Урок 15_ 9(3) кл.

  • doc
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 15_ 9(3) кл..doc

Урок  15/1

 

Тема: Относительность движения.

 

Цели урока: ознакомить учащихся с относительностью покоя и движения;

∙ формировать неформальные знания в истолковании понятия «относительность»;

∙ воспитывать сознательное отношение к учебе и заинтересованность в изучении физики.

 

 Оборудование: Воздушный пузырек в трубке с водой, линейка, карандаш, лист бумаги.

 

Ход урока:

 

1.    Проверка выполнения домашнего задания.

            Опрос по домашнему заданию:

∙ Задачи 4 и 6 (с. 241 учебника).

 

2.    Изучение нового материала.

            Основное содержание:

∙ Относительность перемещения и других характеристик движения.

∙ Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

∙ Причины смены дня и ночи на Земле (в гелиоцентрической системе мира).

                    

               Демонстрации:

∙ Относительность движения (движение пузырька относительно пробки; движение пузырька в трубке, перемещаю-щейся в вертикальном направлении относительно горизонтальной черты на классной доске; движение пузырька отно-сительно демонстрационного стола при перемещении вертикально расположенной трубки в горизонтальном направ-лении вдоль поверхности стола).

∙ Относительность перемещения и траектории (равномерное движение карандаша вдоль линейки на листе бумаги; рав-номерное движение карандаша вдоль линейки и равномерное движение листа в направлении, перпендикулярном линей-ки).

                     

Закрепление материала.

            Разбор задач и вопросов:

∙ с учебника:

- Контрольные вопросы к § 9 (1, 2).

 

∙ задачи с учебника Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика, 9 класс. – М.: Просвещение, 1994:

а) Двигатель самолета сообщает ему скорость относительно воздуха, равную 900 км/ч. С какой скоростью движется са-молет относительно Земли при попутном ветре, скорость которого равна 50 км/ч; при таком же встречном ветре? (950 км/ч; 850 км/ч)

б) Комбайн, убирающий в поле хлеб, движется относительно земли со скоростью 2,5 км/ч и, не останавливаясь, ссыпает зерно в автомашину. Относительно какого тела отсчета автомашина движется и относительно какого покоится? (земли; комбайна)

в) Буксир толкает по реке баржу. Относительно каких тел отсчета баржа движется? (реки и берега) Относительно какого тела она покоится? (буксира)

 

∙ качественные задачи со сборника Тульчинский М.Е. Качественные задачи. – М.: Просвещение, 1972.:

- 19. При каком условии летчик реактивного истребителя может рассмотреть пролетающий недалеко от него артил-лерийский снаряд? (При скорости самолета свыше 350 м/с, летчик сможет рассмотреть летящий в ту же сторону, что и самолет, снаряд гаубицы, имеющий в верхней части своей траектории скорость около 400 м/с).

 

∙ качественные задачи со сборника Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 1986:

- 27. Какова траектория движения точки обода велосипедного колеса при равномерном и прямолинейном движении ве-лосипедиста в системах отсчета, жестко связанных:

а) с вращающимся колесом (точка);

б) с рамой велосипеда (окружность);

в) с землей (циклоида).

 

- 29. Может ли человек, находясь на движущемся эскалаторе метро, быть в покое в системе отсчета, связанной с землей? (Может, если относительно эскалатора будет двигаться со скоростью, равной по модулю скорости эскалатора, но направленной в противоположную сторону).

                      

3.    Подведение итогов урока.

                                                                                                                                                                      

Домашнее задание:  

 ∙ § 9.

∙ Упр. 9 (1-3 устно, 4 – письменно, 5 – по желанию).