Урок 54/3
Тема: Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.
Цели урока: ∙ дать представление о звуковых явлениях;
∙ формировать неформальные представления понятий «резонанс», «эхо»»;
∙ воспитывать сознательное отношение к учебе и заинтересованность в изучении физики.
Оборудование: Камертоны на резонаторных ящиках – 2 шт., шарик на нити, рупор, мультимедиа проек-тор.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания
∙ § 37 – 38.
∙ Упр. 31 (1, 2); 32 (1, 5* - по желанию)
2. Изучение нового материала.
Основной материал:
∙ Отражение звука.
∙ Эхо.
∙ Условие возникновения звукового резонанса.
Демонстрации:
∙ Видеоролик "Отражение звука".
∙ Действие рупора (по рис. 78).
∙ Слайд - шоу "Эхо"
∙ Резонанс с помощью двух камертонов (по рис. 80).
∙ Flash-анимация: "Наблюдение акустического резонанса"
∙ Слайд-шоу "Резонанс в музыкальных инструментах"
3. Закрепление материала.
Разбор задач и вопросов:
∙ контрольные вопросы с учебника к § 39 (1, 2), § 38 (1 – 4).
∙ вопросы с учебника Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика, 9 класс. – М.: Просвещение, 1994:
а) Чем должны различаться две среды, чтобы на их границе происходило отражение звука?
б) Что такое эхо?
в) Что такое звуковой резонанс?
г) Почему отражается звук? (Происходит это потому, что колебания, принесенные волной к границе, пере-даются частицам второй среды, и они сами становятся источником новой звуковой волны. Эта вторичная волна распространяется не только во второй среде, но и в первой, откуда пришла первичная волна. Это и есть отраженная волна)
∙ качественные задачи со сборника Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1972:
∙ 1348. Звучащий камертон помещают над отверстием сосуда, который служит резонатором. Если на одну из ветвей камертона, не касаясь ее, надеть картонную трубку, то звук заметно усилится. Почему? (Устраняет-ся противоположное действие закрытой ветви)
∙ 1349. Когда прислушиваются к отдаленному шуму, то невольно раскрывают рот. Почему? (Полость рта служит резонатором для звуков)
∙ 1353. Если звучащий камертон поставить на деревянный ящик, звук заметно усиливается. Почему? (Звук становится громче вследствие резонанса воздушного столба, находящегося в ящике)
4. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
∙ § 39, 40.
∙ Контрольные вопросы к § 39 (3, 4); 40 (5)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.