Урок – путешествие в страну Лексика и Фразеология.
(обобщающий урок)
Цели урока.
Регулятивные УУД:
умение принимать и сохранять учебную задачу; выделять и осознавать то, что уже известно; уметь формулировать цель урока и тему.
Познавательные УУД:
Уметь проводить сравнение, делать обобщение;
уметь получать информацию из справочной литературы, структурировать её и моделировать, строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные УУД:
уметь с достаточной полнотой выразить свои мысли в соответствии с заданными условиями; уметь строить монологические высказывания в соответствии с нормами русского языка; уметь находить решения учебной задачи в сотрудничестве со сверстниками и учителем. Вызвать интерес к познанию, создавать условия для формирования коммуникативной компетенции.
Личностные УУД: развитие самооценки личности, воспитание уважительного отношения к родному языку.
Оборудование: Толковый словарь С.И.Ожегова, учебники, презентация.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
1.Ученик выразительно читает стихотворение.
Много слов на земле.
Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту…
Вопросы учащимся:
- Как вы считаете, на какую тему это стихотворение?
- Определите основную мысль стихотворения.
-О чем на уроке пойдет речь? С какой темой будем работать? В каком разделе науки о языке изучается слово и его лексическое значение?
2. «На загадку дай отгадку».
1. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос).
2. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык).
3. Её толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из неё сухими. (Вода).
-Загадки были необычные, из чего они состояли?
(Из фразеологизмов).
-О чем на уроке пойдетречь? Сформулируйте тему?
2.Этап актуализации.
- Как вы думаете, мы много знаем по данным изученным темам? Тогда давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.
Предлагаю отправиться в путешествие по удивительным странам: Лексике и Фразеологии.
Совершить путешествие поможет нам «Толковый словарь», к которому мы будем обращаться во время урока.
Путешествуя по станциям, мы будем с вами заполнять «Маршрутные листы», куда нужно вносить научные сведения. (Каждый получает маршрутный лист).
3.Работа по теме урока.
Название станции |
|
Научный материал |
|
|
|
1. Орфографическая разминка.
- Ребята, чтобы не скучать на перроне, давайте проведём небольшую орфографическую разминку.
(У доски работают два ученика)
-От чего зависит написание слов с пропущенными буквами?
Слайд презентации.
2..Первая станция … а названия нет?
Нужно самим придумать название, выполнив задание.
- Значения некоторых слов вам не совсем понятны, давайте обратимся к «Толковому словарю» и найдём их.
- А сейчас можно уже заполнить и маршрутный лист, потому что некоторые научные сведения мы вспомнили (профес.слова,)
Станция «Заимствованные слова» .
1) Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти на линии ворот.
( В предложении использованы профессиональные слова )
- Пришла пора и отправиться в путь, дорога будет длинная, впереди много интересного.
- Поехали!
3. Станция «Синонимы и антонимы»
1.Задание: вставить вместо пропусков в предложения нужные слова.
Работа по вариантам.
1 вариант 1) Наш народ не........врагу. 2) Он привык во всём… старших. 3) Чтобы командовать, надо научиться… |
Слушаться Подчиняться Покоряться
|
2 вариант 1. Друга… - великая часть. 2. Воины – освободители… узников из неволи. 3. Сам погибай, а товарища…
|
Спасти Выручить Вызволить |
1) Задание: подберите синонимы. (по вариантам)
Родина-
Охранять-
Храбрый-
3. Задание: подберите к подчёркнутым словам анонимы:
будничный день, весёлая история, интересный репертуар, говорит правду, уехать на Кавказ, исчезать в волнах.
- Какие понятия мы вспомнили на этой станции? Внесите в маршрутный лист.
4.Станция «Омонимы».
Задание: найти в предложениях омонимы, определите их значение по «Толковому словарю». Устно.
1. Обстановка требовала большой выдержки.
2. Обстановка квартиры располагала к задушевной беседе.
- Не забываем заполнять нашу таблицу.
Проследуем дальше.
5. Станция «Устаревшие слова».
Задание: из данных примеров нужно выбрать устаревшие слова, заменить их словами, которые употребляются в современном литературном языке.
1. Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.
2. Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратахЦареграда.
(Архаизмы, историзмы)
- Отметим в маршрутном листе наши сведения и поедем дальше.
4. Физминутка. Разомнемся.
- А как вам такой формат текста?
- с какими словами встретились?
Жаргонные слова. Какой вам текст ближе и почему?
-Слова Л.И.Скворцова.
Продолжим путешествие.
7. Станция «Фразеологизмы».
1) Задание: соедините фразеологические пары.
Бить баклуши Яблоку негде упасть Лясы точить Клевать носом Ловить на лету |
Дремать Разговаривать Быстро понимать Бездельничать Тесно |
- Сделать взаимопроверку.
2) Творческое задание. Отгадать фразеологизм по иллюстрациям,
определить значение, записать в тетрадь.
3) Продолжить фразу, чтобы получился фразеологизм.
4) –Как понимаете слова А.И.Ефимова? Что значит «драгоценные нити»?
5) Составить предложения, используя фразеологизм.
До седьмого пота, клевать носом, сматывать удочки, сидеть сложа руки, плевать в потолок, зарывать талант в землю.
- В нашем путешествии мы дошли до контрольного поста. Пропуском будут наши знания.
- Выполним тест. Работа с тестовым заданием.
5. Итог урока.
- Ребята, придётся прервать наше путешествие, но мы собрали только часть научного материала по данной теме. Я думаю, в домашних лабораториях вы закончите эту работу и внесёте весь недостающий материал в маршрутные листы.
6.Рефлексия учебной деятельности:
- Ребята, заканчивается урок. Что надо сделать? (Подвести итог).
- Какова была цель урока?
- Достигли ее?
- В чем вы испытали затруднения?
- Что помогло вам в работе?
А давайте попробуем оценить свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:
- Как сказать о тех, кто работал усердно, хорошо, активно?
(Работал засучив рукава
Работал в поте лица…)
- А о тех, кто много и напряженно думал?
(ломал голову…)
- Если есть уже теперь те, кто прекрасно разобрался в теме, как про них можно сказать?
(Знают как дважды два, как свои пять пальцев…)
- Вот и решите, какой фразеологизм точнее определяет вашу сегодняшнюю работу на уроке.
7.Работа с оценочным листом.
8 .Домашнее задание:
Составить предложения на тему «Школьная жизнь», используя фразеологизмы.
Продолжить работу по созданию проекта «Происхождение фразеологизмов»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.