Урок модуля «Основы светской этики»
Тема «Альтруизм и эгоизм»
Ключевые понятия урока: «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм»
Цель урока: формирование понятий «альтруизм» и «эгоизм» (через выявления положительных и отрицательных сторон этих понятий)
Задачи урока, ориентированные на достижение результатов
личностных:
метапредметных:
предметных:
Планируемые результаты:
Оборудование:
o учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», издательство «Просвещение», 2012
o презентация Power Point
Ход урока
I. Вводное слово учителя. Постановка проблемы.
Учитель предлагает ученикам рассмотреть иллюстрацию (см. приложение рис.1) и соотнести с одной из фраз: «Не будь эгоистом!», «Да ты – альтруист!».
Дети знакомы с понятиями «эгоизм», «эгоист» на основании своего жизненного опыта, поэтому они соотносят рисунок, на котором чаша весов со словом «Я» значительно перевешивает другие слова «Вам», «Вы», «Он», «Она», «Они», с фразой «Не будь эгоистом!». Пользуясь иллюстрацией, дети могу сказать, кого называют эгоистом.
Учитель спрашивает, каким может быть рисунок для второй фразы: «Да ты – альтруист!». В ходе обсуждения дети делают вывод, что «альтруист» это понятие противоположное понятию «эгоист».
Учитель ставит проблемный вопрос «Почему эгоистические поступки осуждаются, а альтруистические поощряются? Что такое альтруизм и эгоизм?»
II. Работа с текстом
Ученики обращаются к рубрике «Вы узнаете», читают пункты рубрики и знакомятся с планом работы по тексту учебника.
Учитель предлагает ученикам, пользуясь соответствующим разделом найти ответ на вопрос «Что такое альтруизм?», текст учебника подтверждает первоначальное предположение о полярности понятий «альтруизм» (от «альтер» - другие) и «эгоизм» (от «эго» - я)
Далее ребята работают в парах. Чтение разделов, связанных с понятиями «альтруизм» и «эгоизм». Ученики выделяют в тексте те фразы, мысли, которые вызывают у них вопросы, кажутся непонятным и (или) спорными. После прочтения дети задают вопросы.
Чтение следующего раздела «разумный эгоизм» учитель предлагает начать с вопроса «Какую бы иллюстрацию вы предложили бы для этого понятия? »
Учитель предлагает детям соотнести слова «искренний», «бескорыстий», «симпатия», «сочувствие», «лень», «себялюбие» с понятиями «эгоизм» и «альтруизм». Дети делают вывод, что осуждается и поощряется в эгоистическом и
альтруистическом поведении.
Учитель предлагает детям послушать притчу «Пахарь и крот» (В.А.Сухомлинский)
Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот:
- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?
Пахарь отвечает: - Я пашу не только себе, но и людям.
Удивился Крот: - Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе.
- Но ведь вы же – кроты, а мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду.
- Для чего Пахарь пахал землю?
- Почему Крот не понимал смысла работы Пахаря?
- Для кого трудился крот?
- Для кого работал Пахарь?
- Можно ли Пахаря назвать альтруистом и почему?
- Пахарь – альтруист, а крот?
Работа с рубрикой «Вопросы и задания». Учитель предлагает вспомнить других сказочных героев и дает задание «Перед вами сказочные герои. Кто они – альтруисты, эгоисты или…? Объясните свою точку зрения»
Коллективное обсуждение вопросов: «Можно ли назвать Золушку, Старика Хоттабыча альтруистами?». В ходе обсуждения учитель способствует выделению детьми неоднозначности мотивов поступков этих сказочных персонажей, поощряет рассуждения и дискуссии.
o Искренне ли Золушка помогала сёстрам и мачехе?
o Были ли ее поступки вызваны желанием помочь или Золушка выполняла тяжелую работу из сочувствия к своему отцу?
o Хоттабыч выполнял свои желания или желания Вольки?
o Сможете ли вы назвать чудеса, сотворенные джинном, ради других людей?
Обсуждая эти вопросу дети приходят к выводу, что в разных ситуация люди ведут себя по-разному.
Дети работают с рубрикой «Мудрые мысли». Учитель предлагает задуматься над высказываниями этой рубрики, поразмышлять, какие советы дают философы Плутарх, Цицерон, писатель С. Е. Лец. Учитель обращает внимание детей , что авторы этих высказываний жили в разные эпохи, Плутарх и Цицерон - мудрецы древности, а Лец – наш современник; изменилось ли представление людей об этих понятиях?
V. Выявление точек зрения
Коллективное обсуждение понятия «разумный эгоизм». Обсуждение вопроса «Всегда ли альтруистическое поведение является правильным?»
VI. Опыт детей.
Учитель предлагает обратиться к личному опыту детей. Желающие могут поделятся примерами, ситуациям из своей жизни, когда они сталкивались с альтруистическим и эгоистическим поведением, что побудило их совершить тот или иной поступок, как каким последствиям это привело, пытаются дать оценку своим действиям.
VII. Рефлексия
Учитель использует прием незаконченного предложения, ученики продолжают следующие фразы :
o сегодня я узнал…
o было интересно…
o было трудно…
o я выполнял задания…
o я понял, что…
o теперь я могу…
o я почувствовал, что…
o я приобрел…
o я научился…
o у меня получилось …
o я смог…
o я попробую…
o меня удивило…
o урок дал мне для жизни…
o мне захотелось…
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.