Тема урока:
«Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сил»
Цели и задачи урока:
Образовательные: Закрепить представление учащихся о силе, как о векторной величине. Рассмотреть вопрос о сложении сил, действующих по одной прямой в одну или в противоположные стороны. Ввести понятие равнодействующей. Сформировать умение применять понятие равнодействующей силы. Выявить уровень усвоение темы. Продолжить формирование навыков самоанализа ситуации и самоконтроля.
Развивающие: Вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс; работать над формированием умений наблюдать и объяснять физические явления, выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях. Учить выделять признаки сходства в описании явлений, анализировать ситуацию, проверить уровень самостоятельного мышления обучающегося применению имеющихся знаний в различных ситуациях.
Воспитательные: Содействовать формированию мировоззренческой идеи познания явлений и свойств окружающего мира. Обратить внимание на формирование общечеловеческих качеств: самостоятельность, ответственное отношение к учёбе.
План урока:
1. Актуализация знаний. (5 минут)
2. Изучение нового материала. (23 минуты)
3. Домашнее задание. (2 минуты)
4. Закрепление материала. (10 минут)
Ход урока
Актуализация вопросов:
1. Сила, с которой Земля притягивает к себе тело – сила … (тяжести)
2. Сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходного положение, называется … (сила упругости)
3. Когда возникает сила упругости? (возникает при деформации)
4. .Изменение формы и размеров тела - … (деформация)
5. Назовите виды деформации(сжатие, растяжение, изгиб, сдвиг, кручение)
6. Закон Гука.
Изложение нового материала:
Чаще всего в повседневной жизни мы встречаемся с тем, что на тело действует не одна, а сразу несколько сил. Так, например, на движущийся корабль, действует сила тяги вращающего винта, силы сопротивления воды и воздуха, сила тяжести и выталкивающая сила со стороны воды. На тело, висящее на пружине, действуют две силы: сила тяжести и сила упругости пружины.
В каждом таком случае можно заменить несколько сил, в действительности приложенных к телу, одной силой, равноценной по своему действию эти силам
Запишем определение: «Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил.»
Обозначается:
FR или R – равнодействующая сил
Рассмотрим три случая:
(Задача с тремя силами. Есть тело, на него действуют три силы:10H,20H,30H. Куда будет двигаться тело. )
1)Силы направлены в одну сторону.
Равнодействующая сил, направленных по одной прямой в одну сторону, направлена в ту же сторону, а ее модуль равен сумме модулей составляющих сил.
R=F1 + F2+F3
2)Силы направлены в разные стороны.
Равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны, направлена в сторону большей по модулю силы, а ее модуль равен разности модулей составляющих сил.
R= F2 - F1
3)Силы равны и направлены в разные стороны.
Если к телу приложены две равные и направленные противоположно силы, то равнодействующая этих сил равна 0.
R=0
Домашнее задание:
Параграф 31 , упражнение 12.
Закрепление материала:
1.Дима помогает отцу передвинуть шкаф. Дима толкает шкаф с силой
F1=100 H, а отец с силой F2=500 H. Обе силы направлены горизонтально. Определите равнодействующую сил, с которыми отец и сын действуют на шкаф. Изобразите эти силы.
2. На тело вдоль одной прямой действуют силы, равные 15 Н и 20 Н. Изобразите эти силы графически, когда сначала они действуют в одном направлении, а затем – в разных направлениях. Найдите их равнодействующие.
3.Чему равна равнодействующая двух сил, приложенных к мячу, и куда она направлена?
4.Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка до 100 Н, внучка до 50 Н, Жучка до 30 Н, кошка до 10 Н и мышка до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку, равны 791 Н?
5.Спортсмен равномерно спускается на парашюте. Какова сила тяжести, действующая на парашютиста вместе с парашютом? Сила сопротивления воздуха 800 Н.
6.Папа тянет одеяло на себя с силой 0,5 кН, а мама тянет то же самое одеяло на себя с силой 600 Н. Измерь результирующую этих двух сил, направленных в противоположные стороны и догадайся, у кого из родителей сильнее мерзнут по ночам пятки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.