Урок математики
2 класс (1-4)
Урок – эксперимент по теме:
«Время»
Цели:
1. Развивать навыки познавательной деятельности:
а) работа с информацией (сбор, систематизация, использование)
б) навыки организации рабочего пространства
2. Развивать коммуникативные навыки (партнерское общение)
3. Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей
жизни в наше время.
4. Развивать внимание, умение слушать, запоминать, мышление,
воображение, интерес к предмету.
5. Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и
дисциплинированность.
Оборудование:
1. мультимедийная презентация “Журнал: Хочу всё знать”
2. Иллюстрации и фотографии часов
3. модели часов
4. фонограмма песни “Бьют часы на старой башне ”
5. модель песочных часов и современных часов
6. выставка книг:
- Э. Котляр “Часы-часики”,
- Я. Шур “Сколько стоит минута”,
- И. Мельников “Про часы и о часах”,
- Е. Шварц “сказка о потерянном времени” и сказки о часах и времени
- Новая иллюстрированная энциклопедия. – М.Мир книги. 2003
- Что такое, кто такой. Том 3. -М Педагогика.1978
- Моя первая энциклопедия. А Я Гальперштейн. – М. РОСМЭН. 2005
- Детям о времени. Тарабарина Т.И.- Ярославль. 1996
- Эрих Юбелакер серия «Что есть что» «Время»
- Большая энциклопедия эрудита Москва «Махаон» 2004
- словарь Ожегова
- шнур, ножницы для показа длины деталей часов
- фото птиц из серии «Мир дикой природы»
- записи голосов петуха, соловья, жаворонка, зяблика
- модели водяных часов
Ход урока.
1.Орг. момент. (5 мин)
Начнем мы наш урок с игры.
Игра «Что сначала, что потом».
Утро-день, вечер-ночь, весна-лето, понедельник-вторник, осень-зима, четверг-пятница, январь февраль-март, август-сентябрь, вчера-сегодня, завтра-послезавтра.
За то, что вы быстро отвечали, я подарю вам звуки. Послушайте!
(крик петуха, звонок будильника, бой курантов, мелодия на сотовом телефоне)
Какие звуки вы услышали?
Что общего у этих звуков? (будят по утрам)
Какую роль они выполняют? (роль будильника)
Что такое будильник? (это часы, которые заводят, чтобы они нас будили)
А как вы думаете, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время? (по звездам, по солнцу, по растениям)
А вы хотите больше узнать о часах?
Тогда давайте отправимся в путешествие, во время которого нас ждет много нового и интересного.
Работать мы будем в группах. Для этого каждый из вас возьмет рисунок с изображением часов и определит время.
1 группа – история возникновения часов (Шиловкина)
2 группа – современные часы и их виды (Кокушкина)
3 группа – «живые часы» (Рудомазина)
Пройдите и займите свои места.
3. Работа в группах. (15 мин)
Время работы в группах 15 мин. Ориентируйтесь по часам, поставленным на ваших столах. Назовите время, которое показывают ваши часы? Сколько должны показывать часы, когда время работы подойдет к концу?
Начинаем нашу работу. А работаем мы сегодня под девизом:
Орешек знаний твёрд, но
Мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
Наш журнал “Хочу всё знать”, который в конце работы групп будет помогать вам во время презентации, чтобы ваш рассказ был ярким и увлекательным.
А) Работа в первой группе.
- Ребята, откуда мы можем узнать информацию о том, что нас интересуют?
(книги, телевизор, беседы с взрослыми, интернет, наблюдения)
- Что нам может помочь в данный момент? (книги и учитель)
- Как быстрее найти необходимую нам информацию? (по содержанию)
- Задача нашей группы, найти информацию о часах, которыми пользовались
люди в далеком прошлом.
- Откройте книги, найдите информацию о часах, и прочитайте статьи.
(самостоятельное чтение детей)
- Что такое часы? (прибор для измерения времени)
- Как первобытные люди определяли время? (по солнцу, птицам)
- О каких часах вы прочитали? (солнечных, песочных, водяных, огненных, механических, электронных и атомных)
- Какие часы появились первыми? (солнечные)
- Что они представляли собой? (вертикальная палка и колышки по кругу)
- Всегда ли эти часы показывали время? (только в солнечную погоду)
- Какие часы изобрели следующими? (водяные)
- Как они выглядели? (Два сосуда, на одном из них были метки, вода переливалась из одного в другой и уровень воды показывал время)
- Удобны ли были эти часы? (надо было следить за водой)
- Какими часами пользуются до сих пор? (песочные)
- Где их используют? (медицина, в школе)
- Как назывались эти часы (показ свечи с метками)? (огненные)
- Как они действовали? (Плавился воск, метки показывали промежуток времени. Или горела палочка, смазанная горючим материалом, при сгорании шарики падали металлическую тарелку и производили звон)
- Почему люди перестали их использовать? (огонь мог потухнуть от ветра или дождя)
- Какие часы изобретены не так давно и люди ими постоянно пользуются? (механические)
- Почему они называются механическими? (внутри часов механизмы: пружинки, винтики.)
- Как называются часы, в которых нет стрелок? (электронные)
- Как они показывают время? (с помощью цифр)
- Как называются часы, которые сейчас являются самыми точными? (атомные)
- Прочитайте и постарайтесь запомнить самую важную информацию.
- Расскажите, что вы запомнили?
Б) Работа во второй группе.
- Ребята, что необходимо узнать нашей группе? (какие часы бывают)
- Откуда мы это сможем узнать? (книги, учитель, иллюстрации)
- Где мы можем увидеть часы? (дома, на улице, на руке человека, в телефоне, на экране компьютера)
- Где человек располагает часы в квартире? (на стене, на столе, на полу)
- Как их можно назвать по месту положения? (настенные, напольные, настольные)
- Где можно увидеть часы на улице? (на зданиях, на башнях)
- Как их можно назвать? (башенные)
- Раньше в больших квартирах были камины. Люди устанавливали на них часы. Они были изготовлены из металла в виде различных скульптур. Их называют каминными.
- Найдите эти виды часов на иллюстрациях и распределите на группы. (дети работают самостоятельно)
- Какие часы вы не отнесли ни к одной группе? Почему? (часы, которые человек надевает на руку)
- Как их можно назвать? (наручные)
- Существуют специальные часы, которыми пользуются люди некоторых профессий.
- Как называются часы, которые использует Надежда Николаевна, когда вы бежите дистанцию? (секундомер)
- Найдите его среди фотографий.
- Недавно наши ребята были участниками шахматного турнира. Найдите часы, которые используют в этом виде спорта. (шахматные)
- Чем они отличаются от других? (2 циферблата)
- Кто из вас слышал выражение «поставил телевизор на таймер»? Что это значит? (таймер подает сигнал через определенное время)
- Покажите таймер.
- Видели ли вы часы, которые являются памятниками, украшениями наших городов?
- Посмотрите на иллюстрации и прочитайте информацию об этих часах, а потом мы расскажем об этом друг другу и проверим, что вы запомнили.
(рассказы детей)
- Давайте наглядно увидим, каковы размеры самых главных часов нашей страны. Для этого используем шнур, линейку и ножницы.
В) Работа в третьей группе.
- Ребята, как вы думаете, о каких «живых» часах пойдет речь в нашей группе? (о растениях и птицах)
- Что нам сможет помочь в поисках информации? (книги и иллюстрации)
- Возьмите книги и прочитайте.
- Угадайте загадку.
В деревне есть часы такие,
Не мертвые они, живые,
Ходят без завода,
Сами птичьего рода. (петух)
- А слышали ли вы его пение? (да, в деревне)
- Да, это наш деревенский будильник.
- А когда он поет первый раз? (в полночь)
- А во второй? (на рассвете)
- Да, петухи самые лучшие часы. С ними не проспишь.
- А только ли по петуху можно определять время? (нет)
- Какие птицы могут нам помочь определить время? (соловей, жаворонок, зяблик, воробей и другие птицы)
- Во сколько поет соловей? (Во втором часу ночи)
- А жаворонки? (2-3 часа)
- Какие птицы слетают со своих гнезд в 4 часа утра? (скворцы и трясогузки)
- Во сколько начинает петь зяблик? (в 5 ч утра)
- Какая птица поет в 6 часов утра? (воробей)
- Но только ли птицы помогают нам определить время? (нет, еще растения)
- Да, ребята, каждое растение просыпается и засыпает в свое время.
- Перед вами лежат коллекции открыток, которые помогут определить, какое
растение во сколько просыпается. (рассматривают)
- Назовите растения в порядке раскрытия цветков. (козлобородник, цикорий, мак, одуванчик, кувшинка, колокольчик, картофель, ноготки, бархатцы, вьюнки, кислица, торица)
- В каком порядке засыпают растения? (осот, картофель, одуванчик, мак, торица, ноготки, ястребинка, кувшинка, кислица и лютик, шиповник).
- Какие ночные цветы существуют? (энотера, душистый табак, горицвет)
- Что можно сделать, учитывая эту особенность? (устроить живые часы)
- Что можно определить по живым часам? (время суток)
- Прочитайте еще раз то, что мы обсудили. Затем поделимся тем. Что вы запомнили друг с другом.
4. Презентация работы групп.
Выступление 1 группы.
Задание.
Определить по водяным часам время, за которое вода убывает до каждой следующей метки.
Выступление 2 группы.
Задание.
- Замерить пульс на руке до и после приседаний,
У. Мы узнали с вами историю появления часов. О каких-то часах вы уже знали. О каких-то услышали сегодня впервые.
А сейчас вы узнаете о необычных «живых часах».
Выступление 3 группы.
Спасибо за рассказы.
5. Практическая работа.
Сейчас мы продолжим работу в группах.
Руководители выдадут вам первое задание.
1 задание (1 мин)
- Определить время на часах.
2 задание (1мин)
Когда Костя пошел гулять, на
часах было:
А когда он вернулся домой, часы показывали:
Скажите, в котором часу ушел Костя, и в котором вернулся?
Сколько часов провел он на улице?
3 задание (1мин)
- Что означает выражение
1 гр. «Ваше время истекло»
2 гр. «Делу время – потехе час»
3 гр. «Всему свое время»
6. Итог урока.
Часы - наши верные спутники. Представьте, что все они вдруг остановились – непонятно, как бы мы стали жить, ходить на работу?
Время не отдыхает, не стоит на месте, не ждет никого. Поэтому так легко потерять его, а найти трудно. Необходимо беречь каждую минуту, ведь за нее так много можно сделать. Эта тема нашла отражение даже в литературе и музыке. Поэтому хотелось бы закончить наш урок куплетом из песни.
«Бьют часы на старой башне»
Наша презентация закончилась, но часы идут и жизнь продолжается. В детстве она кажется бесконечной, и многие откладывают свои дела на потом. И однажды обнаруживается, что жизнь прошла, а ничего не сделано. Поэтому всегда цените время, берегите его.
Дети заполняют карточку.
Выбери утверждение:
1. Все понял.
2. Ничего не понял.
3. Интересно.
4. Скучно.
5. Однообразно.
6. Запомню надолго.
7. Отлично.
8. Неинтересно
Памятка родителям
Уважаемые родители!
Ваш ребенок приступает к выполнению проекта или помогает учителю в поиске материалов. Проявите заинтересованность. Постарайтесь создать радостную атмосферу сотворчества.
Узнайте у ребенка: что это за проект или задание, для кого он предназначен, что в результате ребенок предполагает получить.
Важно:
Не берите на себя выполнение части работы над проектом или заданием, иначе губится сама идея.
А вот помощь советом, информацией — это важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности ребенка при выполнении проекта или поручения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.