Урок биологии в 7 классе на тему: «Наш мир – не случайность, не хаос - есть система во всем. Пищевые цепи питания в природе»
Оценка 4.6

Урок биологии в 7 классе на тему: «Наш мир – не случайность, не хаос - есть система во всем. Пищевые цепи питания в природе»

Оценка 4.6
Документация +2
docx
биология
7 кл
26.08.2020
Урок биологии в 7 классе на тему:  «Наш мир – не случайность, не хаос - есть система во всем. Пищевые цепи питания в природе»
В любом биоценозе между видами существуют пищевые взаимоотношения. Пищевые взаимоотношения обеспечивают в биоценозах организмы энергией. Называется тема и цель урока. Пищевая цепь - ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при котором происходит перенос вещества и энергии путем поедания одних особей другими. Начальное звено в цепи питания- зеленые растения (автотрофы) - продуценты органических веществ. Растительноядные животные поедают растения , их в свою очередь- животные-хищники. Это консументы - гетеротрофы- потребители готовых органических веществ. Отмершими частями растений, животных питаются редуценты (разрушители),которые разлагают органические вещества до неорганических. Таких цепей в биоценозе может быть много.
урок цепи.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

с. Грушевского Александровского района

                                                  Ставропольского края







Урок биологии в 7 классе на тему:

«Наш мир – не случайность, не хаос - есть система во всем. Пищевые цепи питания в природе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:
 Горгосова Любовь Николаевна- учитель биологии


 

 

 

 

 

Цель: дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе - пищевых цепочках.

Задачи:

- расширять знания детей о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;

- формировать умения составлять пищевые цепочки, обосновывать их;

- развивать речь детей, отвечая на вопросы учителя;
- обогащать словарь новыми словами: взаимосвязь в природе, звено, цепочка, пищевая цепочка;

- развивать внимание детей, логическое мышление;

- способствовать воспитанию интереса к природе, любознательности.
Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 Оборудование: таблица «Цепи питания», презентация «Цепи питания».


Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка и актуализация знаний по теме “Состав и структура сообщества”.
Фронтальный опрос учащихся по теме предыдущего занятия:

-Какие факторы среды вы знаете?

 - Какие местными примерами вы можете подтвердить прямое и косвенное влияние биотических факторов?

- Докажите, что слепыши изменяют среду своего обитания.

-  Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу в результате хозяйственной деятельности.

- Каковы последствия изменения среды обитания?

3. Изучение нового материала. Объяснение с использованием презентации.

Объяснение начну со стихотворения ,а вы постарайтесь определить о чём оно, тему и цель нашего урока.

                Орел, стремясь из-под небес стрелою, грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца, должна, кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице-сове, средь ночи темной, не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка, не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживленный, вползая вверх, цветок съедает сонный"

В любом биоценозе между видами существуют пищевые взаимоотношения. Пищевые взаимоотношения обеспечивают в биоценозах организмы энергией. Называется тема и цель урока. Пищевая цепь - ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при котором происходит перенос вещества и энергии путем поедания одних особей другими.

Начальное звено в цепи питания- зеленые растения (автотрофы) - продуценты органических веществ. Растительноядные животные поедают растения  , их в свою очередь- животные-хищники. Это консументы - гетеротрофы- потребители готовых органических веществ. Отмершими частями растений, животных питаются редуценты (разрушители),которые разлагают органические вещества до неорганических. Таких цепей в биоценозе может быть много. Длина цепи питания может состоять из 4-6 звеньев.   Например: осина —> личинки насекомых —> синица —> ястреб.   Учащиеся приводят свои примеры цепей питания.
Проводят взаимопроверку полученных знаний в виде теста.

1. Производители органических веществ в экосистеме

А) продуценты

Б) консументы

В) редуценты

Г) хищники

2. К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве

А) продуценты

Б) консументы I порядка

В) консументы II порядка

Г) редуценты

3. В экосистеме хвойного леса к консументам 2-го порядка относят

А) ель обыкновенную

Б) лесных мышей

В) таежных клещей

Г) почвенных бактерий

 Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава —> ? —> волк

А) тигр

Б) ястреб

В) заяц

Г) белка

4. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки —> ?  —>  уж —> коршун
А) лягушка

Б) ёж

В) мышь

Г) жаворонок

5. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава —> ?—> волк

А) тигр

Б) ястреб

В) заяц

Г) белка

6. Растения производят органические вещества из неорганических, поэтому играют в пищевых цепях роль

А) конечного звена

Б) начального звена

В) организмов-потребителей

Г) организмов-разрушителей

7. Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют роль:

А) производителей органических веществ

Б) потребителей органических веществ

В) разрушителей органических веществ

Г) разрушителей неорганических веществ

8. Продолжите цепь питания: пшеница —> мышь —> ...

А) крот

Б) суслик

В) лисица

Г) тритон

9. . Определите верно, составленную пищевую цепь

А) еж —> растение —> кузнечик —> лягушка

Б) кузнечик —> растение —> еж —> лягушка

В) растение —> кузнечик —> лягушка —> еж

Г) еж —> лягушка —> кузнечик —> растение

10. Определите правильно составленную пищевую цепь

А) чайка —> окунь —> мальки рыб —> водоросли

Б) водоросли —> чайка —> окунь —> мальки рыб

В) мальки рыб —> водоросли —> окунь —> чайка

Г) водоросли —> мальки рыб —> окунь —> чайка

11. Определите правильно составленную пищевую цепь

А) ястреб —> синица —> личинки насекомых —> сосна

Б) сосна —> синица —> личинки насекомых —> ястреб

В) сосна —> личинки насекомых —> синица —> ястреб

Г) личинки насекомых —> сосна —> синица —> ястреб

В природе существует два основных типа пищевых цепей: пастбищные (цепи выедания), которые начинаются с продуцентов, детритные (цепи разложения), которые начинаются с растительных и животных остатков, экскрементов животных.

Задание №1 : сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия. (Первая пищевая цепь начинается с продуцентов – живых растений, вторая с растительных остатков – мертвой органики).
Все компоненты пищевых цепей распределяются на трофические уровни. Трофический уровень – это звено в цепи питания.

- Первый трофический уровень – зеленые растения (продуценты),

- Второй трофический уровень – растительноядные животные (консументы 1 порядка)

- Третий трофический уровень – мелкие хищники (консументы 2 порядка)

- Четвертый трофический уровень – крупные хищники (консументы 3 порядка)

 - Пятый трофический уровень – организмы, потребляющие мертвое органическое вещество – почвенные бактерии, грибы (редуценты)

Задание №2: составьте цепь питания, включив в нее перечисленные организмы: гусеница, кукушка, дерево с листьями, канюк, почвенные бактерии. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. (дерево с листьями - гусеница- кукушка-канюк – почвенные бактерии). Определите, сколько трофических уровней содержит данная цепь питания (данная цепь состоит из пяти звеньев, следовательно, пять – трофических уровней). Определите, какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Сделайте вывод.
            Почему пищевые цепи короткие? (В цепи питания каждое последующее звено теряет часть энергии органического вещества, получаемого с пищей, теряет часть извлеченной из нее энергии). На последующий уровень переходит только 10% энергии. Существующие пищевые пирамиды  показывают равное убывание биомассы каждого последующего звена в цепи питания, заканчивающееся последним консументом.
Есть правило10 %. (закон Линдемана) Оно гласит: На каждый последующее звено пищевой цепи поступает только 10% энергии (массы) , накопленной предыдущим звеном.
Решается задача. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько понадобится фитопланктона, чтобы выросла одна щука весом 10 кг (пищевая цепь: фитопланктон – зоопланктон – мелкие рыбы – окунь – щука). (Ответ: итого для того чтобы выросла щука весом в 10кг нам надо 100кг окуня - или 1000кг мелкой рыбы - или 10000кг зоопланктона или 100 000 кг фитопланктона)

Задание №3: зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.
В природе все цепи питания не изолированы друг от друга, они сложно переплетаются и, соединяясь, образуют пищевую сеть. (Рассматриваем пищевую сеть на рисунке198).
Итог урока. Возвращаясь к теме нашего урока : «Наш мир – не случайность, не хаос - есть система во всем. Пищевые цепи питания в природе», сделайте вывод по изученному уроку и на примере цепей питания в природе, докажите, что наш мир – не случайность, не хаос - есть система во всем.

1. Исследования пищевой цепи помогают понять кормовые отношения и взаимодействие между организмами в любой экосистеме.

2. Благодаря им, есть возможность оценить механизм потока энергии и циркуляцию веществ в экосистеме, а также понять движение токсичных веществ в экосистеме.

3. Изучение пищевой цепи позволяет понять проблемы биоусиления.

В любой пищевой цепи, энергия теряется каждый раз, когда один организм потребляется другим. В связи с этим, должно быть намного больше растений, чем растительноядных животных. Автотрофов существует больше, чем гетеротрофов, и поэтому большинство из них являются растительноядными, нежели хищниками. Хотя между животными существует острая конкуренция, все они взаимосвязаны. Когда один вид вымирает, это может воздействовать на множество других видов и иметь непредсказуемые последствия. В природе есть порядок и  система во всем.

Домашнее задание: параграф 55,творческое задание: составить синквейн по ключевым словам темы урока.


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» с

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» с

Цель: дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе - пищевых цепочках

Цель: дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе - пищевых цепочках

К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве

К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве

Определите правильно составленную пищевую цепь

Определите правильно составленную пищевую цепь

Исследования пищевой цепи помогают понять кормовые отношения и взаимодействие между организмами в любой экосистеме

Исследования пищевой цепи помогают понять кормовые отношения и взаимодействие между организмами в любой экосистеме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2020