Урок- деловая игра Корректор.
Оценка 5

Урок- деловая игра Корректор.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл—11 кл +1
08.05.2020
Урок- деловая игра Корректор.
Урок- деловая игра Корректор..docx

Учитель.

Я прошу сегодня Вас, ребята,

Настроиться серьёзно на урок.

И не шуметь, как делали когда-то,

Не ждать, когда же прозвенит звонок.

Откройте быстро школьные тетрадки,

Число и тему надо записать.

Весна – это такое время года,

Когда детишкам хочется гулять,

Скакать, играть, не глядя на погоду,

Но всё, что пройдено,

Нам нужно повторять.

Урок у нас сегодня будет необычный. Мы проведём его в форме деловой игры «Корректор».

Цель. Воспитать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость.

                                              Ход урока

   -Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчёты, наблюдения? Учёный, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными и для будущих поколений.

   И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств,- то есть, значительно повредить плоды напряжённой работы мысли.

   До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки!

   Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твёрдых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность»,- так пишет в книге «У слова, стоя на часах» Олег Рисс – корреспондент по профессии.

  А знаете ли вы, ребята, кто такой корректор? Давайте определим его по толковому словарю, ведь словарь является верным нашим помощником.

Корректор. Работник издательства, газеты или типографии, читающий корректуру.

-А что значит слово корректура?

Корректура. Исправление ошибок на оттиске типографского набора, а также самый оттиск.

-Образуйте от слова «корректор» глагол. Какое значение несёт в себе это слово и как образовано?

Корректировать. 1.Вносить корректив во что-нибудь, исправлять. 2.Читать коррективу чего-нибудь.

Образован глагол при помощи суффикса –ова-. Способ суффиксальный.

-А как вы понимаете слово «корректный»? О каком человеке можно сказать «корректный»? К какой части речи это слово относится и как образовано?

Корректным можно назвать вежливого, тактичного, учтивого человека. Это прилагательное, образовано при помощи суффикса –н-. Способ суффиксальный.

-Можно ли от него образовать наречие и как?

Можно. При помощи суффикса –о- от прилагательного «корректный» образуется наречие «корректно»

-Что это за слова?

Однокоренные слова.

Задание №1.

Составьте с этими словами словосочетания. Запишите их в словарики.

   -Сегодня на уроке каждый из вас будет выполнять обязанности корректора.

А как вы думаете, какими качествами должен обладать корректор?

Корректор должен хорошо знать язык, обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным, вежливым, тактичным, учтивым.

-Только ли корректор должен обладать такими качествами?

Итак, вы корректоры. Задание 1 – работа с текстом.

    Потом всё вдруг пр.снулось зашевелил.сь запел. Зашумел. Заг.ворило.

В.сна в этом году долг. (не)наступала.

И вои уже (по)весеннему разносит(?)ся многоголосое пение птиц. Поголубело небо почернели сугробы.

Дыш.тся ле.ко. в такое время (не)хочет(?)ся сидеть дома.

(Кое)где (из)под снега пробива.тся прошлогодняя тр.ва. журчит и сверка.т (в)дали под яркими лучами солнца ручей.

Звенит к.пель.

    -Восстановить последовательность.

    -Озаглавить.

    -Определить тему, основную мысль, стиль и тип речи.

    -Восстановить.

Задание №2.

Выпишите из загадки слова с орфограммами. Сколько в этом тексте орфограмм?

На окне стоит горшок,

А в горшке растёт цветок.

Посмотреть – не разберёшь:

Не растение, а ёж.

Задание №3.

Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной неграмотной девочки. Найдите ошибки и исправьте их, какие орфограммы не усвоила Оля?

Жалоба.

Дядя, прашу тебя, помаги

Твоей плимяннице Оле,

А то небудет её наги

В этой пративной школе.

Мне вчера за дектант на слова

Учитель паставил два.

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прачитать.

Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне пять.

Задание №4.

Верным помощником корректора является словарь. С помощью словаря проверьте написание следующих слов.

Ф.ст.валь, д.фицит, д.тектив, р.клама, тр.туар, х.рактер, д.када, в.кзал, м.ршрут, м.л.дёжь, пл.нета, р.кета, к.смонавт, ст.дион, .рена.

Задание №5.

Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн  посмотрел меню и заказал:

-Шесть порций орфографических ошибок.

-Этого подать не можем, не держим,- ответил официант.

-Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы,- сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

   Чтобы не оказаться в таком положении оформите грамотно меню.

1.Бул.он куриный

2.Ра.сольник с к.лбасой

3.К.тлеты говяж.и

4.С.лат из свеж.х овощей

5.Пиро.ки с печ.нкой

6.Свеж.й хле.

7.К.мпот из крыж.вника

Задание №6.

Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

- Предоставляю вам право выбора оружия.

-Превосходно,- ответил Пруст,- предпочитаю орфографию. Вы убиты.

   Мы с вами тоже проведём орфографическую дуэль. Диктант с взаимопроверкой.

Обгорелое дерево, огарок свечи, заросли роз, собираться в поход, стереть написанное, тепличное растение, излагать мысль, утренняя заря, редкий талант, грустная мелодия, коллективный договор, тенистая аллея, сдержанный человек, уголовный розыск, бесспорный успех, счётная машинка, тихий шорох, вкусный крыжовник.

Задание №7.

Работа по карточкам.

-расставьте знаки препинания.

Задания №8.

Светло и ярко солнце светит,

Но загрустил Ошибкин Петя.

Глядит мечтательно в тетрадь:

-вот если б получить мне пять.

   Проверьте работу Ошибкина, помогите получить ему пятёрку.

1.В слове «дуб» три звука: д, у, бэ

2.(На)жёлтых (листьях) – прилагательное, начальная форма – жёлтый, употреблено в родительном падеже, множественного числа, мужского рода.

3.Фрагмент сочинения.

«Я участвовал в соревновании. Я шёл под пятым номером. На повороте я и Петров вырвались вперёд. Вдруг Петров упал. Он подвернул ногу. «Кто-нибудь придут ему на помощь»,- подумал я. Митя Смирнов помог Петрову добраться до школы. Там ему оказали помощь.

В начале урока мы с вами уже говорили о том, что корректор должен хорошо знать язык, хорошо владеть письменной и устной речью. Так вот, следующее ваше задание: напишите мини-сочинение. А поможет вам в этом вот эта картина И. Ендогурова «Начало весны».

Давайте проверим, что же у вас получилось.

Итак, наша деловая игра подошла к завершению. Надеюсь, она была очень полезна для вас. Что нового вы сегодня узнали?

Подведение итогов.


 

Учитель. Я прошу сегодня Вас, ребята,

Учитель. Я прошу сегодня Вас, ребята,

Образуйте от слова «корректор» глагол

Образуйте от слова «корректор» глагол

На окне стоит горшок, А в горшке растёт цветок

На окне стоит горшок, А в горшке растёт цветок

Задание №6. Известного французского писателя

Задание №6. Известного французского писателя
Скачать файл