Урок биологии в 7 классе по теме «Круглые черви»
Цель: Изучить Тип Круглые черви.
Задачи:1) Образовательные:
- рассмотреть особенности организации круглых
червей, многообразие их видов;
- выявить черты высокой организации круглых
червей по сравнению с плоскими;
2) Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему
организму;
3) Развивающие:
- продолжить формирование умения обосновывать
строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;
- развитие наблюдательности и мышления на основе
сравнения плоских и круглых червей.
Реализация содержательной линии
образования «Культура здоровья и охраны жизнедеятельности».
Задача: выработка основных представлений о здоровом образе жизни,
условиях, способах охраны жизнедеятельности и последствиях соблюдения или
нарушения утверждаемых современной культурой норм и правил.
Оборудование: Таблицы с изображением круглых и плоских червей; магнитная
аппликация «Цикл развития аскариды человеческой», учебник.
Основные положения урока:
1. Особенности организации круглых червей как
более сложноорганизованной группы животных по сравнению с плоскими червями.
2. Человеческая аскарида – один из
представителей типа Круглые черви. Черты организации, связанные с паразитизмом.
3. Размножение, развитие, жизненный цикл
человеческой аскариды.
4. Вред, наносимый здоровью человека, и меры
предупреждения аскаридоза.
Ход урока:
I.Организационный момент: Учитель напоминает тему прошлого урока.
(2 мин)
II.Проверка знаний: Самостоятельная работа по индивидуальным
карточкам. (7 мин)
1. Обязательная (тест)
Выберите верный ответ:
1. Белую планарию по способу питания можно
отнести к хищникам, т.к. она:
а) использует других животных в качестве
местообитания;
б) постоянно или временно использует другое
животное в качестве
источника питания;
в) питается растительной пищей; г) уничтожает
других животных.
2. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, надо:
а) хорошо проваривать и прожаривать мясо;
б) сделать предупредительные прививки;
в) мыть руки перед едой; г) бороться с мухами.
3. К ресничным червям относятся:
а) кошачья двуустка; б) белая планария;
в) свиной цепень; г) печеночная двуустка.
4. У плоских червей впервые появились:
а) системы органов; б) полость тела;
в) специализированные клетки; г) многоклеточное
строение.
5. Дыхание у плоских червей осуществляется:
1.
всей поверхностью тела;
2.
с помощью лёгких;
3.
жабрами.
2. Дополнительная (оценки выставляется по
желанию).
Карточка 1.
Заполните пропуски: Крупный рогатый скот может
проглотить ______ цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят
микроскопические ______ с ______ . С их помощью личинки вбуравливаются в стенку
желудка, попадают в ______ , разносятся по всему телу животного и проникают в
______ . здесь личинка превращается в ______ , пузырек величиной с горошину,
внутри которого скрыта ______ цепня с шейкой.
Карточка 2.
Верны ли утверждения.
1). К типу плоских червей относятся классы
ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.
2). Яйцо печеночного сосальщика начинает
развиваться, только попав в воду.
3). Все плоские черви имеют развитые органы
чувств.
4). Планарии – хищники.
5). Плоские черви – раздельнополые животные.
6). Стадия финны встречается у ленточных червей.
7). Сосальщики имеют длинное членистое тело.
8). Прудовик малый – промежуточный хозяин
печеночного сосальщика.
Карточка 3.
Распределите признаки, присущие:
1–ленточным червям; 2–сосальщикам.
А. Паразитический образ жизни.
Б. Свободноживущие организмы.
В. Всасывание через покровы тела.
Г. Поступление веществ через пищеварительную
систему.
Д. Наличие кожно-мускульного мешка.
Е. Наличие присосок.
Ж. Членистое строение тела.
Распределите признаки, присущие:
1-белой планарии, 2- печеночному сосальщику.
А. Живет в пресноводных водоемах.
Б. Живет в кишечнике человека.
В. Живет в протоках печени крупного рогатого
скота.
Г. Тело с наружи покрыто ресничками, благодаря
работе которых животное передвигается.
Д. Тело снаружи одето плотной многослойной
оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.
Е. Наличие кожно-мускульного мешка.
Ж. Питается клетками печени и кровью.
З. Питается переваренной пищей.
И. Питается мелкими водными животными.
Карточка 4.
1.
Дайте определение терминам:
Окончательный хозяин –
Гермафродиты –
Промежуточный хозяин –
2.
Перечислите приспособления во внешнем и внутреннем строении червей, помогающие
им паразитировать.
III. Изучение нового материала: 25 минут
Учитель объявляет тему урока, формулирует вместе
с учащимися цели:
1.
изучить строение круглых червей;
2.
рассмотреть цикл развития круглых червей;
3.
познакомиться с паразитическими круглыми червями и заболеваниями, которые они
вызывают.
1.
Беседа с учениками об особенностях организации круглых червей, (работа с
текстом учебника, с. 122-123). Учащиеся делают выводы об усложнении в строении
круглых червей по сравнению с плоскими червями.
Учитель отмечает араморфозы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ Задание на дом:
самостоятельно заполнить таблицу (получают разноуровневые заготовки таблиц. Для
слабых учеников – форма: «продолжить предложение»).
Для слабых учащихся:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ Для сильных учащихся:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
Учитель: «Аскарида человеческая: паразитирует в тонком кишечнике, вызывает
заболевание – аскаридоз».
Т. к. учащиеся уже знакомы с текстом, учитель
задаёт вопрос: «Как проявляется приспособленность аскариды человеческой к
паразитическому образу жизни?»
Учащиеся работают с учебником, отвечают на
вопрос, делают предположения, вспоминают материал прошлого урока
(приспособленность плоских червей к паразитическому образу жизни):
1.
тело покрыто плотной кутикулой;
2.
мускулатура состоит из 4-х продольных мышечных лент и позволяет изгибать тело;
3.
особое вещество, выделяемое клетками ее тела, защищает ее от переваривания
соками хозяина;
4.
микроскопические зубчики, окружающие рот, позволяют прикрепляться к слизистой
оболочке кишечника;
5.
очень большая плодовитость.
4.
Цикл развития человеческой аскариды. Объяснение учителя с использованием
магнитной аппликации.
Почва:
1.
Яйца с фекалиями попадают в почву (одна самка может откладывать за сутки до
200000 яиц).
2.
В яйце развивается личинка первого возраста.
3.
Влажная почва: температура 20˚-30˚С (10-15 дней).
4.
В яйце личинка второго возраста может сохраняться в почве в течении 7 лет.
5.
Проглатывается.
Человек:
6.
В двенадцатиперстной кишке вылупляется личинка; оболочка яйца растворяется при
37˚С, высокой концентрации СО2 и рН7.
7.
Личинка: через слизистую оболочку, вены, печень, сердце попадает в легкие.
8.
Две линьки: 1-ая: на 5-6-й день, 2-ая: на 10-й день.
9.
Проникает через стенку альвеол в бронхи, трахеи, вызывают воспалительные
явления, сопровождающиеся кашлем.
10.
С мокротой личинка попадает в ротовую полость и вторично проглатывается.
11.
Проходит через пищевод.
12.
Попадает в подвздошную кишку, в течение 65 дней развивается во взрослую
аскариду, которая живет 1-2 года. (Самка откладывает за сутки до 200000 яиц)
13.
Яйца с фекалиями попадают в почву.
Т.О. цикл развития происходит без смены хозяина.
Учитель задаёт вопрос: «Наносят ли аскариды вред
человеку?»
Отвечают:
1.
Истощают организм хозяина;
2.
Аскариды отравляют организм токсическими продуктами обмена;
3.
Воздействуют механически: в большом количестве могут вызывать непроходимость
или разрыв кишечника.
4. Работа в группах: класс делится на 3 группы (например, по
рядам). На поиск и обсуждение – 4 минуты.
Учитель: «Найдите в тексте информацию о путях
заражения человека аскаридой (с.124) и подумайте о мерах профилактики».
Слово предоставляется более слабым ученикам.
Остальные (в т. ч. учитель) дополняют ответы.
Пути заражения
Меры профилактики
- мыть руки перед едой;
- не грызть ногтей и не чистить их зубами;
- проводить уборку в домах и т.д.
1 вариант: Учитель размещает на доске карточки (Приложение 2).
2 вариант: презентация «Пути заражения и меры профилактики».
^ IV. Домашнее задание: 3 мин.
А) общее для всех: прочитать раздел «Тип Круглые
черви»;
Б) по выбору (творческое): дополнительные
хорошие оценки.
Дополнительный материал:
Острица: обитает в нижнем отделе тонкого кишечника. Вызывает
заболевание энтеробиоз. Иногда вызывает воспаление червеобразного отростка –
аппендицит.
Трихинелла: обитает в кишечнике при мышцах.
Филярия: вызывает «слоновую болезнь»
Гельминты – черви-паразиты, глисты.
Записать:
Гельминтология – наука о паразитических червях.
Удаление или изгнание паразита из тела хозяина – дегельминтизация.
Большую роль в разработке способов борьбы с
гельминтами и профилактике гельминтозов сыграл советский академик Константин Иванович Скрябин.
^ V. Закрепление материала. Заполнение кроссворда (приложение 1). 8 мин.
1 вариант: кроссворд начерчен на бумаге;
2 вариант: кроссворд – на интерактивной доске.
^ Анализ урока
В 7-м классе 13 человек. Приблизительно его
можно разделить на три группы: 4 человека – лидеры, активны, быстро включаются
в работу, могут работать в высоком темпе, имеют высокий познавательный интерес;
6 человек – менее активны, хорошо работают на базовом уровне; 3 человека –
очень слабые, самостоятельно действовать не могут, только при поддержке учителя
или товарищей, познавательный интерес отсутствует.
Урок биологии в 7 классе по теме «Круглые черви»
Тип урока: комбинированный.
^ Задачи урока и формы их реализации:
В начале урока учащиеся выполняют
самостоятельную работу, состоящую из двух частей: первая – обязательная для
всех (тест с выбором одного правильного ответа), вторая – по выбору (оценки
выставляется по желанию).
1) Образовательные:
- рассмотреть особенности организации круглых
червей, многообразие их видов;
- выявить черты высокой организации круглых
червей по сравнению с плоскими;
Для реализации этой цели было спланировано и
проведено:
2) Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему
организму;
Для реализации этой цели было спланировано и
проведено:
3) Развивающие:
- продолжить формирование умения обосновывать
строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;
- развитие наблюдательности и мышления на основе
сравнения плоских и круглых червей.
Различные приемы работы с учащимися на уроке
(самостоятельная работа, беседа, работа с учебником, иллюстрация, игра –
заполнение кроссворда на этапе закрепления) способствовали активизации
мыслительной деятельности учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.