УРОК
БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ НА ТЕМУ
«ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КЛЕТКИ, МИТОЗ, АМИТОЗ»
Цели урока:
· Сформировать знания о митозе, процессах, происходящих в различные периоды митотического цикла, их роли в передаче наследственной информации и значении деления клеток для организма.
· Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
· Развивать коммуникативные способности учащихся, формировать устойчивый интерес к предмету.
Формируемые и развиваемые понятия: митоз, жизненный цикл клетки, интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, редупликация, амитоз.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Используемые технологии: развитие критического мышления, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативные.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, микроскопы, микропрепараты «Митоз в корешках лука», презентация к уроку.
ХОД УРОКА:
I.Организационный момент (вступительное слово учителя).
Ребята, как вы думаете, какие качества должны быть присущи современному человеку, чтобы он мог добиться успеха? (трудолюбие, ответственность, целеустремлённость, профессионализм). Вы правы, все эти качества потребуются нам на сегодняшнем уроке.
Тема нашего урока «Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз».
Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять слова немецкого поэта Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
II.Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала (этап «вызов»). 1.-Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «деление клетки»? (все учащиеся предлагают версии, которые учитель записывает на доске). Например, размножение, ядро, хромосомы, рост. –А какие ассоциации у вас вызывает число 23? (предлагаются варианты ответов).
Записи на доске анализируются и комментируются.
Сегодня мы с вами познакомимся с процессом деления клетки – митозом, узнаем, что такое жизненный цикл клетки. А теперь давайте проверим, что мы уже знаем.
Беседа по вопросам, которые необходимо вспомнить для изучения нового материала:
-что вы знаете о делении клетки? (деление–это жизненное свойство клетки);
-что такое клеточный центр? (органоид, содержащий две центриоли, состоящих из микротрубочек);
-что такое ДНК? (хранитель наследственной информации);
-что такое редупликация ДНК? (удвоение молекул ДНК);
-что такое хромосомы? (органоиды – носители наследственной информации);
-что такое диплоидный набор хромосом? (двойной набор, характерный для соматических клеток);
-что такое гаплоидный набор хромосом? (одинарный, характерный для половых клеток).
В ходе беседы проводится работа по коррекции знаний.
Итак, вы успешно справились с вопросами, и мы переходим к изучению нового материала.
III.Изучение нового материала (этап «осмысление).
1.Рассказ учителя с использованием слайдовой презентации, учащиеся вычерчивают схему в тетради.
Клеточный цикл (жизненный цикл клетки) = митотический цикл (период существования клетки от её возникновения до деления клетки или гибели)
МИТОТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
ИНТЕРФАЗА-период подготовки клетки к делению
Пресинтетический период синтез РНК, формирование рибосом, синтез АТФ, белков, формирование одномембранных органоидов.
Синтетический период удвоение ДНК (хромосомы
состоят из 2-х хроматид), синтез белков.
Постсинтетический период синтез АТФ, удвоение массы
цитоплазмы, увеличение объёма ядра.
МИТОЗ
ПРОФАЗА - спирализация хромосом (укорачиваются),
ядерная оболочка и ядрышко распадаются, центриоли
расходятся к полюсам и формируется веретено деления
(слайд 8)
МЕТАФАЗА- хромосомы выстраиваются в плоскости
экватора клетки; состоят из двух дочерних хроматид,
соединённых центромерой.
АНАФАЗА - центромеры делятся; дочерние хроматиды
всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и
расходятся к противоположным полюсам клетки .
ТЕЛОФАЗА - формируется оболочка новых ядер
(завершается кариокинез); деспирализуются хромосомы и
восстанавливается ядрышко; происходит разделение клетки
на две дочерние (цитокинез).
Выполните задание. Заполнение таблицы в тетради.
2.Минутка психологической разгрузки. Ребята, стадии митоза легко запомнить с помощью шуточного стихотворения, которое я хочу вам предложить.
3.В чём состоит биологическая роль митоза? (приём «мозговой штурм»). Все учащиеся предлагают свои варианты, которые записываются на доске, обсуждаются и делается общий вывод: Митоз обеспечивает равномерное распределение наследственного материала. Митоз имеет универсальный характер - он протекает одинаково у всех видов, клетки которых имеют ядро.
4.Практическое закрепление универсальных учебных действий.
Используя микроскопы, препараты «Митоз в клетках корешка лука», карту митоза, найдите в клетках изученные нами стадии митоза (учащиеся работают самостоятельно), потом краткое обсуждение увиденного.
5.Приём «инсерт» (пометки на полях). Учащимся раздаётся текст по теме «Амитоз». Предлагается прочитать текст и сделать в нем соответствующие пометки:
“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали что это знаете;
“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;
“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После работы обсуждаются непонятные вопросы.
IV. Первичное закрепление универсальных учебных действий, подготовка к ЕГЭ.
Выполнение тестового задания с последующей взаимопроверкой.
V.Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.
1.Учащиеся составляют синквейн по изученной теме. Например,
Деление
Непрямое, прямое
Делится, растет, развивается
Митоз состоит из четырех фаз.
Митоз.
2. Возвращаемся к числу 23, о котором говорилось в начале урока
23 пары включает
Маленький этот зал,
Музыка не играет,
но не смолкает бал.
Ребята, о чём идёт речь? (23 пары хромосом в соматических клетках и процессы, которые происходят с ними в период деления клетки).
3.Домашнее задание: изучить параграфы 28,29, письменно ответить на вопрос: чем отличается митоз у растений и животных?
Творческое задание для сильных учащихся: подготовить сообщение, используя ресурсы сети Интернет, о причинах нарушений протекания процесса митоза .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.