Тема: «Урок – обобщение по теме: Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе»
Класс: 4
Тип - урока: урок – обобщение.
Цель: Закрепление знаний учащихся об имени прилагательном.
Задачи урока:
· Закрепить знания, умения и навыки учащихся об имени прилагательном.
· Развивать умения правильно писать родовые и падежные окончания имен прилагательных
· Развивать орфографическую зоркость, расширять и обогащать словарный запас учащихся.
· Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки.
Методы обучения:
· наглядный,
· словесный,
· практический.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Начинается урок.
Пусть пойдут все знанья впрок.
Всё, что надо – не лениться
И старательно трудиться.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
I I. Постановка цели урока
У существительных, подчас
Не жизнь, а просто скука
Ни цвета нет у них без нас.
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить! О какой части речи говорится в тексте? (Имена прилагательные)
Что мы знаем об имени прилагательном?
На доске (или экране): -ая-яя-ый-ой-ий-ое-ее Что это за сочетания букв?
(Это окончания имён прилагательных).
Какие бывают окончания имён прилагательных?
(Ударные и безударные.)
Попробуйте определить цели урока.
Тема урока: Правописание безударных окончаний имён прилагательных единственного числа.
У нас сегодня необычный урок. Игра – квест. Слово «квест» было заимствовано из английского языка «quest», что переводится, как «поиск», «игра», «развлечение», «конкретное действие». Но в наше время это, безусловно, игра, в процессе которой решаются различные задания, головоломки, задачи, требующие умственных усилий. Правила игры простые. Мы с вами оправимся в путешествие к замку Имени прилагательного, но по дороге нам придётся делать привал на различных островах, на каждом острове местные жители уже приготовили для вас задания, вы их выполняете и получаете часть пазла и одну из букв алфавита. Когда все острова мы пройдём, мы с вами в замок попадём и слово из букв соберём. И так в путь!
I I I. Работа по теме урока. Актуализация знаний.
1. (Словария) Словарная работа. Прежде чем написать слово, мы должны отгадать, что это за слово и потом его записать.
Русский
Желтый
Дежурный
Живой
Ученик
Какое слово лишнее? К какой части речи относятся остальные слова? Составьте и запишите словосочетание прил.+ сущ. и определите его грамматические признаки.
2. ( Родландия. ) Составьте и запишите словосочетания с каждым именем существительным и каждым именем прилагательным и укажите род имён прилагательных.
Зелёный (трава, кузнечик, яблоко)
Зимний (день, ночь, утро )
Почему одно и то же имя прилагательное имеет разные окончания?
3.Остров «Склонение». Что значит просклонять имя прилагательное? (Изменить по падежам с помощью вопроса.) Работа по группам (1,2.3 ряды).
Просклоняйте по падежам словосочетания: зелёная трава, зелёный кузнечик, голубое небо. Выделите окончания.
И.п. какой? зелёный кузнечик, какая? зелёная трава, какое? голубое небо.
Р.п. какого?зелёного кузнечика, какой? зелёной травы, какого? голубого неба.
Д.п. какому?зелёному кузнечику, какой? зелёной траве, какому? голубому небу.
В.п. какого? зелёного кузнечика, какую? зелёную траву, какое? голубое небо.
Т.п. каким?зелёным кузнечиком, какой?зелёной травой, каким? голубым небом.
П.п. каком?о зелёном кузнечике, какой?о зелёной траве, каком?о голубом небе.
От чего зависит падеж имени прилагательного? (От имени существительного, к которому оно относится)
Какая часть слова меняется, если мы склоняем прилагательное? (Окончание.)
Можно, ли по окончанию определить падеж имени прилагательного?
(Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые.)
А как можно определить падеж у прилагательного?
( Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному.)
ФИЗМИНУТКА
Ответьте на несколько вопросов: да – хлопаем в ладоши, нет – топаем ногами.
1.Имя прилагательное это часть речи?
2.Имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что?
3.Имя прилагательное обозначает действие предмета?
4. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам?
5.Род имени прилагательного зависит от глаголов?
6.Имена прилагательные в единственном числе по родам изменяются?
7.Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже?
+ - - + - + +
4.Работа в парах. Остров «Алгоритмов». Вспомните способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного в единственном числе.
Определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу имени существительного, к которому относится имя прилагательное.
Вспомнить, какое окончание пишется у имени прилагательного в этом падеже и роде, и написать его.
Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием.
Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное.
Поставить ударение и посмотреть таблицу учебника.
Разобрать слово по составу?
5.Остров «Упражнялкин» . Выпишите словосочетания прил.+ сущ. Определите падеж и род имени прилагательного.
Ленивому(2) человеку что ни день, то праздник. За глупой головой и ногам плохо. Бездонную бочку водой не наполнишь. Здоровое(3) яблоко с ветки не падает. Голодной курице просо снится.
(Ленивому человеку (какому? Д.п. м.р); за глупой головой(какой? Т.п. ж.р); бездонную бочку (какую? В.п. ж.р); здоровое яблоко (какое? И.п.); голодной курице (какой? Д.п. ж.р))
6.Остров «Исправлялкин». Задание на карточках.
Ребята, мы посетили последний остров. Пришло время собрать пазл и слово. (по группам). Замок и слово Победа!
7. Домашнее задание.
Составить 3 словосочетания со словом Победа.
Составить 1 словосочетание со слово Победа и просклонять его.
8. Итог урока.
Какую цель ставили сегодня на уроке?
Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?
9. Рефлексия учебной деятельности.
Какие задания выполняли?
С какими заданиями вы легко справились?
Над чем нужно ещё поработать?
Оцените свою работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.