ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРИВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выбранная тема в настоящее время особо актуальна, т. к. нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы и т.д. – распространенное явление в современном мире. Толерантный же человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью.
Согласно определению, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» Так гласит Декларация принципов толерантности, подписанная 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая Россию .
Поэтому формирование основ толерантного поведения так неоходимо в системе образования.
Вопрос о воспитании толерантности в ученическом коллективе интересовал многих исследователей. Само определение «Толерантность» на разных языках звучит по-разному, но смысл понятия един. Поняние «толерантность» включающее в себя: уважение человеческого достоинства, милосердие, уважение прав других, сострадание, прощение, сотрудничество.
При организации работы по воспитанию толерантности необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; учитывать национальный состав коллектива учащихся, проблемы в отношениях между детьми и их причины.
Цель воспитания толерантности: воспитание в подрастающем покалении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, поведения. Все формируемые у ребёнка с детства качества толерантной личности вырабатываются благодаря психологической защищенности, диалогу, сотрудничеству, позитивному опыту толерантного воздействия.
Средством формирования коммуникативных компетенций в ученическом коллективе является общение, в процессе которого необходимо соблюдать определённые правила.
Существуют различные методы и формы (урочные и внеурочные) по развитию толерантности. Они определены взаимодействием ученика, педагога и родителей. При их исследовании были определены приёмы организации деятельности детей в классе.
Следует отметить, что существующая профилактика толерантности играет значительную роль в воспитания культуры толерантности у учащихся. При воспитании и формировании толерантности педагоги используют множество разных средств, применяемых как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Например, наглядные ср-ва (натуральные объекты, кинофильмы), устное народное тв-во и литература, трудовая деятельность, игра.
Целенаправленная учебно-воспитательная работа по формированию толерантности, приводит к тому, что дети не употребляют оскорбительных выражений и намёков, с уважением относятся к другим языкам и к тем, кто на них говорит; участвуют в общих занятиях, относятся друг к другу с взаимным уважением.
Толерантности, доброте, милосердию можно и нужно учиться, находя примеры в жизни и книгах. Будущее поколение должно быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.