Урок 18
Сказка
литовского народа «Мальчик Золотой
Хохолок и девочка Золотая Коса»
Педагогические цели: способствовать развитию умения работать с текстом, составлять план, самостоятельно формулировать вопросы, выражать свое отношение к героям произведения; ознакомить с особенностями языка литовских сказок.
Планируемые результаты образования.
Предметные: воспринимают на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; читают вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи; отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного; озаглавливают части текста; составляют план.
Личностные: эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя; учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями учебника.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; ориентируются в тексте; логические – выдвигают гипотезы и обосновывают их; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: вступают в беседу; оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
– Пожелайте удачи друг другу.
II. Актуализация знаний.
Ученики читают авторский текст на с. 65 по ролям. Учитель – за Афанасия.
III. Постановка проблемы.
– Что же такое Прибалтика? Почему эти страны объединены таким названием?
Учитель показывает расположение стран Прибалтики по карте.
– В этих странах живут люди разных национальностей: литовцы, латыши, эстонцы. У каждого народа своя культура, свой язык, свои песни, танцы, сказки, свои национальные костюмы, архитектура городов и сел.
IV. Открытие детьми нового знания.
– Откройте тетрадь на с. 10, выполните задания 1 и 2.
– Прочитайте название сказки на с. 66, рассмотрите иллюстрацию к ней.
– Что вы можете предположить о содержании, о героях?
– Рассмотрите одежду героев. Где и когда носили ее?
– Кто написал эту сказку?
– Из скольких частей она состоит?
V. Первичное закрепление.
Сказка читается по абзацам учениками, словарная работа ведется по ходу чтения.
Словарная работа.
…а жену и словом не попрекнул…
Попрекнуть – сделать выговор за провинность, укорить.
…у самого челнока качается на волнах ящик…
Челнок – выдолбленная из ствола дерева лодка.
Вопросы после чтения 1-й части:
– Какой вы себе представляете бедную девушку? С чем и с кем ее сравнивают?
– Как вы думаете, за что невзлюбила мать героя девушку?
– Какие слова передают отношение авторов сказки к этой женщине?
– Какие злые деяния она совершила?
– Что сказал сын, когда увидел в колыбельке кота и усатую черную кошку?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Чтение 2-й части и ответы на вопросы:
– Как оказались дети в семье рыбака?
– Почему мальчика назвали Золотой Хохолок, а девочку – Золотая Коса?
По дороге Петя шел…
По дороге Петя шел,
(Ходьба на месте.)
Он горошину нашел,
(Упор присев, встать.)
А горошина упала,
(Поворот туловища вправо,
правую руку в сторону,
левую на пояс, повторить в другую сторону.)
Покатилась и пропала.
(Наклоны головы вправо-влево.)
Ох, ох, ох, ох!
(Руки на голову.)
Где-то вырастет горох!
(Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)
Упражнение «Гуляем на полянке»
Ходьба с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).
VII. Повторение пройденного.
Чтение 3-й части. Вопросы:
– Как жилось детям в семье рыбака?
– Как получилось, что они оказались в том же городе, где жили их настоящие родители?
– На этом кончается первая большая часть сказки. Вспомним все события последовательно.
– О чем говорится в 1-й части? Во 2-й части? В 3-й части? Давайте их озаглавим.
Ученики озаглавливают части и записывают заголовки в «Тетради по чтению» (с. 10, задание 3).
VIII. Итог урока.
– Хотелось бы вам дочитать сказку до конца? Осталось прочитать пять частей. Как вы думаете, о чем в них будет говориться?
Оценка своей работы на уроке.
Домашнее задание: пересказ 1–3-й частей с использованием плана.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.