Урок биологии по теме "Бактерии" 5 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка урока биологии в 5 классе
Иконка файла материала Методическая разработка урока биологии в рамках ФГОС.docx

Урок биологии 5 класс

Тема урока: Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

Молдованова Татьяна Васильевна

учитель биологии, химии,

филиала МОУ  СОШ №3 г.Аткарск

 Саратовской области в селе Елизаветино

 

 

 

                                                          с. Елизаветино

 2024г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет

Биология

Класс

5

 

Тема урока

Бактерии

Цель урока: формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии.

Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Универсальные учебные действия

Познавательные УУД: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития, осознанное изучение учебного материала.

Регулятивные УУД: умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика и положительного отношения к учению.

Коммуникативные УУД: потребность в общении с учителем, умение слушать, вступать в диалог, работать с источниками информации, сравнивать и анализировать факты.

Личностные УУД: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталонно.

Основное содержание учебного материала

Строение бактериальной клетки. Отличия бактерий от других организмов. Размножение бактерий. Образование спор при неблагоприятных условиях. Роль бактерий в природе и в жизни человека.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Цифровой микроскоп с мультимедиа.

Оборудование

Текст приложения, муляжи фруктов (груши, яблоки, персики, сливы)

 

 

СТРУКТУРА УРОКА

         Мотивация знаний УУД

         Актуализация ранее полученных знаний УУД,

Актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию .

Сквозь волшебный прибор Левенгука

На поверхности капли воды

Обнаружила наша наука

Удивительной жизни следы.

Государство смертей и рождений,

Нескончаемой цепи звено,

В этом мире чудесных творений

Сколь ничтожно и мелко оно!

Но для бездн, где летят метеоры,

Ни большого, ни малого нет,

И равно беспредельны просторы

Для микробов, людей и планет.

Там я звездное чую дыханье,

Слышу речь органических масс

И стремительный шум созиданья,

Столь знакомый любому из нас.

Учитель: Это стихотворение Николай Заболоцкий посвятил мельчайшим живым организмам, обитающим на планете Земля – бактериям.

 

1. Демонстрирует микропрепарат.

2. Задает вопросы:

- К какому царству относят данные организмы?

- Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему?

- Какие особенности строения бактерий вы заметили?

- С помощью каких методов можно изучать данные организмы?

- Где обитают данные организмы?

- Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?

- Как получили данный микропрепарат? Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата?

- Есть ли бактерии в организме человека? Как можно это доказать?

3. Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске.

Деятельность учащихся

Рассматривают микропрепарат, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, особенности строения клетки, отмечают повсеместность распространения бактерий, их маленькие размеры, называют науку бактериологию, предлагают варианты изготовления микропрепарата, предполагают наличие бактерий в организме человека, используя личностный опыт, называют болезнетворные бактерии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют ключевые слова урока: бактерии, микроорганизмы, бактериология, болезнетворные бактерии.

3 . Создание проблемной ситуации. ПУУД

 Вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения и формировать самостоятельное создание способов решения проблемы поискового характера

Деятельность учителя

1. Демонстрирует рисунки

2. Задает вопросы:

- Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?

- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?

- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?

- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.

3. Учитель демонстрирует свежее яблоко и счищает с него кожуру.

- Я утверждаю, что полностью избавился от бактерий на данном яблоке. Так ли это?

- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?

- Где найти эти знания?

- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?

Деятельность учащихся

Рассматривают рисунки, вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека; отмечают, что яблоко на правом рисунке подвержено гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей.

 

 

 

 

 

Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения.

4 . Целеполагание РУУД, ПУУД

Постановка учебной задачи, прогнозирование результатов уровня усвоения учебного материала

 Формирование познавательных мотивов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений.

Деятельность учителя

1. Формулирует и записывает учебную задачу: “Как сохранить яблоко свежим?”.

2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о бактериях, обитающих на яблоке, и ответы фиксирует на доске в виде схемы:

 

 

- Какое имеют строение?

- Когда и как размножаются?

- Какие бактерии поселяются?

- Какую имеют форму?

- Приносят пользу или вред? и т.д.

3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения.

Деятельность учащихся

Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, заполняют схему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения.

4. Планирование РУУД, КУУД

 Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

Деятельность учителя

1. Раздает произвольно вырезанные из бумаги фигуры фруктов (груши, яблоки, персики, сливы) – формирует группы сменного состава по названию фрукта.

2. Раздает текст (материал приложения).

3. Раздает инструкции к групповой работе.

Деятельность учащихся

Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции.

Инструкция

Общая часть для всех групп

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2. Прочитайте текст.

3. Назовите его.

Составьте план текста.

1 группа

- Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.

- Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках используя только прилагательные.

2 группа

- Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.

- Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.

3 группа

- Сформулируйте и запишите определение “Спора – это…”.

- Какие условия являются неблагоприятными для бактерий? Изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий.

4 группа

- Заполните схему.

- Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?

5. “Открытие нового знания”. ПУУД

 Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Деятельность учителя

1. Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.

2. Проводит рефлексию деятельности в группах.

- Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.

- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.

- Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить.

3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее.

4. Структурирует материал в виде схемы (кластера)

(схема представлена ниже)

Деятельность учащихся

Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности в группе, составление итоговой схемы (кластера).

6. Применение нового знания РУУД, ЛУУД

Умение применить знания в новой ситуации

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания

1. Сравнить строение растительной и бактериальной клетки. Выявить черты сходства и различия.

2. Бактерии выделяют тепло при разложении органики. Предложите варианты использования этого свойства бактерий.

3. Задает вопрос:

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

4. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Деятельность учащихся

Выполняют задание.

 

 

 

Выполняют задание в парах и затем обсуждают.

 

 

 

Отвечают на основной вопрос урока “Как сохранить яблоко свежим?”, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

7. Рефлексия ЛУУД

 Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

8. Домашнее задание

1. П. 11 с.60-62

2. Раб.тетрадь,задания к п.11