Урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино"
Цели урока: помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, прочувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения,
представить картины и людей, в нем изображенных;
учить выразительному чтению стихотворения;
развивать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины;
развивать воображение учащихся, их фантазию.
Оборудование урока:
портрет М.Ю. Лермонтова; репродукции картин: “Бородинская битва” Ф.А. Рубо; “Главнокомандующий М.И. Кутузов” Р.М. Волкова; “ грамзапись стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя
- Сегодня на уроке мы повторим о биографии замечательного человека, познакомимся со его нетленным произведением, стихотворением «Бородино», расскажем о безмерной любви к Отчизне, о самоотдаче, о желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков в Отечественной войне 1812 года.
Основная мысль нашего урока заключена в словах самого поэта (запись на доске):
Москва, Москва!..
люблю тебя как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно
Отрывок из поэмы «Сашка» читает учитель
Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою... и обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул — он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.
-Как вы думаете, почему Михаил Юрьевич Лермонтов так красиво сказал о столице нашей Родины? (Он родился в Москве и всегда любил этот город)
Михаил Юрьевич Лермонтов – самый загадочный поэт XIX столетия, гений русской литературы, талантливый художник, скульптор, шахматист, спортсмен, математик, способный музыкант.
Жизнь этого человека коротка и трагична, вместе с тем полна интересными событиями, творческими успехами. Богатое литературное наследие писателя благодарный читатель – народ – сохранил до наших дней.
Ребята, к нам пожаловал гость. Он расскажет немного о себе. А вы внимательно слушайте. Составьте 3 вопроса по услышанному.
(Выступление ученика в роли М.Ю. Лермонтова)
Опрос детей.
2. Из биографии М.Ю. Лермонтова –сообщение ученика. (Галушко)
Нерадостным было мое детство: рано умерла мать, я рос в разлуке с отцом. Детство прошло в имении Тарханыв Пензенской области. Воспитывала меня бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она очень заботилась о моем воспитании. Приглашала лучших учителей. Учился я весьма охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, увлекался шахматами, виртуозно играл на скрипке. Особенно привлекала меня литература! Больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Говорят, я отличный пейзажист.
- Лермонтова всегда интересовало и восхищало историческое прошлое Родины. Особое внимание он уделял Отечественной войне 1812 года
Почему же он так интересовался Отечественной войной 1812 года?
3.Сообщение ученика (Суховеева)
Михаил Юрьевич Лермонтов родился, когда Отечественная война 1812года уже окончилась. Оставшиеся в живых участники войны возвратились домой. Маленький Миша внимательно слушал их рассказы об Отечественной войне и о Бородинской битве. Может быть, поэтому он решил стать военным и поступил в школу военных прапорщиков. Окончив школу, он стал служить офицером в гвардейском полку. В полку служили солдаты – участники Бородинской битвы (солдатская служба в то время длилась 25 лет). Бывалые воины делились воспоминаниями с молодыми солдатами.
Среди участников Отечественной войны были и родные Михаила Юрьевича. Отец поэта, Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал сыну о Бородинской битве. Дядя, Афанасий Алексеевич Столыпин, был участником Бородинского сражения. Михаил Юрьевич очень внимательно слушал воспоминания героев Бородинской битвы. Рассказы участников сражения оставили неизгладимый след в душе маленького Михаила. И в честь 25-ой годовщины Отечественной войны 1812 года Лермонтов написал своё замечательное стихотворение.
- Какое историческое событие особенно привлекало великого поэта? (Бородинское сражение).
- Предлагаю послушать участников этого знаменитого сражения.
4. Вступительное слово о событиях 1812 г. (Ферзалиева и Никитина)
Отечественная война 1812 г. – одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г. французским императором Наполеоном Бонапартом Армия Наполеона составляла 610 тысяч человек. (Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек.)
Наполеоновской армии не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только армия, но и весь народ России.
Решающее сражение было дано на поле около села Бородина, что в Можайском районе Московской области. Потери у французов – 30 тысяч человек, у русских – 44 тысячи человек. Это сражение вошло в историю под названием «Бородинское».
5. Историческая справка о Бородинском сражении и о итоге войны 1812 года.
Бородино – это название села, которое находится в 125 км от Москвы. 7 сентября 1812 года именно здесь произошло решающее сражение, которое решило весь ход Отечественной войны. Именно здесь сражались русские и французы . Русскую армию возглавлял М.И. Кутузов
Армию французов возглавлял Наполеон
Храбро сражались русские воины. Но французская армия имела перевес в силах. Чтобы сохранить армию, Кутузов принимает решение отступить. Москва была оставлена русскими. Наполеон несколько часов ждал ключи от покоренной столицы, которые так и не были ему вручены.
Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Вскоре после Бородинского сражения французы покинули Москву Наполеон бежал. Война была выиграна, закончилась она в 1814 г. в Париже.
- Русский народ одержал победу в этой войне. Предлагаю прослушать замечательную песню «Гимн русскому воинству», посвященную героям 1812 года. Пока слушаете, рассмотрите внимательно репродукции картин, отражающих всю правду о тех трагических событиях.
6. Слово учителя
- Да, ребята, это история нашей страны, нашего народа, мы должны знать ее, и помнить о тех кто принес мир на Российскую землю.
Лучше узнать об этом, и не просто узнать, а почувствовать, проникнуться этими событиями поможет нам экскурсия. Сегодня на уроке мы с Вами совершим воображаемое путешествие на знаменитое Бородинское поле, которое стало местом незабываемых исторических событий, а главным экскурсоводом станет для нас, конечно же, М.Ю. Лермонтов и его замечательное произведение, где описывается это важнейшее событие в Отечественной войне 1812 года.
7. Словарная работа.
Ребята, обратите внимание на слова и их значения. (Работа с карточкой 1)
Задание: ( Ответы учащихся сопровождаются иллюстрациями).
- С точки зрения лексики, что это за слова?
(Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии, относятся к устаревшей лексике.)
8. Театрализация. (Диалог старого солдата и молодого). Чернышев и Дымковская
(Выходят ученики, одетые в форму 1812 года; читают диалог “Скажи-ка, дядя ...” )
11. Прослушивание стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино” в аудиозаписи.
-Итак, представьте, что фантастическая машина времени переносит нас в далёкое прошлое, в1812 год. Прослушаем стих-е (Прослушивание стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино” в аудиозаписи.)
9. Беседа с классом
- Что же интересует молодого солдата, что его волнует?
(Молодому человеку горько сознавать, что Москва, хотя и сожженная, все же была отдана врагу. Он убежден, что это был вынужденный шаг, и оставление Москвы не свидетельствовало о поражении русской армии. Поэтому ему хочется снова и снова слышать рассказы своих старших товарищей, свидетелей великой битвы, о подвигах русских солдат.)
- От чьего имени ведется рассказ?
(От лица старого солдата, который был участником героического сражения)
- С кем сравнивает солдат - рассказчик участников сражения? (C богатырями)
1) «Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром...»
2. Перед боем
- А сейчас представьте, что мы находимся среди отступающих солдат русской армии. Вы - солдаты, армия отступает!
- Что вас возмущает? Скажите словами текста. (Досадно было, боя ждали .... / О русские штыки!)
«Мы долго молча отступали...»
Масштабная картина отступления
3) «И вот нашли большое поле...»
Художник тщательно рисует как находку поля (Кутузов нашёл), так и само поле — пока ещё мирное.
4) - И вот мы на поле боя в с. Бородино!
- Что чувствовал солдат, когда готовил свою пушку к бою? Процитируйте ... (“Забил снаряд я в пушку туго…/ За Родину свою!”) Солдаты рвутся в бой, они полны отваги, героизма. Покажите их крепкий моральный дух.
- А как вы думаете, почему поэт употребляет местоимение МЫ в этих строках? (Поэт показывает, что все участники сражения без исключения объединены этим чувством - защищать свою Родину до последней капли крови)
5) «Два дня мы были в перестрелке...
«Пора добраться до картечи!»...»
6) -А теперь представьте: солнце садится, вечереет. Зачитайте строки, где описано, чем занимаются русские солдаты в ожидании боя. (“Прилег вздремнуть я у лафета ...”)
Лагерь был, тих, сосредоточен. Солдаты к предстоящему бою относятся по - деловому, - без суеты. Каждый занят, своим делом, каждый думает о своем.
«Прилег вздремнуть я у лафета...
Но тих был наш бивак открытый...»
- А почему ликовал француз? (Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее)
7) - И вот наступает утро.( Солдаты уже в строю)
«И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось...»
8) -Перед нами полководец, который обходит строй
Это один из тех полководцев, которые шли плечом к плечу с рядовыми солдатами.
«И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте же под Москвой...»
- Ребята, а вы не догадываетесь о ком пишет Лермонтов (о Багратионе)
10. Сообщение о Багратионе
1.Пётр Багратион Родился в 1765 в Кизляре в грузинской аристократической семье, происходившей от царской династии Багратионов. Учился в кизлярской школе обер- и унтер-офицерских детей. Свои детские годы Петр Багратион провел в родительском доме. воспитываясь в семье офицера, Петр Багратион часто слышал рассказы своего отца о боях и походах, о мужественной борьбе родного народа против общих врагов. Может именно поэтому он с ранних лет проявил большой интерес и любовь к военному делу, мечтая посвятить себя профессии военного.
Военную службу Пётр Багратион начал 21 февраля (4 марта) 1782 года рядовым в Астраханском пехотном полку,
При Бородино армия Багратиона, отразила все атаки армии Наполеона.
2. По традиции того времени к решающим сражениям всегда готовились как к смотру — люди переодевались в чистое белье, тщательно брились, надевали парадные мундиры, ордена, белые перчатки, султаны на кивера и т. д. Именно таким,— с голубой андреевской лентой, с тремя звездами орденов Андрея, Георгия и Владимира и многими орденскими крестами — видели полки Багратиона в Бородинском сражении, последнем в его боевой жизни. Осколок ядра раздробил генералу большеберцовую кость левой ноги. Через 2 недели он умер.
- Что звучит в словах полковника?
- Что мы о нём знаем? (“Полковник наш рожден был хватом”)
- Что означают эти слова “рожден был хватом”? (Cильным, смелым, отважным, ловким)
- Как вы понимаете, словосочетание “слуга царю”? (Верный присяге)
- “Отец солдатам”? (По отношению к солдатам добрый, сердечный, болеет за них душой)
Бородинское сражение
9) «Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи...»
- И вот оно Бородинское сражение!
Посмотрите на картину. Мы бредем по боевому полю. Что мы здесь видим? (Полчища русских и французов. Трудно понять, кто где. Все слились в общей массе, в жестокой кровавой битве, не на жизнь, а на смерть. Вдали тела убитых, дым от взрывных снарядов)
10) «Вам не видать таких сражений!..
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел...»
- Послушаем еще раз описание боя Лермонтовым. (Выразительное чтение)
- Почувствовали ли вы себя на поле боя?
11) «Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..»
На последнем развороте историческая правда заставляет художника потихоньку переходить к стадии затухания битвы. У Лермонтова-то окончание строфы: «И залпы тысячи орудий // Слились в протяжный вой…».
После боя
12) «Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый...
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать...»
Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.
- Итак, перед нашими глазами прошла картина грандиозного сражения, равного которому раньше не знала история. Недаром старый солдат, обращаясь к своему молодому товарищу, говорит: «Вам не видать таких сражений!» Несмотря на страшный, кровопролитный бой, русские солдаты
“были все готовы
назавтра бой затеять новый
И до конца стоять ...”
Но французы отступают.
- О чем печалится солдат - рассказчик? (В его словах звучит скорбное чувство невозвратимой утраты близких ему людей, товарищей, погибших в бою).
- А чем гордится солдат? (Мужеством своих однополчан, готовностью не раздумывая отдать свою жизнь за Родину, беспримерной отвагой и героизмом)
16. Итог урока:
- Ну что ж, ребята, наше путешествие подходит к концу. Оглянитесь вокруг. Мы снова в 21 веке, в нашем классе.
- Какие чувства помог вам испытывать на поле боя М.Ю. Лермонтов?
(Вместе с солдатом - рассказчиком мы были отважны, смелы, любили товарищей, свою Родину; понимали, что отступать нельзя, лучше умереть. Скорбели об убитых товарищах, восхищались их мужеством и отвагой).
В своем произведении М.Ю. Лермонтов отразил беспредельную любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны1812 года глазами человека из народа и показал, что русский народ в самый критический момент нашей истории, когда решалась судьба России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли. И сегодня нас волнует это стихотворение и это событие.
-Почему?
Да потому, что война во все времена никого не оставляла равнодушным.
Война – это слёзы и смерть, это кровь и разруха. Но подвиг русских солдат, погибших во спасение Отечества, будет жить вечно. Не зря М.Ю. Лермонтов сказал: ” Недаром помнит вся Россия про день Бородина”.
Это стихотворение можно считать гимном родной стране и ее великому народу!
Д/з: Выучите наизусть понравившийся отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.