г. Среднеуральск
МКОУ-СОШ №31
Герр Е.А.,
учитель русского и
литературы.
Урок – игра «Счастливый случай» по повести
В.П. Крапивина «Оранжевый портрет с крапинками»
«Все начинается с детства:
первые паруса, первые стихи, первая любовь и первый смелый поступок. И от того,
разрешишь ли ты свои первые трудности по законам чести и совести, зависит,
каким человеком ты будешь».
В.Крапивин
Цели:
Обучающая:
- познакомить с личностью и творчеством В.П. Крапивина, привлечь внимание к творчеству писателя;
- развивать познавательную активность, навыки коллективной работы, умение работать с текстом произведения;
- проверить знания учащихся
по повести «Оранжевый портрет с
крапинками», в игровой форме
стимулировать познавательный интерес учащихся к чтению.
Воспитательная:
- воспитывать у учащихся чувство дружбы, взаимовыручки,
различать человеческие достоинства и недостатки.
Развивающая:
- развивать речь, мышление, активность, творческие способности учащихся.
Предметные УУД:
— адекватное восприятие прочитанного произведения ;
— знание прочитанного произведения;
— овладение навыками анализа содержания литературного произведения
Метапредметные УУД:
— умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;
— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.
Личностные УУД:
— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
— умение создавать творческие работы (синквейн)
Оборудование:
- на доске размещены рисунки детей к повести, цитаты из произведения, портрет с краткой биографией В.П. Крапивина, выставка книг с произведениями В.П. Крапивина.
Ход урока
I. Организационный этап: приветствие, позитивный настрой на работу.
«Все начинается с детства: первые паруса, первые стихи, первая любовь и первый смелый поступок. И от того, разрешишь ли ты свои первые трудности по законам чести и совести, зависит, каким человеком ты будешь». Это слова В.П. Крапивина
- Сегодня мы с вами будем обсуждать книгу известного уральского писателя В.П. Крапивина «Оранжевый портрет с крапинками». А что вы знаете об этом писателе? Давайте послушаем выступление учащихся.
2. Выступление учащихся. « Жизнь и творчество В.П. Крапивина».
(Выступление сопровождается презентацией « Жизнь и творчество В.П. Крапивина»).
Владислав Петрович Крапивин родился в городе Тюмени, 14 октября 1938 года, в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных.
В 1956 году поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета им. А. М. Горького.
Во время обучения в университете был зачислен в штат газеты «Вечерний Свердловск». Несколько лет работал литературным сотрудником и заведующим отделом в журнале «Уральский Следопыт». Позднее, в 1965 году, ушел на творческую работу.
Первая книга Владислава Крапивина «Рейс «Ориона» вышла в 1962 году в Свердловске. Спустя два года автор был принят в члены Союза писателей СССР.
В настоящее время у В. Крапивина около двухсот изданий на различных языках. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей», в японскую 26-томную серию «Избранные сочинения русских писателей для подростков».
Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки.
Часть произведений Владислава Крапивина были экранизированы и показывались по Центральному телевидению.
За литературную и общественную деятельность награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалью «За доблестный труд», знаком ЦК ВЛКСМ имени А. Гайдара.
Почетный гражданин города Екатеринбурга, в котором жил и работал более сорока лет. (материал официального сайта В.П. Крапивина htt://www. rusf.ru).
3.Слово учителя.
О чем же пишет
В.П. Крапивин? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к анализу
сказочной повести В.П. Крапивина «Оранжевый портрет с крапинками». Это небольшая повесть
о дружбе, преданности, любви, где фантастическое сплелось с реальностью, и к концу
уже появляется ощущение, что все это правда! Так, действительно, было или могло
быть. Но начну по порядку... Повествование ведется в основном от лица Юли -
студентки-практикантки, "закончила второй курс культпросветучилища...
Приехала на двухмесячную практику в детскую библиотеку, в деревушку Верхоталье.
И надо же было такому случиться - она познакомилась с настоящим... марсианином.
Ну, по крайней мере, он так утверждал. Хотя Фаддейка (Федор Сеткин) больше
походил на взъерошенного, рыжего, веснушчатого мальчишку с вечно ободранными
коленями. Откуда же было Юле знать, что на далеком Марсе ее новый друг никто
иной, как Великий сет Фа-Дейк, и только ему под силу остановить кровопролитную
войну, научить марсиан использовать силу ветра и, самое главное, вернуть
марсианским детям их детство - вновь в огненно-оранжевое небо будут взлетать
разноцветные воздушные шары. Вы спросите, почему такое название? Могу лишь
сказать, что оно неразрывно связано с образом главного героя. Впрочем, Вы и
сами все сегодня поймете.
II. Введение в тему.
Обсуждение повести «Оранжевый портрет с крапинками»
- Предлагаю начать обсуждение сказочной повести «Оранжевый портрет с крапинками» с определения, что такое «мечта», «фантастика» « дружба»? Кого мы называем фантазёром? А кого мечтателем?
Фантазер – это не лгун, а человек с богатым воображением, мечтатель, способный изменять мир к лучшему.
Мечтатель - это человек задумчивый, немного закрытый в себе. Фантазёр-это огромный пучок энергии (как положительной, так и отрицательной). ... По большому счету мечтатель ничем не отличается от фантазера. Если посмотреть в словарях значение этих слов, то получится, что эти понятия как бы взаимозаменяемые. Мечта и фантазия - плод творческого воображения человека. Грань между этими понятиями весьма размыта. Но всё же эта грань есть и проходит тонкой нитью между реальностью и нереальным (выдуманным) миром.
Дружба – это, когда тебя понимают, разделяют твои убеждения, помогают, поддерживают в любой трудной ситуации, разделяют радости и горести. Дружба - это и умение жертвовать собой во имя друзей, своими выгодами, благами, жизнью. Дружба помогает человеку стать сильнее, лучше, добрее.
- Каким же должен быть настоящий друг? На этот вопрос мы ответим в конце нашего занятия.
А чтобы занятие было интересным, проведем его в виде игры «Счастливый случай». Игра состоит из нескольких этапов, каждый из которых называется геймом. В игре принимают участие три команды.
III. Основная часть
Гейм I «Дальше, дальше…»
- Итак, первый гейм будет называться «Дальше, дальше...». Команде надо быстро и чётко ответить на вопросы.
Вопросы для 1-й команды:
1.Почему повесть называется «Оранжевый портрет с крапинками»?
2.Кто является главным героем повести?
3.Какие два мира описываются в повести?
4. Расскажите, как Фаддейка попал на Марс. Верите ли вы ему?
Вопросы для 2-й команды:
1.Что происходит на Марсе?
2.Почему планета стоит на краю гибели?
3. Какие герои противопоставлены на «марсианских страницах»?
4. Как детям удалось спасти Марс?
Вопросы для 3-й команды:
1. Почему Фаддейку понимают Юля и художник Володя, но не понимают мама и Кира Сергеевна?
2. Почему Юля подружилась с Фаддейкой?
3. Почему мама в воспоминаниях героя выглядит доброй и весёлой?
4. Какие образы объединяют «марсианские» и «земные» страницы повести?
Гейм II «Темная лошадка».
- Ваша задача по описанию назвать героя повести.
1.Девица баскетбольного роста, «верста коломенская», как называет она саму себя. В школе её частенько называли Спица - за глаза, конечно. Нрав решительный, и нежничать она не собирается со всякими там... Первый разряд по туризму. ( Юля)
2.Мальчик, приехавший на каникулы к тёте, похожий на солнышко: апельсинового цвета волосы, всегда улыбающееся лицо с вечной игривой искоркой в глазу и коричневыми веснушками, заполоняющими почти каждую клеточку лица. (Фаддейка)
3.Лицо короля, обычно бронзово-коричневое, теперь было бледно-желтым. Оно резко, тревожно как-то выделялось на потертой кожаной подушке. По самую бороду король был укрыт ворсистым плащом с вытертым узором. У правого бока, под локтем, лежал длинный меч без ножен – знаменитый королевский "Носитель молний. (Рах)
Гейм III «Заморочки из бочки»
- В коробке лежат бочонки из игры «Лото» с номерами от 1 до 6 и один бочонок с подковой (счастливый). Команды по очереди берут бочонки. Номер, который написан на бочонке, является номером, под которым им предстоит ответить на вопрос-рассуждение. Если выпал бочонок с подковой, команде автоматически добавляется 1 балл.
1. Как вы думаете, кто является главным героем повести — Фаддейка или Юля? Аргументируйте свою точку зрения.
2.Расскажите о Юле. Почему она иногда кажется окружающим несовременной? Чем она интересуется? аргументируйте свою точку зрения.
3. Какую роль играет в повествовании история Юрки и Юли? аргументируйте свою точку зрения.
4. Можем ли мы говорить о фантастическом в повести? Аргументируйте свою точку зрения.
5. Какие открытия сделали вы, прочитав повесть Крапивина? Аргументируйте свою точку зрения.
Гейм IV «Быстро напиши»
- Составить и написать дидактический синквейн, посвященный героям повести В. Крапивина «Оранжевый портрет с крапинками».
Дидактический. В пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.
Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна. Вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы. Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы. Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету. Пятая строка – одно слово-резюме, описывающее суть предмета.
Строгое соблюдение правил написания дидактического синквейна не обязательно. Например, в четвёртой строчке можно использовать три, пять или шесть слов, а в пятой – два слова.
Пример синквейна на тему «Дом»:
Дом.
Красивый, дорогой.
Строится, сдается, продается.
Кто-то в нем живет.
Здание.
Гейм V «Ты - мне, я – тебе»
- Участники подготовили друг для друга по 6 вопросов. За каждый правильный ответ команды получают очко.
Гейм VI «Гонка за лидером»
- На вопросы учителя отвечает тот, кто первым поднял руку. За правильный ответ очко.
1. Тетю Фаддейки звали...
2. Фаддейка сказал Юле, что Беллинсгаузен...
3. Нина Федосьевна - это...
4. Чего, по мнению Фаддейки, часто пугаются женщины?
5. "Когда страх пересиливаешь, это и есть смелость" - слова ...
6. Что не нравилось Фаддейке в своих одноклассниках?
7. Чего больше всего боялась Нина Федосьевна?
8. Какую монету подарил Юле Фаддейка?
9. По объяснению художника Володи, люди - это...
10. Как на Марсе видно Землю?
11. Война - для планеты это...
12. Кто был виноват в войнах на Марсе?
13. Кого на Марсе нельзя было убивать?
14. Букет "Фаддейка Сеткин" был из...
15. Почему Юля не получала писем от Юрки?
16. Кто может освободить от слова, данного самому себе?
17. Зачем Фаддейке была нужна гармошка?
18. Из какого материала был потолок в шатре короля иттов?
19. Тарга исчезла, когда правил...
20. Кто шёл по пустой улице следом за Юлей и Фаддейкой?
IV. Итог
- Пока жюри подводит итог игры, мы должны ответить на один вопрос. Каким же должен быть настоящий друг? (дискуссия)
- Когда вы читали эту повесть-сказку, вам было смешно и интересно. Книга вас сплотила. Я призываю вас «Любить книги, читать книги и беречь книги. Ведь книга нам сможет рассказать много интересного».
Если вам понравилась эта книга Крапивина, читайте и другие его произведения. Кое-что есть в нашей школьной библиотеке, многие книги сейчас переиздаются. Читайте – не пожалеете потраченного времени.
А теперь слово предоставляется жюри.
- У нас есть победитель, поаплодируем ему.
V.Рефлексия
На этом наша игра подошла к концу. А наш урок мы закончим песней.
VI. Исполнение песни. « Рыжий конь» - стихи Владислав Крапивин, музыка Григорий Рейхтман
РЫЖИЙ КОНЬ
(из книги "Оранжевый портрет с
крапинками")
Вновь тревожный сигнал
Бьёт, как выстрел, по нервам,
В клочья рвут тишину на плацу трубачи,
И над дымным закатом
Планета Венера
Парашютной ракетой повисает в ночи.
Рыжий конь у меня,
Даже в сумерках рыжий,
Опалённый боями недавнего дня;
Как ударит копытом —
Искры гроздьями брызжут,
И в суровую сказку он уносит меня…
Эта сказка пришла
Вслед за пыльными маршами —
Колыбельная песня в ритме конных атак.
Детям сказка нужна,
Чтобы стали бесстрашными,
Взрослым тоже нужна — просто так,
просто так…
И как знамя, летят
Крылья алого солнца,
Кони в яростном беге рвут орбиты планет.
И по звёздным степям
Мчится звёздная конница…
Почему же меня с вами нет,
с вами нет…
Слово учителя .
- Все молодцы! Спасибо! До новых встреч!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.