Цикл уроков по теме 3 ( 4 часа )
"Апрель! Апрель! Звенит капель" для 1 класса
И.В. Карлова,
учитель начальных классов
МБОУ "СШ № 2"
Урок 1. Тема. А. Майков "Ласточка примчалась". А. Плещеев "Травка зеленеет". А. Майков "Весна".
Цели и задачи урока : повторить и расширить знания детей о весне, приметах весны, повторить названия весенних месяцев, перелетных птиц, первых весенних цветов; вызвать желание наблюдать за птицами, цветами и рассказывать о своих наблюдениях, получать информацию о жизни птиц не только из книг, обогащать словарный запас учащихся, развивать умения слушать и воспроизводить услышанное по воображаемым картинкам и иллюстрациям в книге, по личным наблюдениям и прочитанному; формировать умение сравнивать, пользоваться книгой, извлекать из неё нужную и полезную информацию, развивать желание учащихся больше знать, систематизировать свои знания; развивать память, устную связную речь, мышление, воображение; организовывать и провести межпредметные связи (окружающий мир, русский язык, математика); воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, к растениям и птицам.
Материал к уроку и оборудование: учебник, тематические иллюстрации и картинки, аудиозапись пения птиц, капели весенней, детские рисунки.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
1. Актуализация знаний. Постановка целей урока. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
На доске иллюстрации на тему "Весна", "Птицы!, "Перелётные птицы!
- Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации и картинки, подумайте, о чем сегодня будет идти речь на уроке. Правильно, мы будем говорить л весне, о птицах. Давайте повторим названия весенних месяцев. Это - март, апрель, май. Мы начинаем изучать тему «Апрель! Апрель! Звенит капель».
II. Работа по теме урока.
2. Рассказ учителя о весне, об апреле (с элементами беседы).
Весной начинается обильное снеготаяние. Солнце высоко поднимается над горизонтом. Воздух с каждым днем теплеет, легкими ветрами разносит по просторам лесов и рек запах весны. Вокруг половодье, искрятся на солнце ручьи, радостно журчат по дорогам, уже нет снежных завалов и сугробов.
Назовите второй месяц весны. Да, это - апрель!
На дворе стоит апрель.
За окном звенит капель.
К середине весны на улице теплеет с каждым днем, природа пробуждается. На открытых ровных поверхностях появляются первые нежные весенние цветы и молодая зеленая травка.
Снег растаял, всюду слякоть,
Будут вновь березки плакать,
Зазвенит везде капель -
Это к нам пришел апрель.
К половодью возвращаются из теплых краев ласточки и кряковые утки.
Ну вот наступили долгожданные приятные деньки, когда можно смело снимать толстую верхнюю одежду, подставляя руки и щеки под лучи теплого яркого солнца. Зацокала веселая капель. Утром еще морозец, а днем звонкая музыка капели.
3. Беседа о птицах.
Назовите, какие птицы прилетают из теплых краёв к нам весной? Правильно, ласточка, скворец, грач, жаворонок, дикие утки, дикие гуси, журавль, зяблик, чих, дрозд, аист и другие. (Учитель показывает карточки - картинки). Перелётные птицы — это те, которые с наступлением холодов улетают на юг.
Птиц нужно охранять и помогать им, особенно зимой (вешать кормушки, подкармливать, не разрушать птичьи гнёзда и т. д.)
У кого из вас дома есть кормушка для птиц? Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов. Птицы - это песнь и полёт, тайна и красота!
4. Слушание аудиозаписи - "Пение птиц".
- Красиво, ребята? Какая песнь птиц? (звонкая, громкая, утренняя, мелодичная, дивная, заливистая, чарующая и т. д.).
5. Выразительное чтение стихотворения А. Майкова «Ласточка примчалась».
6. Воспроизведение содержания стихотворения учащимися.
Кто первый прилетает? Что значит "весною пахнет"? Что бы вы нарисовали после прочтения этого стихотворения?
7. Физкульминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть...
(ученики выполняют упражнения вместе с учителем по тексту)
III. Продолжение работы по теме урока.
6. Выразительное чтение стихотворения А. Плещеева «Травка зеленеет».
7. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
- Ребята, прочитайте шёпотом стихотворение.
8. Ответы на вопросы и рассуждения о прочитанном.
- Кто автор стихотворения?
- Назовите признаки весны, описанные в тексте.
- Кто несет нам весенний привет?
9. Работа с учебником. Ответы на вопросы по учебнику стр. 65.
10. Загадки.
- А сейчас отгадайте загадки!
Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок! (Подснежник)
По утрам мои цветки
Неказисты и мелки,
Зато ночью аромат
Наполняет целый сад! (Фиалка)
У цветочка лепестки —
Словно солнышка лучи.
Но ничто не вечно
В лете быстротечном:
Прозрачным, как стаканчик,
Стал наш… (Одуванчик)
Не цветёт сейчас сирень
И грозят морозы,
Но мы дарим в этот день
Женщинам … (Мимозы)
Нет пока нигде травы,
На деревьях нет листвы.
Но на клумбе — фокус:
Распустился … (Крокус)
Цветок – как бубенчик,
Беленький венчик.
Цветёт он не пышно,
Звенит ли – не слышно. (Ландыши)
11. Демонстрация картинок на тему "Весенние цветы".
Каждый ряд называет цветок (подснежник, пролеска, фиалка, первоцвет, маргаритка, крокус, мать-и-мачеха и другие).
12. Чтение стихотворения А. Майкова «Весна».
13. Обсуждение прочитанного.
- О каком цветке написал автор?
- Как вы понимаете название цветка "подснежник"? (под снегом прячется, из-под снега выглядывает, пробивается, появляется на пригорках...).
14. Дополнительный материал. Познавательное о природе.
А вы знаете, что подснежник занесен в Красную книгу. Если растение, животное или птица исчезает с планеты Земля по вине человека, то этот вид заносят в Красную книгу (демонстрация иллюстрации "Красная книга" или макета). Вот и подснежник, к сожалению, исчезает на Земле. Цветок этот редкий и просто так его рвать нельзя. Все исчезающие растения всегда заносятся в Красную книгу, ведь в ней собраны все самые редкие виды животных и растений. Эта книга позволяет не забывать об уже исчезнувших видах, а так же помогает сохранить находящиеся на грани виды.
Также и некоторые перелетные птицы - черный аист, розовый скворец, серый малый жаворонок, серая утка, малый лебедь и другие занесены в Красную книгу.
Животные, птицы и растения из Красной книги находятся под охраной государства.
Учитель:
Веселые и добрые вы, ребята, сердце у вас искреннее, а потому мир к вам добром обернется, принесет вам счастье и радость.
Если у человека доброе сердце,
Она идет в мир добро творящего.
В ее глазах любовь и ласка сияет,
Такой человек солнышком горит!
Будьте и вы, как маленькие божьи коровки, творите добро, сажайте леса, очищайте источники и реки, любите свою Землю-матушку, и она вам ответит любовью и щедростью, и будут на нашей Земле мир и согласие.
15. Закрепление изученного материала. Подведение итогов урока. (Рефлексия).
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Какие стихотворения читали?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Опишите весну одним предложением.
- Расскажите коротко об апреле.
- А вам нравится время года весна? Почему?
- Продолжите ряд "Весна - апрель - тепло-..."
16. Домашнее задание. Рекомендации к самостоятельной работе и подготовке к следующему уроку.
Выучить наизусть понравившееся вам стихотворение на стр. 65 - 66 учебника. Нарисовать и рассказать кратко (на выбор) о перелетной птице или о первом весеннем цветке. Рисунок подписать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богун О. М. Устное народное творчество обрядового цикла. Урок музыкального искусства во 2 классе // Начальное обучение и воспитание. – 2011. – № 10. – С. 13-15.
2. Времена года для детей. Образовательный журнал «Сезоны года» [Электронный ресурс].
3. Гурина И. «Азбука» - М. «Фламинго», 2009г.
4. Культура РФ. Алексей Саврасов. «Грачи прилетели»: разбор картины по частям. [Электронный ресурс].
5. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., «Литературное чтение» – М. «Просвещение», 2008 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.