждающим   любовь,   талант.   Считается,   что   этот   камень   может   пробудить   жизнь   в отчаявшемся человеке, дать ему надежду и направить на путь добра и света. Родонит называют камнем России. Александрит СЛАЙД 30 – камень назван в честь Александра II сейчас входит в число самых дорогих и . красивых ювелирных камней наравне с алмазами и рубинами Циркон СЛАЙД 31 ­ лучшее лекарство от любовной тоски, обладает притягательной силой, помогает постичь смысл жизни. Циркон — талисман людей, занимающихся бизнесом. В настоящее время, Урал ещё не изучен до конца. А туристы с изумлением рассказывают про странную зелёную ящерицу, появляющуюся словно ниоткуда. Правда это или вымысел – но Уральские горы не скудеют самоцветами, а значит, Хозяйка, из сказок Бажова, всё ещё охраняет свои владения. Учитель:  Продолжаем   характеризовать   ресурсы   Урала.   40%   территории   района   занимают   леса. Большая   часть   из   них   выполняет   рекреационную   и   санитарную   функции.   На   севере   —   леса   для промышленного использования. В какой части Урала лесные ресурсы значительны? СЛАЙД 32 Ученики: Северный и Южный Урал. Учитель: Неповторимая красота Уральских гор привлекает туристов со всех концов страны. На Урале много   районов   оздоровительного   и   спортивного   туризма,   зон   отдыха   и   санаторного   лечения. Развиваются   рекреационные   ресурсы.  СЛАЙД  33  На   территории   района   расположены   важнейшие центры   познавательного   туризма,   историко­архитектурные   памятники:   Челябинск,   Екатеринбург, Пермь, Соликамск, Ижевск. Здесь находятся интересные объекты природы: знаменитая на весь мир Кунгурская ледяная пещера, длиной 5,6 км, состоящая из 58 ледяных гротов и около 60 озер; Каповая пещера (рес. Башкирия) — в ней обнаружены настенные рисунки верхнепалеотического человека с изображением мамонта, лошади и носорога; река Чусовая — одна из красивейших рек России. СЛАЙД 34­40 К сожалению многие ресурсы интенсивно эксплуатируются почти 300 лет. Поэтому, неудивительно, что они сильно истощились, но вывод об оскуднении Урала преждевременен. Как это ни странно, геологически район изучен плохо – его недра разведаны вглубь всего на 600­800 метров. Есть где развернуться и вширь: на севере и на юге.  IV. Закрепление. Учитель: Подведем итоги нашего урока. Достигли ли, мы тех целей, которые ставили в начале урока? Какие основные вопросы мы рассмотрели? (Ответы обучающихся) Поделитесь впечатлениями, что вы уже знали об Урале? Что узнали нового, интересного? Что хотели бы узнать? (Ответы обучающихся) V. Домашнее задание: СЛАЙД 41 П.: 42­43. Представьте, что для гостей, деловых людей, туристов, посещающих Урал, вам предложили составить список памятных мест, отражающих своеобразие района, с целью выпуска открыток, значков и других сувениров. Какие объекты, вы бы включили в такой список? (Выбрать 3 любых объекта, оформить на формате А4: картинка + описание)

Урал: "ЭГП и природно-ресурсный потенциал. (9 класс, география)

Урал: "ЭГП и природно-ресурсный потенциал. (9 класс, география)

Урал: "ЭГП и природно-ресурсный потенциал. (9 класс, география)

Урал: "ЭГП и природно-ресурсный потенциал. (9 класс, география)

Урал: "ЭГП и природно-ресурсный потенциал. (9 класс, география)

Урал: "ЭГП и природно-ресурсный потенциал. (9 класс, география)

Урал: "ЭГП и природно-ресурсный потенциал. (9 класс, география)

Урал: "ЭГП и природно-ресурсный потенциал. (9 класс, география)

Урал: "ЭГП и природно-ресурсный потенциал. (9 класс, география)

Урал: "ЭГП и природно-ресурсный потенциал. (9 класс, география)

Урал: "ЭГП и природно-ресурсный потенциал. (9 класс, география)

Урал: "ЭГП и природно-ресурсный потенциал. (9 класс, география)

Урал: "ЭГП и природно-ресурсный потенциал. (9 класс, география)

Урал: "ЭГП и природно-ресурсный потенциал. (9 класс, география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017