Урок чтения в 7 классе тема: В.Г.Короленко "Дети подземелья" глава Кукла.
Оценка 4.6

Урок чтения в 7 классе тема: В.Г.Короленко "Дети подземелья" глава Кукла.

Оценка 4.6
docx
13.02.2023
Урок чтения в 7 классе   тема: В.Г.Короленко "Дети подземелья" глава Кукла.
Урок проведён в специальной школе для детей с ОВЗ
В. Г. Короленко «Дети подземелья». Глава «Кукла».docx

Тема урока: В. Г. Короленко «Дети подземелья».  Глава «Кукла»

Тема: В.Г. Короленко «Дети подземелья». Глава «Кукла»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: продолжить знакомство с произведением В.Г. Короленко «Дети подземелья». Глава «Кукла».

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию читательских умений при работе с текстом через умение давать характеристику героям произведения; показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей;

Коррекционно – развивающие: Коррекция мышления через умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие связной устной речи при словесном рисовании картин, стимулирование познавательного   интереса школьников.

Воспитательные:

Воспитание способности сопереживать, развитие эмоционально -нравственной сферы учащихся, таких качеств, как толерантность, доброта, милосердие.);

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, элементы кейс-технологий.

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ.

Формируемые компетенции: коммуникативная компетенция (умение аргументировано отвечать на поставленные вопросы; отстаивать свою точку зрения, использование фразовой речи в высказываниях, основанных на лич­ных впе­чат­лениях, на­блю­де­ниях, практическом опыте и т. п.).

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник.

 

ХОД УРОКА:

 

I. Организационный момент

- психологический настрой учащихся.

Прозвенел звонок, урок начинается.

Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, а теперь друг другу.

Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы.

 Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните.

Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство.

Вдохните свежесть дня, тепло солнечных лучей.

 Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

II. Проверка домашнего задания; (проверить усвоение ранее изученного материала)

-

Работа с книгой:

-Откройте главу «Осенью», найдите и зачитайте описание осени.

- Как подействовала осенняя погода на здоровье Маруси?

-Прочитайте, что рассказывает Вася о внешнем виде и

поведении девочки в это время. Какое чувство вызывает

она у вас?

III.Актуализация знаний по теме, определение темы и задач урока.

1.     Беседа учителя.

У К.Г. Паустовского есть книга о тайнах писательского мастерства. Называется она «Золотая роза». Она открывается историей, герой которой, бывший солдат французской армии Жан Шамет, мечтает подарить маленькой девочке Сюзанне необыкновенную розу, приносящую счастье. Но его мечте не суждено сбыться. Он собрал золотую пыль, отнес ювелиру, который выковал прекрасный цветок. Но бедный Жан Шамет умер, так и не встретившись с Сюзанной. А золотая роза попала к писателю, который сделал следующую запись: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же, как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - все это крупинки золотой пыли». Писатель по крупинке собирает жизненный материал, «выковывает» произведение, которое может принести читателю счастье. [1, 8]

Владимир Галактионович Короленко, обладая уникальным литературным талантом, сумел проникнуть в тайники человеческой души и показать, что самый великий дар, данный человеку, — это чуткое сердце.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с повестью. Прочтем заключительную главу, которая называется «Кукла» и я надеюсь, что в конце работы над повестью   мы соберём лепестки, из которых состоит «золотая роза» повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»

2/Словарная работа

Притолока - верхняя или боковая часть дверного проёма.

ТО́ТЧАС - сейчас же, сразу, без промедления, перерыва

ТЩЕ́ТНО - напрасно, бесполезно, безрезультатно

3. Артикуляционная разминка

- развивать артикуляционную моторику, подготовить к выразительному чтению.

 

Прежде чем мы начнем выполним артикуляционную разминку

Упражнение «Задуйте свечу».

Каждому ученику учитель раздает бумажную полоску.

- Учащимся необходимо представить, что в руках они держат горящую свечу, которую необходимо задуть.

- Учащиеся представляют, что в руке одна большая свеча и задувают ее одним выдохом; делают выдох так, чтобы «пламя свечи» не потухло

-Учащиеся представляют, что в руке три маленькие свечи.

Делают глубокий вдох и выдыхают тремя порциями, задувая свечу.

Далее представляют, что перед ними большой именинный пирог, с множеством свечей,

делают глубокий вдох и стараются задуть как можно больше маленьких свечей, сделав максимальное количество коротких выдохов.

4. Речевая разминка.

Учитель на экран выводит скороговорку.

Задание. Прочитать:

- про себя;

- в полголоса;

- громко, медленно;

- громко, быстро (2 раза).

 

 

IV. Первичное чтение текста. Чтение учителем.

1.Беседа после первичного чтения.

- Почему главный герой (Вася) принес куклу Марусе? (девочка заболела, ее ничего не радовало) - Почему эта кукла доставила много тревожных минут Васе? (когда Вася шёл на гору это видел старый Януш, няня заметила пропажу)

- Почему Вася не забрал куклу у Маруси, несмотря на угрозу, которая нависла над ним. Как этот поступок характеризует Васю? (Не хотел лишить девочку первой и последней радости) Прочитайте. Как только я вынул

- Забыла ли старуха о кукле? Как она себя вела? Но старуха не забыла….

- Как Васю наказал отец? Прочитай: Отец спросил меня….

2. Выборочное чтение.

Учебник на странице 163. Со слов « Наконец меня позвали к отцу…

- Почему Васе было тревожно, когда его позвал отец?

- Каким взглядом смотрел на него отец? Прочитайте!

- Почему отец был зол на Васю? Какую ценность представляла кукла для отца?

- Как он с ним разговаривал?

3. Чтение диалога по ролям. Чтение текста учащимися.

- Какое состояние было у Васи в критическую минуту разговора с отцом?

4. Гимнастика для глаз

Учитель дает инструкцию по выполнению упражнений:

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно

Ну, а дальше - Будь здоров

- Кто пришел в дом к судье в критическую минуту?

- Что принёс Тыбурций?

- Что рассказал Тыбурций отцу. Где был Вася? (в «Дурном обществе»)

- Как вы понимаете выражение «В дурном обществе»? (бродяги, нищие, воры)

- Почему сначала В.Г. Короленко дал название повести «В дурном обществе»?

- Кто мог считать дурным общество Тыбурция и его детей? (богатые, знатные люди)

- Было ли оно дурным для главного героя?

- В. Г. Короленко вовсе не считает это общество дурным для Васи.
Дружба с Тыбурцием и его детьми укрепила и развила в маленьком герое-рассказчике все лучшие черты его характера.

V. Чтение текста учащимися.

- Лексическое значение слова отворилась.

- Какую печальную новость сообщил Тыбурций?

- Какой взгляд был у отца? (обычный, задумчивый…)

- Почему отец сказал Васе: «Я виноват перед тобою, мальчик...»?

- Как отец разговаривал с Васей?

Прочитайте разговор Васи с отцом! - Как теперь отец общается со своим сыном? (ласково)

- О чём отец попросил Васю?

- Почему он не передал деньги сам? (ему было стыдно, что он не отпускал сына к ним)

- Взял ли Тыбурций деньги?

- Какую картину увидел в подземелье Вася?

- Скажите, кого вы можете обвинить в трагической судьбе Маруси?

- Против чего протестует В. Короленко? Можно ли считать этот протест важным и в наши дни?

VI.Закрепление изученного материала.

 

I.                  Тест

1. Какая игрушка «сделала почти чудо» для умирающей Маруси»?

         а) юла

б) мяч

        в) кукла

            2. Почему кукла была так дорога отцу и Соне?

а) была очень красивая

б) была дорога как память о маме

            в) была очень дорогая

3. Кто помог Васе избежать наказания отца за взятую без спроса игрушку:

                а) Тыбурций

                 б) Соня

        в) няня

4. Что дал отец Васи Тыбурцию?

     а) одежду

               б) деньги

    в) продукты

VII. Подведение итогов.

На слайде изображены кусочки радуги разных цветов (черного, серого, темно-коричневого, красного, желтого, оранжевого).

- Какие цвета преобладают в начале повести? (Темные: серый, пыльный город, одиночество главного героя, «несчастные темные личности» без приюта  в дождливую ночь).

- Какие цвета связаны с заключением? (Яркие: светлый путь, лежащий перед главным героем).

- Вот такие разноцветные радуги у нас получились

Ребята, вы согласны с таким распределением цветов? Объясните, почему в конце повести появляются яркие краски, хотя и происходит трагическое событие (смерть Маруси)? (Мы радуемся, потому что у главного героя налаживаются отношения с отцом. Васю ждет светлое будущее впереди).

- Сделайте вывод, чему научила Васю дружба с детьми подземелья?

– Мы сделали вывод, что Вася изменился, стал милосердным, отзывчивым, стал по-другому относиться к людям.

Учитель: встреча с Валеком и Марусей изменила всю жизнь Васи, помогла ему обрести любовь отца, тепло и уют в семье, дом, которого ему так не хватало. Но в этом заслуга и самого Васи. Он прошел длинную дорогу от одинокого, замкнутого в своем горе ребенка до человека, который остро чувствует боль других людей, готов даже на самопожертвование, чтобы помочь своим друзьям, скрасить последние дни жизни бедной девочки.

Закончить урок я бы хотела стихотворением

Добро творить,

Как воздухом дышать, -

Потребность, людям

Данная от Бога.

Лучами сердца

Мир отогревать,

И отдавать. И не считать,

Что отдал много...

.

XII.Рефлексия

- Посмотрите на доску. Что вы видите на доске? (Солнышко)

- Правильно. Солнце огромное, всех греет, всем светит и посылает свои добрые горячие лучи. А у нас, у каждого внутри своя доброта и теплота. Это наши сердечки. Сожмите кулачки, а теперь разожмите, выпустите свою доброту, пусть она коснётся каждого.

 

 

 

 

 


 

Тема урока: В. Г. Короленко «Дети подземелья»

Тема урока: В. Г. Короленко «Дети подземелья»

II . Проверка домашнего задания; (проверить усвоение ранее изученного материала) -

II . Проверка домашнего задания; (проверить усвоение ранее изученного материала) -

Учащиеся представляют, что в руке одна большая свеча и задувают ее одним выдохом; делают выдох так, чтобы «пламя свечи» не потухло -Учащиеся представляют, что в…

Учащиеся представляют, что в руке одна большая свеча и задувают ее одним выдохом; делают выдох так, чтобы «пламя свечи» не потухло -Учащиеся представляют, что в…

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вдаль посмотрим и под ноги,

Кто помог Васе избежать наказания отца за взятую без спроса игрушку: а)

Кто помог Васе избежать наказания отца за взятую без спроса игрушку: а)

И отдавать. И не считать, Что отдал много

И отдавать. И не считать, Что отдал много
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2023