Урок географии 5 класс "Методы географического исследования" УМК Е.М. Домогацких
Оценка 4.6

Урок географии 5 класс "Методы географического исследования" УМК Е.М. Домогацких

Оценка 4.6
docx
16.04.2020
Урок географии 5 класс "Методы географического исследования" УМК Е.М. Домогацких
Урок 2 Методы географического исследования.docx

Урок 2                      Тема:  Методы географических исследований.

1. Ф.И.О. учителя Медкова Марина Владимировна

2. Место работы МБОУ Городковическая  средняя общеобразовательная школа

3. Должность учитель географии

4. Предмет география

5. Класс 5

6. Тема: «Методы географических исследований» урок №2

7. Учебник: Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова

8. Цель урока: познакомить учащихся с методами географического исследования.

Целевая установка для учителя:

Образовательные:

Организовать учебную деятельность  по ознакомлению учащихся с методами географического исследования.

Развивающие:

Создать условия для развития умений самостоятельно объяснять специфику методов исследования.

Воспитательные:

Создать проблемную ситуацию для выхода на универсальный способ сравнения методов исследования в географии;

Целевая установка учащихся:

Предметные:

Знать

Уметь

Уметь приводить примеры методов географических  исследований (географическое описание, картографический, сравнительно - географический, аэрокосмический, статистический).

 

Личностные

 Овладеть системой географических понятий связанных с темой, и уметь применять их в жизни.

Метапредметные

Освоить умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение.

9. Используемые УУД:

Личностные

Осознание себя как члена общества, развитие познавательных мотивов.

Регулятивные

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью

Коммуникативные

Самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Познавательные

Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие,  выдвижение гипотез и их обоснование

10. Тип урока – урок «открытия» новых знаний.

11.Формы работы учащихся:

  • работа с текстом учебника
  • демонстрация презентации
  • беседа,
  • работа фронтальная, индивидуальная.
  • составление календаря наблюдений
  • Ответы на вопросы после параграфа №.2,
  • Тестирование (тест № 2).

12.Необходимое учебное оборудование

основные

Учебник Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «Введение в географию», презентация, атласы, рабочая тетрадь, тетрадь практикум.

дополнительные

Музыкальная заставка,

13.Раздаточный материал к занятию: рабочий лист.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1.                   Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

·        Здравствуйте! Начинаем наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу свои улыбки, подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение (Под музыку из мультфильма «Крошка Енот»). Спасибо!

 

2.                Проверка домашнего задания (раздать карточки)(5 мин)

 

3.                    Формулировка темы урока, постановка цели.

·        Мы с вами сейчас окунулись в волшебный сказочный мир. Но сказка на этом не заканчивается: представьте себе, что вам выпал чудный приз – путевка на неделю отдыха на остров Кипр. Ваш отдых начинается через две недели.

·        За это время вы должны выполнить какую-то задачу.

·        Какую именно? (узнать как можно больше об этих островах – где находятся, каковы природа, климат, обычаи и традиции населения и пр., т.е. провести исследование).

·        Проводить исследование помогают различные методы.

·        Значит, цель нашего урока – ознакомиться с методами географических исследований.

 

4.                    Изучение  нового  («открытие  новых  знаний»).  Организация  и самообразование учащихся для дальнейшего усвоения знаний.

·                         Что такое «метод»? Это способ, достижения какой – либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов познания действительности.

·                         В географии применяются как универсальные, так и специальные методы исследования.

·                         Сегодня мы познакомимся со специальными методами исследования.

·                         Давайте посмотрим в окно нашего кабинета.  Что мы там видим?

Обучающиеся перечисляют увиденное. Сейчас мы с вами использовали метод наблюдения. (Здоровьесберегающие технологии: встали, подошли к окну)

·                         Ходили ли вы в прошлом году, по окончании 4 класса, в поход? Куда? Расскажите про природу этого места.

 

1)        Сейчас вы как раз использовали еще один из методов географических исследований – географическое описание.

Этим методом обычно пользовались землепроходцы, путешественники, мореплаватели, записывающие сведения об открытых землях.

 Они пытались ответить на вопросы: где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности? Сейчас этим методом широко пользуются участники исследований и экспедиций.

·                         Объясните мне, пожалуйста, как пройти к вашему  дому (обращение к одному из ребят). (В результате обсуждения  приходим к выводу, что проще всего нарисовать план).

 

2)        Следующий  метод  географического  исследования  – картографический.

Картографический метод представляет собой использование карт как основного источника информации. Карта отражает  информацию, полученную путем наблюдений и описаний.

Имеет особое значение в географии, позволяет изучить пространственное размещение объектов.

Появилась и новая наука КАРТОГРАФИЯ - наука о создании и использовании географических карт. Развитие картографии.

Древний мир.

Помимо наскальных изображений, до нас дошли древнеегипетские и вавилонские карты, относящиеся к 3-1 тысячелетиям до н.э..  Конечно, на этих картах было много неточностей. Со временем карты уточнялись, совершенствовались.

Средние века.

В середине 16 века началась эпоха Великих географических открытий. Из-за этого обострился и интерес к картографии. Появляется Карта Меркатора.

Развитие картографии в конце XIX—начале XX веков

Лишь в конце 19 века стали производиться точные инструментальные съёмки на больших пространствах и издаваться настоящие топографические карты различных государств в крупных масштабах.

В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты.

·                         Все мы с вами где-то летом отдыхали.

·                         Кто-то ездил на юг, а кто-то провел лето в в Лакаше

·                         Расскажите, пожалуйста, какая погода была летом? Такая же, как у нас? (Обсуждение)

·                         Чем мы сейчас занимались? (Сравнивали природу т.е. проводили исследование).

 

3)           Следующий метод географического исследования сравнительно - географический.

Он позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессах.

·                         Нас очень интересует предстоящая погода.

·                         Каждый день мы смотрим прогноз погоды.

·                         Как, на основании чего, синоптики предсказывают погоду? (Обсуждение)

 

4)                Значит,     один     из     методов     географического     исследования      

аэрокосмический.

 

·        Статистический метод это анализ количественных и качественных данных (например, какова численность населения разных стран, какова площадь материков, стран и пр.).

Статистический материал представлен в виде диаграмм, таблиц, графиков.

Поработаем со статистическим материалом на карточках (Анализ круговой диаграммы «Площадь материков и океанов Земли», таблицы «Площадь материков и океанов»).

5.                    Физминутка.  (Включить фонограмму «Отдых наш»)

6.                     Источники географической информации 

Задание: Читать учебник ст. 11

·                         Научные работы

·                         Географические карты

·                         Материалы газет

·                         Журнальные публикации

·                         Книги

·                         Телепередачи

·                         Кинофильмы о природе

·                         Население

·                         Хозяйство нашей планеты

 

7.                    Проверка полученных результатов.

Фронтальная проверка:

1.                    Какие методы географических исследований изображены на слайдах?

2.                    Какие из изученных нами методов вы используете, чтобы узнать о природе острова Кипр?

8.                     Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-      Какую цель ставили мы сегодня на уроке?

-      Достигли ли цели?

-      Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке:

-      Я узнал (а)

-      Я не понял (а) …

-      Мне было …

8.                         Домашнее задание.

Прочитать  §  2,  подготовиться  к  тестированию. 

Выполнить   задание в тетради практикуме ст. 5-8

Практическая работа №3 (на оценку)

«Наблюдение за погодой» в тетради Организация работы по составлению календаря погоды ( наблюдений за температурой воздуха, направлением ветра



 

Урок 2 Тема:

Урок 2 Тема:

Ход урока 1.

Ход урока 1.

Имеет особое значение в географии, позволяет изучить пространственное размещение объектов

Имеет особое значение в географии, позволяет изучить пространственное размещение объектов

Книги ·

Книги ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2020