Урок 6. Свойства умножения
Цели: повторить свойства умножения; учить использовать их при вычислениях; закреплять навыки письменного умножения трехзначного числа на однозначное; развивать внимание; воспитывать аккуратность.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение трехзначного числа на однозначное, используя переместительное свойство умножения; решать задачи; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая задача
На одной чаше весов лежит большой кочан капусты, а на другой — гиря в 2 кг и маленький кочан капусты. Весы находятся в равновесии. На сколько килограммов масса большого кочана больше, чем масса маленького? (На 2кг.)
2. Индивидуальная работа по карточкам
— Вычисли, выполнив запись столбиком.
307 — 258 625 — 515 356 • 2 218 • 3
806 — 537 702 — 159 137 • 6 158 • 4
3. Индивидуальная работа у доски
— Укажи порядок действий, вычисли.
(200 - 44) : 4 + 24 • (300 : 5 : 12) (159) 25 • 8 : 10 - (50 - 126 : 3) (12)
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
- Вычислите, заменив умножение сложением.
0 • 4 (0 + 0 + 0 + 0 = 0)
0 • 10 = (0 + 0 + 0 + 0 + 0 + ... + 0 = 10)
0 • 2 = (0 + 0 = 0)
- Сделайте вывод. (Если ноль умножим на любое число, получим ноль.)
- А если число умножим на ноль, сколько получится? (Тоже ноль. От перестановки множителей произведение не меняется.)
- Вычислите, заменив умножение сложением.
1 • 6 = (1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 6)
1 • 3 = (1 + 1 + 1 = 3)
1 • 10 = (1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 10)
- Сделайте вывод. (Если единицу умножить на число, то получится то же самое число.)
- А если число умножить на единицу? (Получится то же самое число, так как от перестановки множителей сумма не меняется.)
- Что мы с вами сейчас вспомнили? (Свойства умножения.)
- Сформулируйте задачи урока. (Повторить свойства умножения, научиться использовать их при вычислениях.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Рассмотрите записи на полях на с. 11. Правильные ли выводы мы с вами сделали?
- Назовите еще раз все свойства умножения, которые мы вспомнили.
№ 44 (с. 11).
(Первые три примера - коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, остальные - самостоятельно. Два ученика работают на откидной доске. Самопроверка, самооценка.)
№ 45 (с. 11).
(Устное выполнение по цепочке.)
№ 46 (с. 11).
(Коллективное выполнение с подробным объяснением.)
№ 47(с. 11).
— Прочитайте задачу.
— Что такое 4 марки? (Количество.)
— Что такое 10 руб. (Цена.)
— Что такое стоимость?
— Как найти стоимость покупки, если известны цена и количество?
— Составьте задачи, обратные данной. Что может быть неизвестно в этих задачах? (Цена или количество.)
— Как найти цену? Как найти количество?
— Решите задачи самостоятельно.
(Учитель закрепляет на доске плакат с формулами.)
С = Ц • К Ц = С : К К = С : Ц
(Взаимопроверка по образцу, взаимооценка.)
V. Физкультминутка
Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд,
(Шаги на месте.)
Я всем напоказ выставляю живот,
(Руки на пояс, повороты туловища вправо и влево.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
(Хлопки в ладоши.)
— Эй, люди, я с вами почайпить хочу!
(Прыжки на месте.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 48 (с. 11).
(Работа по опорной схеме. Учащиеся отвечают на вопросы, составляют задачи: вариант 1 — на нахождение стоимости, вариант 2 — на нахождение цены.)
№ 50 (с. 11).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
— Чему равна длина прямоугольника? (6 см.)
— На сколько сантиметров длина больше ширины? (На 4см.)
№ 51 (с. 11).
— Что такое площадь?
— В каких единицах измеряется площадь?
— Что необходимо знать, чтобы вычислить площадь?
— Как найти площадь прямоугольника? квадрата?
(Учитель закрепляет на доске плакат с формулами.
— Найдите площадь каждой фигуры. (SEFTK = 2 • 2 = 4 (см2), Smnop = 2 • 1 = 2(см2), SABCD = 2 • 3 = 6(см2).)
— Сравните площади фигур.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 20 (с. 8).
(Самостоятельное выполнение. Ученик, справившийся с заданием первым, записывает выражения на доске. Проверка, самооценка.)
№ 21 (с. 8).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка, самооценка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 11). Самопроверка по образцу.)
Ответы: 588, 876.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие правила вы повторили на уроке?
— Какое задание показалось легким? вызвало затруднение?
— Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание
Учебник: № 49, 52 или 53 (по выбору) (с. 11).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.