Урок-эксперимент по теме "Время"
Оценка 4.8

Урок-эксперимент по теме "Время"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
математика
2 кл
11.03.2024
Урок-эксперимент по теме "Время"
конспект урока.doc

 

 

Урок математики

2 класс (1-4)

 

Урок – эксперимент по теме:

«Время»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели:

1.     Развивать навыки познавательной деятельности:

        а) работа с информацией (сбор, систематизация,  использование)

        б) навыки организации рабочего пространства

2.  Развивать коммуникативные навыки (партнерское общение)

     3. Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей  

        жизни в наше время.

     4.  Развивать внимание, умение слушать, запоминать, мышление,

          воображение, интерес к предмету.

5.     Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и

   дисциплинированность.

 

Оборудование:

 

1. мультимедийная презентация “Журнал: Хочу всё знать”

2. Иллюстрации и фотографии часов

3. модели часов

4. фонограмма песни “Бьют часы на старой башне ”

5. модель песочных часов и современных часов

6. выставка книг:

- Э. Котляр “Часы-часики”,

- Я. Шур “Сколько стоит минута”,

- И. Мельников “Про часы и о часах”,

- Е. Шварц “сказка о потерянном времени” и сказки о часах и времени

- Новая иллюстрированная энциклопедия. – М.Мир книги. 2003

- Что такое, кто такой. Том 3. -М Педагогика.1978

- Моя первая энциклопедия. А Я Гальперштейн. – М. РОСМЭН. 2005

- Детям о времени. Тарабарина Т.И.- Ярославль. 1996

- Эрих Юбелакер серия «Что есть что»  «Время»

- Большая энциклопедия эрудита Москва «Махаон» 2004

- словарь Ожегова

- шнур, ножницы для показа длины деталей часов

- фото птиц из серии «Мир дикой природы»

- записи голосов петуха, соловья, жаворонка, зяблика

- модели водяных часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

1.Орг. момент. (5 мин)

Начнем мы наш урок с игры.

Игра «Что сначала, что потом».

Утро-день, вечер-ночь, весна-лето, понедельник-вторник, осень-зима, четверг-пятница, январь февраль-март, август-сентябрь, вчера-сегодня, завтра-послезавтра.

За то, что вы быстро отвечали, я подарю вам звуки. Послушайте!

(крик петуха, звонок будильника, бой курантов, мелодия на сотовом телефоне)

Какие звуки вы услышали?

Что общего у этих звуков? (будят по утрам)

Какую роль они выполняют? (роль будильника)

Что такое будильник? (это часы, которые заводят, чтобы они нас будили)

А как вы думаете, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время? (по звездам, по солнцу, по растениям)

А вы хотите больше узнать о часах?

Тогда давайте отправимся в путешествие, во время которого нас ждет много нового и интересного.

Работать мы будем в группах. Для этого  каждый из вас возьмет рисунок с изображением часов и определит время.

1 группа – история возникновения часов (Шиловкина)

2 группа – современные часы и их виды (Кокушкина)

3 группа – «живые часы» (Рудомазина)

 

Пройдите и займите свои места.

 

3. Работа в группах. (15 мин)

Время работы в группах 15 мин. Ориентируйтесь по часам, поставленным на ваших столах. Назовите время, которое показывают ваши часы?  Сколько должны показывать часы, когда время работы подойдет к концу?

Начинаем нашу работу. А работаем мы сегодня под девизом:

Орешек знаний твёрд, но

Мы не привыкли отступать

Нам расколоть его поможет

Наш журнал “Хочу всё знать”, который в конце работы групп будет помогать вам во время презентации, чтобы ваш рассказ был ярким и увлекательным.

 

А) Работа в первой группе.

- Ребята, откуда мы можем узнать информацию о том, что нас интересуют?

(книги, телевизор, беседы с взрослыми, интернет, наблюдения)

- Что нам может помочь в данный момент? (книги и учитель)

- Как быстрее найти необходимую нам информацию? (по содержанию)

- Задача нашей группы, найти информацию о часах, которыми пользовались

   люди в далеком прошлом.

- Откройте книги, найдите информацию о часах, и прочитайте статьи.

   (самостоятельное чтение детей)

- Что такое часы? (прибор для измерения времени)

- Как первобытные люди определяли время? (по солнцу, птицам)

- О каких часах вы прочитали? (солнечных, песочных, водяных, огненных, механических, электронных и атомных)

- Какие часы появились первыми? (солнечные)

- Что они представляли собой? (вертикальная палка и колышки по кругу)

- Всегда ли эти часы показывали время? (только в солнечную погоду)

- Какие часы изобрели следующими? (водяные)

- Как они выглядели? (Два сосуда, на одном из них были метки, вода переливалась из одного в другой и уровень воды показывал время)

- Удобны ли были эти часы? (надо было следить за водой)

- Какими часами пользуются до сих пор? (песочные)

- Где их используют? (медицина, в школе)

- Как назывались эти часы (показ свечи с метками)? (огненные)

- Как они действовали? (Плавился воск, метки показывали промежуток времени. Или горела палочка, смазанная горючим материалом, при сгорании шарики падали металлическую тарелку и производили звон)

- Почему люди перестали их использовать? (огонь мог потухнуть от ветра или дождя)

- Какие часы изобретены не так давно и люди ими постоянно пользуются? (механические)

- Почему они называются механическими? (внутри часов механизмы: пружинки, винтики.)

- Как называются часы, в которых нет стрелок? (электронные)

- Как они показывают время? (с помощью цифр)

- Как называются часы, которые сейчас являются самыми точными? (атомные)

- Прочитайте и постарайтесь запомнить самую важную информацию.

- Расскажите, что вы запомнили?

 

Б) Работа во второй группе.

- Ребята, что необходимо узнать нашей группе? (какие часы бывают)

- Откуда мы это сможем узнать? (книги, учитель, иллюстрации)

- Где мы можем увидеть часы? (дома, на улице, на руке человека, в телефоне, на экране компьютера)

- Где человек располагает часы в квартире? (на стене, на столе, на полу)

- Как их можно назвать по месту положения? (настенные, напольные, настольные)

- Где можно увидеть часы на улице?  (на зданиях, на башнях)

- Как их можно назвать? (башенные)

- Раньше в больших квартирах были камины. Люди устанавливали на них часы. Они были изготовлены из металла в виде различных скульптур. Их называют каминными.

- Найдите эти виды часов на иллюстрациях и распределите на группы. (дети работают самостоятельно)

- Какие часы вы не отнесли ни к одной группе? Почему? (часы, которые человек надевает на руку)

- Как их можно назвать? (наручные)

- Существуют специальные часы, которыми пользуются люди некоторых профессий.

- Как называются часы, которые использует Надежда Николаевна, когда вы бежите дистанцию? (секундомер)

- Найдите его среди фотографий.

- Недавно наши ребята были участниками шахматного турнира. Найдите часы, которые используют в этом виде спорта. (шахматные)

- Чем они отличаются от других? (2 циферблата)

- Кто из вас слышал выражение «поставил телевизор на таймер»? Что это значит? (таймер подает сигнал через определенное время)

- Покажите таймер.

- Видели ли вы часы, которые являются памятниками, украшениями наших городов?

- Посмотрите на иллюстрации и прочитайте информацию об этих часах, а потом мы расскажем об этом друг другу и проверим, что вы запомнили.

(рассказы детей)

- Давайте наглядно увидим, каковы размеры самых главных часов нашей страны. Для этого используем шнур, линейку и ножницы.

 

В) Работа в третьей группе.

- Ребята, как вы думаете, о каких «живых» часах пойдет речь в нашей группе? (о растениях и птицах)

- Что нам сможет помочь в поисках информации? (книги и иллюстрации)

- Возьмите книги и прочитайте.

- Угадайте загадку.

В деревне есть часы такие,

Не мертвые они, живые,

Ходят без завода,

Сами птичьего рода. (петух)

- А слышали ли вы его пение? (да, в деревне)

- Да, это наш деревенский будильник.

- А когда он поет первый раз? (в полночь)

- А во второй? (на рассвете)

- Да, петухи самые лучшие часы. С ними не проспишь.

- А только ли по петуху можно определять время? (нет)

- Какие птицы могут нам помочь определить время? (соловей, жаворонок, зяблик, воробей и другие птицы)

- Во сколько поет соловей? (Во втором часу ночи)

- А жаворонки? (2-3 часа)

- Какие птицы слетают со своих гнезд в 4 часа утра? (скворцы и трясогузки)

- Во сколько начинает петь зяблик? (в 5 ч утра)

- Какая птица поет в 6 часов утра? (воробей)

- Но только ли птицы помогают нам определить время? (нет, еще растения)

- Да, ребята, каждое растение просыпается  и засыпает в свое время.

- Перед вами лежат коллекции открыток, которые помогут определить, какое

  растение во сколько просыпается. (рассматривают)

- Назовите растения в порядке раскрытия цветков. (козлобородник, цикорий, мак, одуванчик, кувшинка, колокольчик, картофель, ноготки, бархатцы, вьюнки, кислица, торица)

- В каком порядке засыпают растения? (осот, картофель, одуванчик, мак, торица, ноготки, ястребинка, кувшинка, кислица и лютик, шиповник).

- Какие ночные цветы существуют? (энотера, душистый табак, горицвет)

- Что можно сделать, учитывая эту особенность? (устроить живые часы)

- Что можно определить по живым часам? (время суток)

- Прочитайте еще раз то, что мы обсудили. Затем поделимся тем. Что вы запомнили друг с другом.

 

4. Презентация работы групп.

Выступление 1 группы.

                               Задание.

Определить по водяным часам время, за которое вода убывает до каждой следующей метки.

 

Выступление 2 группы.

                                 Задание.

- Замерить пульс на руке до и после приседаний

 

У. Мы узнали с вами историю появления часов. О каких-то часах вы уже знали. О каких-то услышали сегодня впервые.

А сейчас вы узнаете о необычных «живых часах».

Выступление 3 группы.

Спасибо за рассказы.

 

5. Практическая работа.

Сейчас мы продолжим работу в группах.

Руководители выдадут вам первое задание.

1 задание (1 мин)

- Определить время на часах.

                   

 

 

2 задание (1мин)

Когда Костя пошел гулять, на часах было:
А когда  он  вернулся домой, часы показывали:

Скажите, в котором часу ушел Костя, и в котором вернулся?

Сколько часов провел он на улице?

3 задание (1мин)

- Что означает выражение

1 гр. «Ваше время истекло»

2 гр. «Делу время – потехе час»

3 гр. «Всему свое время»

 

6. Итог урока.

Часы - наши верные спутники. Представьте, что все они вдруг остановились – непонятно, как бы мы стали жить, ходить на работу?

Время не отдыхает, не стоит на месте, не ждет никого. Поэтому так легко потерять его, а найти трудно. Необходимо беречь каждую минуту, ведь за нее так много можно сделать. Эта тема нашла отражение даже в литературе и музыке. Поэтому хотелось бы закончить наш урок куплетом из песни.

«Бьют часы на старой башне»

Наша презентация закончилась, но часы идут и жизнь продолжается. В детстве она кажется бесконечной,  и многие откладывают свои дела на потом. И однажды обнаруживается, что жизнь прошла, а ничего не сделано. Поэтому всегда цените время, берегите его.

 

 

 

Дети заполняют карточку.

 


Выбери утверждение:

1. Все понял.

2. Ничего не понял.

3. Интересно.

4. Скучно.

5. Однообразно.

6. Запомню надолго.

7. Отлично.

8. Неинтересно

 

Памятка родителям

Уважаемые родители!

Ваш ребенок приступает к выполнению проекта или помогает учителю в поиске материалов. Проявите заинтересованность. Постарайтесь создать радостную атмосферу сотворчества.

Узнайте у ребенка: что это за проект или задание, для кого он предназначен, что в результате ребенок предполагает получить.

Важно:

Не берите на себя выполнение части работы над проектом или заданием, иначе губится сама идея.

А вот помощь советом, информацией — это важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности ребенка при выполнении проекта или поручения.

 


Урок математики 2 класс (1-4)

Урок математики 2 класс (1-4)

Цели : 1. Развивать навыки познавательной деятельности: а) работа с информацией (сбор, систематизация, использование) б) навыки организации рабочего пространства 2

Цели : 1. Развивать навыки познавательной деятельности: а) работа с информацией (сбор, систематизация, использование) б) навыки организации рабочего пространства 2

Ход урока. 1.Орг. момент. (5 мин)

Ход урока. 1.Орг. момент. (5 мин)

Откройте книги, найдите информацию о часах, и прочитайте статьи

Откройте книги, найдите информацию о часах, и прочитайте статьи

Найдите эти виды часов на иллюстрациях и распределите на группы

Найдите эти виды часов на иллюстрациях и распределите на группы

Какая птица поет в 6 часов утра? (воробей) -

Какая птица поет в 6 часов утра? (воробей) -

Когда Костя пошел гулять, на часах было:

Когда Костя пошел гулять, на часах было:

Памятка родителям Уважаемые родители!

Памятка родителям Уважаемые родители!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2024