Урок – путешествие в страну Лексика и Фразеология
Оценка 5

Урок – путешествие в страну Лексика и Фразеология

Оценка 5
docx
07.02.2020
Урок – путешествие в страну Лексика и Фразеология
Урок на сайт.docx

Урок – путешествие в страну Лексика и Фразеология.

(обобщающий урок)

Цели урока.

 

Регулятивные УУД:

умение принимать и сохранять учебную задачу; выделять и осознавать то, что уже известно;  уметь формулировать цель урока и тему.

 Познавательные УУД:

Уметь  проводить сравнение, делать обобщение;

уметь получать информацию из справочной литературы, структурировать её и моделировать, строить сообщения в устной форме.

 Коммуникативные УУД:

уметь с достаточной полнотой выразить свои мысли в соответствии с заданными условиями; уметь строить монологические высказывания в соответствии с нормами русского языка; уметь находить решения учебной задачи в сотрудничестве со сверстниками и учителем. Вызвать интерес к познанию, создавать условия для формирования коммуникативной компетенции.

Личностные УУД: развитие самооценки личности, воспитание уважительного отношения к родному языку.

 

 

Оборудование: Толковый словарь С.И.Ожегова, учебники, презентация.

Ход урока.

 

I.                   Вступительное слово учителя.

1.Ученик выразительно читает стихотворение.

 

  Много слов на земле.

 Есть дневные слова, -

 В них весеннего неба сквозит синева.

 Есть слова – словно раны, слова – словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Пусть разменной монетой не служат они,-

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту…

Вопросы учащимся:

-       Как вы считаете, на какую тему это стихотворение?

   -   Определите основную мысль стихотворения.

 

-О чем на уроке пойдет речь? С какой темой будем работать? В каком разделе науки о языке изучается слово и его лексическое значение?

2.  «На загадку дай отгадку».

1. Его вешают, задирают и всюду суют.      (Нос).

2. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его   держат за зубами.      (Язык).

3. Её толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из неё сухими.     (Вода).

-Загадки были необычные, из чего они состояли?

(Из фразеологизмов).

-О чем на уроке пойдетречь? Сформулируйте тему?

2.Этап актуализации.

 -  Как вы думаете, мы много знаем по данным  изученным темам? Тогда давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

Предлагаю отправиться в путешествие по удивительным странам: Лексике и Фразеологии.

Совершить путешествие поможет нам «Толковый словарь», к которому мы будем обращаться во время урока.

Путешествуя по станциям, мы будем с вами заполнять «Маршрутные листы», куда нужно вносить научные сведения. (Каждый получает маршрутный лист).

3.Работа по теме урока.

 

Название станции

 

Научный материал

 

 

   

 

 

 

      

1. Орфографическая  разминка.

  - Ребята, чтобы не скучать на перроне, давайте проведём небольшую орфографическую разминку.

(У доски работают два ученика)

-От чего зависит написание  слов с пропущенными буквами?

Слайд презентации.

2..Первая станция … а названия нет?

Нужно самим придумать название, выполнив задание.  

   - Значения некоторых слов вам не совсем понятны, давайте обратимся к «Толковому словарю» и найдём их.

    - А сейчас можно уже заполнить и маршрутный лист, потому что некоторые научные сведения мы вспомнили  (профес.слова,)

Станция «Заимствованные слова» .

      1) Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти на линии ворот.

 ( В предложении использованы профессиональные слова )

 

   - Пришла пора и отправиться в путь, дорога будет длинная, впереди много интересного.

   - Поехали!

3. Станция «Синонимы и антонимы»

1.Задание: вставить вместо пропусков в предложения нужные слова.

Работа по вариантам.

 

 1 вариант

1) Наш народ не........врагу.

2) Он привык во всём… старших.

3) Чтобы командовать,

надо научиться…

 

 

Слушаться

Подчиняться

Покоряться

 

 2 вариант

1.     Друга… - великая часть.

2.     Воины – освободители… узников из неволи.

3.      Сам погибай, а товарища…

 

          

Спасти

Выручить

Вызволить

1)    Задание: подберите синонимы. (по вариантам)

Родина-

Охранять-

Храбрый-

3. Задание: подберите к подчёркнутым словам анонимы:

будничный  день, весёлая история, интересный репертуар,  говорит правду, уехать на Кавказ, исчезать в волнах.

    - Какие понятия мы вспомнили на этой станции? Внесите в маршрутный лист.

 

4.Станция «Омонимы».

    Задание: найти в предложениях омонимы, определите их значение по «Толковому словарю». Устно.

1.     Обстановка требовала большой выдержки.

2.     Обстановка квартиры располагала к задушевной беседе.

 

- Не забываем заполнять нашу таблицу.

Проследуем дальше.

 

5. Станция «Устаревшие слова».

   Задание: из данных примеров нужно выбрать устаревшие слова, заменить их  словами, которые употребляются в современном литературном языке.

1.     Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.

2.     Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на вратахЦареграда.

 

(Архаизмы, историзмы)

- Отметим в маршрутном листе наши сведения и поедем дальше.

 

4. Физминутка. Разомнемся.

- А как вам такой формат текста?

- с какими словами встретились?

Жаргонные слова. Какой вам текст ближе и почему?

-Слова Л.И.Скворцова.

Продолжим путешествие.

 

7. Станция «Фразеологизмы».

1) Задание: соедините фразеологические пары.

 

Бить баклуши

Яблоку негде упасть

Лясы точить

Клевать носом

Ловить на лету

Дремать

Разговаривать

Быстро понимать

Бездельничать

Тесно

 

 

 

 

 

 

-  Сделать взаимопроверку.

2)    Творческое задание. Отгадать фразеологизм по иллюстрациям,

определить значение, записать в тетрадь.

3)    Продолжить фразу, чтобы получился фразеологизм.

4)    –Как понимаете слова А.И.Ефимова? Что значит «драгоценные нити»?

5)    Составить предложения, используя фразеологизм.

 

До седьмого пота, клевать носом, сматывать удочки, сидеть сложа руки, плевать в потолок, зарывать талант в землю.

 

    - В нашем путешествии мы дошли до  контрольного поста. Пропуском будут наши знания.

- Выполним тест. Работа с тестовым заданием.

 

5. Итог урока.

   - Ребята, придётся прервать наше путешествие, но мы  собрали только часть  научного материала по данной теме. Я думаю, в домашних лабораториях вы закончите эту работу и внесёте весь недостающий материал в маршрутные листы.

6.Рефлексия учебной деятельности:

-         Ребята, заканчивается урок. Что надо сделать? (Подвести итог).

-         Какова была цель урока?

-         Достигли ее?

-         В чем вы испытали затруднения?

-         Что помогло вам в работе?

А давайте попробуем оценить свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:

-       Как сказать о тех, кто работал усердно, хорошо, активно?

   (Работал  засучив рукава

    Работал  в поте лица…)

-   А о тех, кто много и напряженно думал?

(ломал голову…)   

 -   Если есть уже теперь те, кто прекрасно разобрался в теме, как про них     можно сказать?

(Знают как дважды два, как свои пять пальцев…)

-    Вот и решите,  какой фразеологизм точнее определяет вашу сегодняшнюю  работу на уроке.

 

7.Работа с оценочным листом.

 

8 .Домашнее задание:

Составить предложения  на тему «Школьная жизнь», используя фразеологизмы.

Продолжить работу по созданию проекта «Происхождение фразеологизмов»

 


 

Урок – путешествие в страну Лексика и

Урок – путешествие в страну Лексика и

Как вы считаете, на какую тему это стихотворение? -

Как вы считаете, на какую тему это стихотворение? -

Первая станция … а названия нет?

Первая станция … а названия нет?

Задание: найти в предложениях омонимы, определите их значение по «Толковому словарю»

Задание: найти в предложениях омонимы, определите их значение по «Толковому словарю»

В нашем путешествии мы дошли до контрольного поста

В нашем путешествии мы дошли до контрольного поста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2020