Урок физики в 7 классе по теме "Явление тяготения. Сила тяжести"
Оценка 5

Урок физики в 7 классе по теме "Явление тяготения. Сила тяжести"

Оценка 5
docx
17.11.2023
Урок физики в 7 классе по теме "Явление тяготения. Сила тяжести"
Урок физики в 7 классе Явление тяготения. Сила тяжести..docx

Урок физики в 7 классе

Тема урока:  Явление тяготения. Сила тяжести.

Учитель Емельянова Л.В.

МАОУ «Филипповская ООШ»

Пермский край

Кунгурский МО

Учебник физики для 7 класса, автор Перышкин А.В.

Цель урока: Дать понятие явления тяготения, сформировать понятие силы тяжести, объяснить причины ее возникновения, показать зависимость силы тяжести от массы тела и расстояния до центра планеты.

Задачи:

- обучающие: создание условий для усвоения учащимися понятия силы тяжести, включение их в процесс поиска формулировок и доказательств, формирование общеучебных  и общекультурных навыков работы с информацией, формирование навыка применения формул на практике;

-развивающие:  расширить естественнонаучную  систему взглядов на процессы, происходящие в природе, развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, обобщать;

-воспитательные: развитие речи учащихся, наблюдательности, зрительного восприятия,  самостоятельности  в выдвижении гипотезы и формулирования выводов, воспитание коммуникативной культуры, умения оценивать себя и своих товарищей.

Тип урока: урок изучения нового материала и формирования знаний, умений, навыков, возможности их применения на практике.

Формы работы учащихся: индивидуальная,  фронтальная, работа в паре.

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядно-словесный, репродуктивный.

Оборудование: а) карточки красного, желтого и синего цвета для обратной связи (по числу учащихся);

а) груз на нитке, ножницы;

б) на доске: запись обозначений для графического диктанта;

I.                   Мотивация деятельности.  Приветствие учеников.

- Сегодня у нас необычный урок, на нём присутствуют гости. Мы рады их видеть и рады возможности продемонстрировать свои знания, правда, ребята?

Мир сложен, он полон событий, сомнений и смелых догадок -

Как чудо природы является гений!

И в хаосе этом находит порядок!

- Кто же этот гений, этот чудак, который совершает величайшее открытие? Чудаки украшают жизнь. Это беспокойные, необыкновенно пытливые и безгранично любопытные люди, упорно выискивающие малопонятные проблемы. Упорно что-то открывают, изобретают, экспериментируют, изготавливают. Вот и мы с вами сегодня будем исследовать одно из интересных физических явлений.

II. Актуализация опорных знаний:

Мыслительная разминка

1) Повторение пройденного материала .

Итак, ещё Оноре де Бальзак «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак».

Для разминки поиграем в игру «Верю – не верю» (обратная связь: красная карточка – верю, а синяя карточка – не верю). По ходу игры задаю вопросы: «Почему веришь? Почему не веришь?»

Верите ли вы, что…

  1. Если мальчик прыгает с корабля на берег, то корабль движется в противоположную сторону? (Верю).
  2. Два тела не могут в результате взаимодействия друг с другом приобрести одинаковые по значению скорости? (Не верю).
  3. Под действием силы тело меняет свою скорость. (Верю).
  4. Сила не является мерой взаимодействия тел. (Не верю).

2). Так, что же такое сила?( причина, мера, величина векторная, обозначение)

От чего зависит результат действия силы?

 Постановка цели и темы урока. 

Учитель: Физика неотделима от эксперимента. И так перед вами опыт.

1. Перед вами – шарик на нити. Попробуйте перерезать нить. Что произойдет?

2. Возьмите любой предмет на парте и выпустите его из рук. Что произойдет и почему?

- Итак, на основе показанных опытов скажите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

Ученики: о притяжении, о силе взаимодействия.

Учитель: Верно. Записываем тему нашего урока в тетрадь « Явление тяготения. Сила тяжести».

III. Изучение нового материала.

Примеры тяготения: выпущенный из рук предмет падает всегда вниз; падает вниз мяч, брошенный под углом к горизонту, листья деревьев опускаются на Землю, падают вниз капли дождя и снежинки. Вследствие притяжения к Земле падают тела, поднятые над Землёй, а потом отпущенные.

Какой вопрос мы можем задать?

- почему все эти тела падают вниз?

- Земля притягивает к себе все тела.

- Как вы думаете, только ли Земля обладает свойством притяжения? - Оказывается, все тела притягиваются друг к другу.(3емля - яблоко на ветке, Земля - Луна, Солнце - планеты, дерево - дерево).



Притяжение всех тел во Вселенной называется всемирным тяготением.

 


Английский ученый Исаак Ньютон первым доказал  и установил закон всемирного тяготения.

Согласно этому закону , силы притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются , если увеличивается расстояние между ними. 

Для всех живущих на Земле, особенно важное значение имеет сила притяжения тел к Земле. Эта сила называется силой тяжести. Обозначение: Fтяж.  Она всегда направлена вниз ( к центру Земли).

Проблемный вопрос.

- Скажите, ребята, а где на Земле легче всего живётся? ( На экваторе, почему?)

От чего зависит сила тяжести еще, как вы думаете? (От массы)

 

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Сила тяжести зависит: 1) от расстояния между центром Земли и телом; 2) от массы тела.

 

Физкультминутка 

Теперь -то есть у нас предлог,
Чтобы тяжесть сбросить с рук и ног,
Мы с вами выйдем из-за парт, 
И скажем дружно все: “На старт!”

Встаньте, ребята (ученикам предлагается встать и выйти из-за парты).

Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что вы едете в автобусе. Вокруг заснеженные поля, деревья покрыты белым пушистым снегом. И вдруг на дорогу выбежал заяц. Водитель резко затормозил…(наклонились вперед). Но все завершилось благополучно, заяц убежал, водитель резко нажал на газ…(наклонились назад). Продолжаем ехать, и вот быстро поворачиваем направо…(наклоняются влево), дорога петляет, теперь поворот налево….(наклоняются вправо). Почему так происходило, почему вы наклонялись? (по инерции)

IV. Закрепление изученного материала

Учитель:  А сейчас графический диктант на закрепление теоретического материала.

Ученики используют значки

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55fa59d59b231/konspiekt-uroka-fiziki-tiema-sila-iavlieniie-tiaghotieniia-sila-tiazhiesti-7-klass_3.png да (вершина), –– нет (равнина), ( Написать на доске обозначения) отвечая на вопрос “Верно ли утверждение, определение, свойство?” Учитель читает вопросы.

1. Сила определяет меру действия одного тела на другое. (Да.)

2. Сила измеряется в Джоулях. (Нет.)

3. Сила, с которой Земля притягивает к себе все тела, называется силой тяжести. (Да.)

4. Чем больше массе тела, тем меньше его сила тяжести. (Нет.)

5. Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз. (Да.)

Графический диктант учащиеся проверяют вместе с учителем.

Предлагаю вам занимательные задачи по физике Григория Остера!

 

1. Масса листика, сорвавшегося с березы, - 0,1 г, а масса кота Яшки, размечтавшегося о птичках и сорвавшегося с той же самой березы, 10 кг. Во сколько раз сила тяжести, действующая на планирующий листик, меньше силы тяжести, действующей на планирующего кота?

 

Ответ: в 10000 раз. Во столько же раз, во сколько масса листика меньше массы кота. Птички считают, что это справедливо.

 

2. . Почему американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне Земли, не сыплются с планеты как горох? И почему не сыплемся мы, когда вращающаяся Земля переворачивается?

V. Подведение итогов урока. Объявление домашнего задания.

1.Ученикам предлагается вспомнить цели нашего урока. О чём мы сегодня говорили на уроке?

Домашнее задание. §24-25.

Подготовить сообщение о силе тяжести на других планетах: Марсе, Венере, Юпитере и др

VI. Рефлексия. (Оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Прислушайтесь к себе, своему внутреннему состоянию и выберите любое из предложений, которое вам подходит.

·         Я сегодня на уроке открыл для себя много нового. (Красный цвет)

  • Мне понравился урок. (Оранжевый цвет)
  • Мне было всё равно, я не мог дождаться конца урока. (Синий цвет)



Учитель: Посмотрите на доску, урок удался. Я очень довольна вами сегодня. Физики видят то, что видят все: предметы и явления. Они также как и все восхищаются красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой им открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость – понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке.








 

Урок физики в 7 классе Тема урока:

Урок физики в 7 классе Тема урока:

Мыслительная разминка 1) Повторение пройденного материала

Мыслительная разминка 1) Повторение пройденного материала

Английский ученый Исаак Ньютон первым доказал и установил закон всемирного тяготения

Английский ученый Исаак Ньютон первым доказал и установил закон всемирного тяготения

Предлагаю вам занимательные задачи по физике

Предлагаю вам занимательные задачи по физике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2023