Урок 1. Тема. А. Майков "Ласточка примчалась". А. Плещеев "Травка зеленеет". А. Майков "Весна".

  • Работа в классе
  • Раздаточные материалы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 08.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цикл уроков по теме 3 ( 4 часа ) "Апрель! Апрель! Звенит капель" для 1 класса
Иконка файла материала Урок 1. Тема. А. Майков Ласточка примчалась. А. Плещеев Травка зеленеет. А. Майков Весна..docx

Цикл уроков по теме 3 ( 4 часа )

"Апрель! Апрель! Звенит капель" для 1 класса

 

И.В. Карлова,

учитель начальных классов

МБОУ "СШ № 2"

 

Урок 1. Тема. А. Майков "Ласточка примчалась". А. Плещеев "Травка зеленеет". А. Майков "Весна".

Цели и задачи урока : повторить и расширить знания детей о весне, приметах весны, повторить названия весенних месяцев, перелетных птиц, первых весенних цветов; вызвать желание наблюдать за птицами, цветами и рассказывать о своих наблюдениях, получать информацию о жизни птиц не только из книг, обогащать словарный запас учащихся, развивать умения слушать и воспроизводить услышанное по воображаемым картинкам и иллюстрациям в книге, по личным наблюдениям и прочитанному; формировать умение сравнивать, пользоваться книгой, извлекать из неё нужную и полезную информацию, развивать желание учащихся больше знать, систематизировать свои знания; развивать память, устную связную речь, мышление, воображение; организовывать и провести межпредметные связи (окружающий мир, русский язык, математика); воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, к растениям и птицам.

Материал к уроку и оборудование: учебник, тематические иллюстрации и картинки, аудиозапись пения птиц, капели весенней, детские рисунки.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

1. Актуализация знаний. Постановка целей урока. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

   На доске иллюстрации на тему "Весна", "Птицы!, "Перелётные птицы!

- Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации и картинки, подумайте, о чем сегодня будет идти речь на уроке. Правильно, мы будем говорить л весне, о птицах. Давайте повторим названия весенних месяцев. Это - март, апрель, май.           Мы начинаем изучать тему «Апрель! Апрель! Звенит капель».

II. Работа по теме урока.

2. Рассказ учителя о весне, об апреле (с элементами беседы).

 Весной начинается обильное снеготаяние. Солнце высоко поднимается над горизонтом. Воздух с каждым днем теплеет, легкими ветрами разносит по просторам лесов и рек запах весны. Вокруг половодье, искрятся на солнце ручьи, радостно журчат по дорогам, уже нет снежных завалов и сугробов.

Назовите второй месяц весны. Да, это - апрель!

На дворе стоит апрель.

За окном звенит капель.

 К середине весны на улице теплеет с каждым днем, природа пробуждается. На открытых ровных поверхностях появляются первые нежные весенние цветы и молодая зеленая травка.

Снег растаял, всюду слякоть,

Будут вновь березки плакать,

Зазвенит везде капель -

Это к нам пришел апрель.

 К половодью возвращаются из теплых краев ласточки и кряковые утки.

 Ну вот наступили долгожданные приятные деньки, когда можно смело снимать толстую верхнюю одежду, подставляя руки и щеки под лучи теплого яркого солнца. Зацокала веселая капель. Утром еще морозец, а днем звонкая музыка капели.

3. Беседа о птицах.

 Назовите, какие птицы прилетают из теплых краёв к нам весной? Правильно, ласточка, скворец, грач, жаворонок, дикие утки, дикие гуси, журавль, зяблик, чих, дрозд, аист и другие. (Учитель показывает карточки - картинки). Перелётные птицы — это те, которые с наступлением холодов улетают на юг.

 Птиц нужно охранять и помогать им, особенно зимой (вешать кормушки, подкармливать, не разрушать птичьи гнёзда и т. д.)

 У кого из вас дома есть кормушка для птиц? Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов. Птицы - это песнь и полёт, тайна и красота!

4. Слушание аудиозаписи - "Пение птиц".

- Красиво, ребята? Какая песнь птиц? (звонкая, громкая, утренняя, мелодичная, дивная, заливистая, чарующая и т. д.).

5. Выразительное чтение стихотворения А. Майкова «Ласточка примчалась».

6. Воспроизведение содержания стихотворения учащимися.

Кто первый прилетает? Что значит "весною пахнет"? Что бы вы нарисовали после прочтения этого стихотворения?

7. Физкульминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть...

(ученики выполняют упражнения вместе с учителем по тексту)

III. Продолжение работы по теме урока.

6. Выразительное чтение стихотворения А. Плещеева «Травка зеленеет».

7. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

- Ребята, прочитайте шёпотом стихотворение.

8. Ответы на вопросы и рассуждения о прочитанном.

- Кто автор стихотворения?

- Назовите признаки весны, описанные в тексте.

- Кто несет нам весенний привет?

9. Работа с учебником. Ответы на вопросы по учебнику стр. 65.

10. Загадки.

- А сейчас отгадайте загадки!

Пробивался сквозь снежок,

Удивительный росток.

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок! (Подснежник)

 

По утрам мои цветки

Неказисты и мелки,

Зато ночью аромат

Наполняет целый сад! (Фиалка)

 

У цветочка лепестки —

Словно солнышка лучи.

Но ничто не вечно

В лете быстротечном:

Прозрачным, как стаканчик,

Стал наш… (Одуванчик)

 

Не цветёт сейчас сирень

И грозят морозы,

Но мы дарим в этот день

Женщинам … (Мимозы)

 

Нет пока нигде травы,

На деревьях нет листвы.

Но на клумбе — фокус:

Распустился … (Крокус)

 

Цветок – как бубенчик,

Беленький венчик.

Цветёт он не пышно,

Звенит ли – не слышно. (Ландыши)

11. Демонстрация картинок на тему "Весенние цветы".

Каждый ряд называет цветок (подснежник, пролеска, фиалка, первоцвет, маргаритка, крокус, мать-и-мачеха и другие).

12. Чтение стихотворения А. Майкова «Весна».

13. Обсуждение прочитанного.

- О каком цветке написал автор?

- Как вы понимаете название цветка "подснежник"? (под снегом прячется, из-под снега выглядывает, пробивается, появляется на пригорках...).

14. Дополнительный материал. Познавательное о природе.

    А вы знаете, что подснежник занесен в Красную книгу. Если растение, животное или птица исчезает с планеты Земля по вине человека, то этот вид заносят в Красную книгу (демонстрация иллюстрации "Красная книга" или макета). Вот и подснежник, к сожалению, исчезает на Земле. Цветок этот редкий и просто так его рвать нельзя. Все исчезающие растения всегда заносятся в Красную книгу, ведь в ней собраны все самые редкие виды животных и растений. Эта книга позволяет не забывать об уже исчезнувших видах, а так же помогает сохранить находящиеся на грани виды.

 Также и некоторые перелетные птицы - черный аист, розовый скворец, серый малый жаворонок, серая утка, малый лебедь и другие занесены в Красную книгу.

  Животные, птицы и растения из Красной книги находятся под охраной государства.

Учитель:

 Веселые и добрые вы, ребята, сердце у вас искреннее, а потому мир к вам добром обернется, принесет вам счастье и радость.

Если у человека доброе сердце,

Она идет в мир добро творящего.

В ее глазах любовь и ласка сияет,

Такой человек солнышком горит!

 Будьте и вы, как маленькие божьи коровки, творите добро, сажайте леса, очищайте источники и реки, любите свою Землю-матушку, и она вам ответит любовью и щедростью, и будут на нашей Земле мир и согласие.

    15. Закрепление  изученного материала. Подведение итогов урока. (Рефлексия).

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Какие стихотворения читали?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Опишите весну одним предложением.

- Расскажите коротко об апреле.

- А вам нравится время года весна? Почему?

- Продолжите ряд "Весна - апрель - тепло-..."

16. Домашнее задание. Рекомендации к самостоятельной работе и подготовке к следующему уроку.

 Выучить наизусть понравившееся вам стихотворение на стр. 65 - 66 учебника. Нарисовать и рассказать кратко (на выбор) о перелетной птице или о первом весеннем цветке. Рисунок подписать.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Богун О. М. Устное народное творчество обрядового цикла. Урок музыкального искусства во 2 классе // Начальное обучение и воспитание. – 2011. – 10. – С. 13-15.

2. Времена года для детей. Образовательный журнал «Сезоны года» [Электронный ресурс].

3. Гурина И. «Азбука» - М. «Фламинго», 2009г.

4. Культура РФ. Алексей Саврасов. «Грачи прилетели»: разбор картины по частям. [Электронный ресурс].

5. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., «Литературное чтение» – М. «Просвещение», 2008 г.