ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРИВАНИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 5

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРИВАНИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 5
docx
21.04.2020
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ   КАК СРЕДСТВО  ФОРМИРИВАНИ КОММУНИКАТИВНЫХ  КОМПЕТЕНЦИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ФОРМИРОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ.docx

ФОРМИРОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

 В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 

 

          Выбранная тема в настоящее время особо актуальна, т. к. нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы и т.д. – распространенное явление в современном мире. Толерантный же человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью.

         Согласно определению, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»  Так гласит Декларация принципов толерантности, подписанная 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая Россию .

          Поэтому формирование основ толерантного поведения  так неоходимо в системе  образования.

            Вопрос о воспитании толерантности в ученическом коллективе интересовал многих исследователей. Само определение «Толерантность» на разных языках звучит по-разному, но смысл понятия един. Поняние «толерантность» включающее в себя: уважение человеческого достоинства, милосердие, уважение прав других, сострадание, прощение, сотрудничество.

          При организации работы по воспитанию толерантности необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; учитывать национальный состав коллектива учащихся, проблемы в отношениях между детьми и их причины.

          Цель воспитания толерантности: воспитание в подрастающем покалении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, поведения. Все формируемые у ребёнка с детства качества толерантной личности вырабатываются  благодаря психологической защищенности, диалогу, сотрудничеству, позитивному опыту толерантного воздействия.

         Средством формирования коммуникативных компетенций в ученическом коллективе является общение, в процессе которого необходимо соблюдать определённые правила.

           Существуют различные методы и формы (урочные и внеурочные) по развитию толерантности. Они определены взаимодействием ученика, педагога и родителей. При их исследовании были определены приёмы организации деятельности детей в классе.

         Следует отметить, что существующая профилактика толерантности играет значительную роль в воспитания культуры толерантности у учащихся. При воспитании и формировании толерантности педагоги используют множество разных средств, применяемых как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Например, наглядные ср-ва (натуральные объекты, кинофильмы), устное народное тв-во и литература, трудовая деятельность, игра.

          Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий реализации в будущем потенциала личности. Она приобретается через информацию, жизненный опыт и воспитание. Педагог должен выстроить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы показать, что он готов принять каждого такими, какие они есть и работать с общего согласия.

Главная цель государственной программы «Доступная среда» – формирование толерантного отношения к инвалидам в коммуникационном аспекте. В 2011 г. Минздравсоцразвитием России был проведен первый этап кампании.  В данной программе прописано: «Люди бывают пунктуальные, романтичные, аккуратные, ранимые. Но их нельзя разделить на инвалидов и не инвалидов, потому что люди так не делятся». Право ребенка с ОВЗ на получение образования может быть реализовано путем организации инклюзивного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

Одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ.

Работу по формированию толерантного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями необходимо проводить повсеместно и на самых разных уровнях.

Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет школа, именно в ней ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного, терпимого отношения к окружающим людям.

           Логика и технология обучения толерантности в зависимости от специфики основного вида деятельности обучаемых будет разной. Так, поскольку у дошкольников и младших школьников в деятельности, как известно, преобладает эмоциональный компонент, работать с ними логично с учетом этого факта. Для младших школьников важно использовать эмоционально-ориентированную технологию, направленную в первую очередь на неприятие отрицательных эмоций и напряженных состояний детей.

Помогая в этом друг другу, дети сближаются, они ощущают реальную поддержку, чувствуют доверие друг к другу. На этом фоне постепенно исчезает эмоциональная неприязнь между отдельными детьми, они перестают остро реагировать на существующие различия между ними, становятся более толерантными на эмоциональном уровне. Методически правильно в эти моменты предложить детям какие-то новые знания, рассказать о том, насколько важным для человека оказывается умение понимать других людей и на этой основе проявлять к ним толерантность. И лишь опираясь на это, детям можно предлагать какую-то совместную деятельность или использование новых, толерантных форм поведения в привычной для них учебной или игровой деятельности.

Работа учителя по формированию культуры толерантности у младших школьников может осуществляться путем проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказко-терапии, сюжетно-ролевой игры, которые способствуют формированию толерантного отношения к окружающим, развивают коммуникативные умения.

Так, например, можно провести игровое занятие по сюжету сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Учащимся на данном занятии предложить изобразить обитателей птичьего двора. Им предоставляется возможность представить себя в роли «гадкого утенка» и понять чувства героя сказки, которого отвергают только потому, что он выглядит не так, как все, и описать свои переживания. Кроме того, учащиеся должны побывать и в роли обидчиков «гадкого утенка» и объяснить, почему они не приняли «утенка». В конце занятия ребятам можно предложить придумать другое развитие событий сказки в условиях принятия утенка обитателями птичьего двора.

Или, например, обсудить просмотр мультфильма / фрагмента фильма. (Внимание на экран. Просмотр коротметражного мультфильма «Струны»).

На занятиях детей можно познакомить с разными сторонами жизни слепых и слабовидящих людей. Рассказать историю возникновения азбуки Брайля, ее значение, познакомить с особенностями обучения слабовидящих детей в современном мире. После нужно обязательно провести комплекс игр, в ходе которых детям предлагается выполнять различные задания с завязанными глазами, используя только тактильные ощущения. В ходе этих игр школьники могут прочувствовать, насколько трудно людям с ОВЗ адаптироваться в обществе без посторонней помощи.

Совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение.

         В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим». Исчезает эмоциональная неприязнь между отдельными детьми, они перестают остро реагировать на существующие различия между ними, становятся более толерантными. В эти моменты предложить детям какие-то новые знания, рассказать о том, насколько важным для человека оказывается умение понимать других людей и проявлять к ним толерантность.

 

           Целенаправленная учебно-воспитательная работа по формированию толерантности, приводит к тому, что дети не употребляют оскорбительных выражений и намёков, с уважением относятся к другим языкам и к тем, кто на них говорит; участвуют в общих занятиях, относятся друг к другу с взаимным уважением.

           Толерантности, доброте, милосердию можно и нужно учиться, находя примеры в жизни и книгах. Будущее поколение должно быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь


 

ФОРМИРОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Она приобретается через информацию, жизненный опыт и воспитание

Она приобретается через информацию, жизненный опыт и воспитание

Так, например, можно провести игровое занятие по сюжету сказки

Так, например, можно провести игровое занятие по сюжету сказки

нениям, которых требует наша жизнь .

нениям, которых требует наша жизнь .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020