Урок 2 Тема: Методы географических исследований.
1. Ф.И.О. учителя Медкова Марина Владимировна
2. Место работы МБОУ Городковическая средняя общеобразовательная школа
3. Должность учитель географии
4. Предмет география
5. Класс 5
6. Тема: «Методы географических исследований» урок №2
7. Учебник: Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова
8. Цель урока: познакомить учащихся с методами географического исследования.
Целевая установка для учителя:
Образовательные: |
Организовать учебную деятельность по ознакомлению учащихся с методами географического исследования. |
Развивающие: |
Создать условия для развития умений самостоятельно объяснять специфику методов исследования. |
Воспитательные: |
Создать проблемную ситуацию для выхода на универсальный способ сравнения методов исследования в географии; |
Целевая установка учащихся:
Предметные: Знать Уметь |
Уметь приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно - географический, аэрокосмический, статистический).
|
Личностные |
Овладеть системой географических понятий связанных с темой, и уметь применять их в жизни. |
Метапредметные |
Освоить умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение. |
9. Используемые УУД:
Личностные |
Осознание себя как члена общества, развитие познавательных мотивов. |
Регулятивные |
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью |
Коммуникативные |
Самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) |
Познавательные |
Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование |
10. Тип урока – урок «открытия» новых знаний.
11.Формы работы учащихся:
12.Необходимое учебное оборудование
основные |
Учебник Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «Введение в географию», презентация, атласы, рабочая тетрадь, тетрадь практикум. |
дополнительные |
Музыкальная заставка, |
13.Раздаточный материал к занятию: рабочий лист.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)
· Здравствуйте! Начинаем наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу свои улыбки, подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение (Под музыку из мультфильма «Крошка Енот»). Спасибо!
2. Проверка домашнего задания (раздать карточки)(5 мин)
3. Формулировка темы урока, постановка цели.
· Мы с вами сейчас окунулись в волшебный сказочный мир. Но сказка на этом не заканчивается: представьте себе, что вам выпал чудный приз – путевка на неделю отдыха на остров Кипр. Ваш отдых начинается через две недели.
· За это время вы должны выполнить какую-то задачу.
· Какую именно? (узнать как можно больше об этих островах – где находятся, каковы природа, климат, обычаи и традиции населения и пр., т.е. провести исследование).
· Проводить исследование помогают различные методы.
· Значит, цель нашего урока – ознакомиться с методами географических исследований.
4. Изучение нового («открытие новых знаний»). Организация и самообразование учащихся для дальнейшего усвоения знаний.
· Что такое «метод»? Это способ, достижения какой – либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов познания действительности.
· В географии применяются как универсальные, так и специальные методы исследования.
· Сегодня мы познакомимся со специальными методами исследования.
· Давайте посмотрим в окно нашего кабинета. Что мы там видим?
Обучающиеся перечисляют увиденное. Сейчас мы с вами использовали метод наблюдения. (Здоровьесберегающие технологии: встали, подошли к окну)
· Ходили ли вы в прошлом году, по окончании 4 класса, в поход? Куда? Расскажите про природу этого места.
1) Сейчас вы как раз использовали еще один из методов географических исследований – географическое описание.
Этим методом обычно пользовались землепроходцы, путешественники, мореплаватели, записывающие сведения об открытых землях.
Они пытались ответить на вопросы: где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности? Сейчас этим методом широко пользуются участники исследований и экспедиций.
· Объясните мне, пожалуйста, как пройти к вашему дому (обращение к одному из ребят). (В результате обсуждения приходим к выводу, что проще всего нарисовать план).
2) Следующий метод географического исследования – картографический.
Картографический метод представляет собой использование карт как основного источника информации. Карта отражает информацию, полученную путем наблюдений и описаний.
Имеет особое значение в географии, позволяет изучить пространственное размещение объектов.
Появилась и новая наука КАРТОГРАФИЯ - наука о создании и использовании географических карт. Развитие картографии.
Древний мир.
Помимо наскальных изображений, до нас дошли древнеегипетские и вавилонские карты, относящиеся к 3-1 тысячелетиям до н.э.. Конечно, на этих картах было много неточностей. Со временем карты уточнялись, совершенствовались.
Средние века.
В середине 16 века началась эпоха Великих географических открытий. Из-за этого обострился и интерес к картографии. Появляется Карта Меркатора.
Развитие картографии в конце XIX—начале XX веков
Лишь в конце 19 века стали производиться точные инструментальные съёмки на больших пространствах и издаваться настоящие топографические карты различных государств в крупных масштабах.
В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты.
· Все мы с вами где-то летом отдыхали.
· Кто-то ездил на юг, а кто-то провел лето в в Лакаше
· Расскажите, пожалуйста, какая погода была летом? Такая же, как у нас? (Обсуждение)
· Чем мы сейчас занимались? (Сравнивали природу т.е. проводили исследование).
3) Следующий метод географического исследования – сравнительно - географический.
Он позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессах.
· Нас очень интересует предстоящая погода.
· Каждый день мы смотрим прогноз погоды.
· Как, на основании чего, синоптики предсказывают погоду? (Обсуждение)
4) Значит, один из методов географического исследования –
аэрокосмический.
· Статистический метод – это анализ количественных и качественных данных (например, какова численность населения разных стран, какова площадь материков, стран и пр.).
Статистический материал представлен в виде диаграмм, таблиц, графиков.
Поработаем со статистическим материалом на карточках (Анализ круговой диаграммы «Площадь материков и океанов Земли», таблицы «Площадь материков и океанов»).
5. Физминутка. (Включить фонограмму «Отдых наш»)
6. Источники географической информации
Задание: Читать учебник ст. 11
· Научные работы
· Географические карты
· Материалы газет
· Журнальные публикации
· Книги
· Телепередачи
· Кинофильмы о природе
· Население
· Хозяйство нашей планеты
7. Проверка полученных результатов.
Фронтальная проверка:
1. Какие методы географических исследований изображены на слайдах?
2. Какие из изученных нами методов вы используете, чтобы узнать о природе острова Кипр?
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель ставили мы сегодня на уроке?
- Достигли ли цели?
- Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке:
- Я узнал (а) …
- Я не понял (а) …
- Мне было …
8. Домашнее задание.
Прочитать § 2, подготовиться к тестированию.
Выполнить задание в тетради практикуме ст. 5-8
Практическая работа №3 (на оценку)
«Наблюдение за погодой» в тетради Организация работы по составлению календаря погоды ( наблюдений за температурой воздуха, направлением ветра
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.