Урок чтения М. Пришвин «Ребята и утята»
Оценка 5

Урок чтения М. Пришвин «Ребята и утята»

Оценка 5
docx
28.06.2020
Урок чтения М. Пришвин «Ребята и утята»
Пришвин Ребята и утята.docx

 

Тема. М. Пришвин «Ребята и утята»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Форма проведения: урок – презентация, урок – размышление. ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД
личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;
познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,
коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация знаний

1. Рассказ о М.Пришвине.

– Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой, любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Какого человека можно назвать неравнодушным?

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

– Прочитайте, что о нем написал К.Паустовский:(слайд2)

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…”

– На долю кого выпала бы эта благодарность?

– М.Пришвин. (слайд3) –

Посмотрите какие еще произведения написал М.Пришвин.

(слайд4)

2.Подготовительная работа

СЛАЙД 5

- Прочитайте слова на доске. Сначала по слогам, затем целыми словами:

раз-ли-ва-лось – разливалось

заш-вы-ря-ли – зашвыряли

пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала

ве-ли-чай-шем – величайшем

дейст-ви-тель-но – действительно

СЛАЙД 6

об-ра-до-ва-лись – обрадовались

про-дол-жа-ла – продолжала

пу-те-шест-ви-е – путешествие

за-пы-лён-ны-е – запылённые

радостно – непроизносимая буква Т

ІІІ. Сообщение темы урока

– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?

– Мир вокруг нас огромен, прекрасен,удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина. (слайд 7)

 

IV. Изучение нового материала

– Прочитайте заглавие рассказа.

– “Ребята и утята”

– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?

– Кто видел маленьких утят?

– Где?

– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

1) Словарная работа.

– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

  • Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. (слайд 8)
  • Холм - небольшой бугорок (слайд 9)
  • Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. (слайд 10)
  • Кузница – помещение, где работают кузнецы. (слайд 11)
  • Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.  (слайд 12)
  • Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд 13)

·         3) Чтение рассказа.

·         Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.

·         (Чтение рассказа учителем)

3.Первичная проверка понимания

- Понравился рассказ?

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?

·         4) Анализ и выборочное чтение произведения.

·         – Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения.
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
– На свободу.
– Что значит для утят свобода?
– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Сколько надо было идти до озера?
– 3 версты.
– Сколько это километров?
– Чуть больше 3 километров.
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто страшнее?
– Почему?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Зачем ребята это делали?
– Просто так, для забавы.
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Могла ли утка кричать?
– Докажите строчками из произведения.
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
– Мама!
– А ваша мама переживает за вас?
– Как она ведет себя при этом?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
– Мать.
– А какая она мама?
– Заботливая.
– Вам её жалко?

·         – Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви.Очень часто мать ценой собственной жизни,собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

·         – Какие пословицы о маме вы знаете?
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
– Назовите слова, которые показывают строгость автора.
– Что делали бы вы, оказавшись рядом?
– Что можно сказать о ребятах?
– Как их назвал рассказчик?
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.
– Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?
– Докажите строчками из произведения.
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
– А почему сейчас она побежала впереди?
– Хотела быстрее увести детей от врагов.
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Докажите строчками из произведения.
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
– Знак уважения.
– Перед кем этот знак уважения?
– Почему?
– Как мальчишки на это прореагировали?
– Почему?
– Что пожелали люди уточке?
– Нужно ли было пожелание людей уточке?
– Почему?
– Докажите строчками из произведения.

·         5) Работа над иллюстрацией.

·         Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане?
– Что они делают?
– Кто изображен на заднем плане?
– Что они делают?
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
– Для чего М.Пришвин написал свой рассказ?
– Что его волновало?
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица
– Кто именно?
– А кто нет?
 Почему?

6.Деление текста на части и составление плана

                             План

1.     Утка повела утят к озеру.

2.     Ребята ловили утят.

3.     Приказ взрослого.

4.     Семья продолжает путешествие.

·         6) Работа с пословицами.

·         – Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. (слайд 15)
– Прочитайте их про себя.
– Вслух прочитает первую пословицу …

·         (Умел ошибиться – умей и …)

·         – Продолжите пословицу.
– Умел ошибиться – умей и исправиться.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
– Вслух прочитает вторую пословицу …

·         (Доброе пример лучше… ста слов)

·         – Продолжите пословицу.
–– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?

·         7) Определение главной мысли рассказа.

·         – Как автор назвал свой рассказ? (слайд16)
– Почему?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
– Что же вы можете сказать о М.Пришвине? (слайд17)
– Докажите, что М.Пришвин – человек

·         а) добрый;
б) строгий;
в) неравнодушный.

8) Заключительное слово.

·         – Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд18)

·         Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того,чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

·         Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес,степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

V.Итог урока

- С каким рассказом познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Какую ошибку совершили мальчики?

- Кто им помог её исправить?

- О чём автор заставил нас задуматься?

- Можно ли так поступать? Почему?

- Как бы вы поступили на месте ребят?

- Какой урок вы извлекли для себя?

VII.Домашнее задание

Подготовить подробный пересказ рассказа по плану

 


 

Тема. М. Пришвин «Ребята и утята»

Тема. М. Пришвин «Ребята и утята»

На долю кого выпала бы эта благодарность? –

На долю кого выпала бы эта благодарность? –

Чтение рассказа. ·

Чтение рассказа. ·

Мать. – А какая она мама? –

Мать. – А какая она мама? –

Посмотрите на иллюстрацию. –

Посмотрите на иллюстрацию. –

Что же вы можете сказать о М.Пришвине? (слайд17) –

Что же вы можете сказать о М.Пришвине? (слайд17) –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2020