Урок географии 5 класс "По следам путешественников каменного века" к УМК Е.М. Домогацких

  • doc
  • 16.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 8 По следам путешественников каменного века.doc

Урок №8                     Тема: «По следам путешественников каменного века»

1. Ф.И.О. учителя Медкова Марина Владимировна

2. Место работы МБОУ Городковическая  средняя общеобразовательная школа

3. Должность учитель географии

4. Предмет география

5. Класс 5

6. Тема: «По следам путешественников каменного века» урок №8

7. Учебник: Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова

8. Целевая установка урока: Сформировать представления о возможностях совершения путешествий древними людьми

Целевая установка для учителя:

Образовательные:

Организовать учебную деятельность  по ознакомлению учащихся с путешествиями древних людей по просторам Тихого океана.

Развивающие:

Создать условия для развития умений самостоятельно выявлять причины заселения территории Земли

Воспитательные:

Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Целевая установка учащихся:

Предметные:

Знать

Уметь

  • знать достижения людей Первобытного мира, подробности путешествия Тура Хейрдала
  • научиться выполнять основные виды работы с контурной картой

Личностные

Выявить учебно–познавательный интерес к географии.

Сформировать у обучающихся личное отношение к вопросу о расселении  людей по материкам  и островам. Уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

Метапредметные

Освоить умение работать с  различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Выявлять причинно-следственные связи;

Определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

 

9. Используемые УУД:

Личностные

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона)

Регулятивные

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью

Коммуникативные

Самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Владеть основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.

Познавательные

Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

 

10. Тип урока – урок «открытия» новых знаний.

11.Формы работы учащихся:

  • работа с текстом и иллюстрациями учебника
  • демонстрация презентации (видеофильма), 
  • беседа,
  • Работа в тетради практикуме ст. 26 «Тематический практикум», «Картографический практикум»
  • Тестирование (тест к § 7).

12.Необходимое учебное оборудование

основные

Учебник с.36, физическая кapтa полушарий, презентация, атласы, рабочая тетрадь, тетрадь практикум.

дополнительные

Музыкальная заставка, физминутка, энциклопедии, справочники, видеофильм «Кон-Тики» и др.

 

 

Ход урока:

1.Проверка домашнего задания

2. Организационный момент.

Учитель:  -Послушайте стихотворение


Когда наш предок палку взял,

Рукою лапа стала,

Чужую шкуру повязал,

Клык сделал из металла,

След в глине превратил в горшок,

Кувшины, чашки, плошки,

А чтоб не набивать живот,

Корзины сплел, лукошки.

Всю Землю он преобразил,

Везде следы оставил,

Работал, не жалея сил,

Царем Землею правил.

И вот остался тигром тигр,

И слон слоном остался,

А человек, меняя мир,

Сам в мире изменялся.


Учитель: - О чем говорится в этом стихотворении? (О путешествиях, о том, как человек постепенно заселял землю……)

- Людей всегда интересовало: - Что  там,  за  горизонтом?  - Какие  люди живут  за  высокими  горами? - Есть ли за морями другие страны? - Есть ли край Земли, и если есть, то где он находится? Эти вопросы всегда будоражили воображение людей.

- Как будет звучать тема сегодняшнего урока? «Последам путешественников каменного века»

- Какие задачи мы бы поставили перед нами?

            1. Как люди в древности путешествовали по поверхности Земли.

            2. Как люди расселялись по материкам и островам.

            3. Кто такой Тур Хейердал и какое он имеет отношение к древним путешествиям.

 

3 . Актуализация знаний

Учитель: - Мы начинаем изучать новый раздел «История географических открытий».

- Скажите, как путешествуют люди?

- Какие трудности могут встать перед любым путешественником?

- Почему древним не сиделось дома и что побуждало людей к путешествиям?

- Как и на чем могли путешествовать в древности?

 

3 . Изучение нового материала

Задание 1 :  Прочитать текст учебника на ст. 36  Запомнить!!!!! На ст.37

Учитель: Проблемный вопрос: - О чем могли говорить путешественники древности у карты перед дальним плаванием?

Задание 2 :  Прочитать текст учебника на ст. 37.

Учитель: -Посмотрите на карту мира. - Найдите на ней Тихий океан.

-  Откуда мог взяться древний человек на острове? (Только приплыть)

Абсолютное большинство островов Тихого океана – заселены, но далеко не все обитаемы. Теплый климат, растения и животные и нет людейотсутствие чего могло помешать заселению этих островов людьми?

ВОДА Её отсутствие и помешало людям заселить абсолютно все острова Тихого океана.

- Все о чем мы с вами сейчас говорили можно только предположить, а есть ли этому доказательства?

- А можно плавание назвать путешествием? (Конечно можно)

- Как это можно доказать современному человеку что люди в древности способны были переплыть океан?

- И был ли такой человек?

- Да был, и звали его Тур Хейердал!

Смелый план

Хотя  наш  разговор  касается  людей  каменного  века, мы расскажем о путешественнике, который является почти нашим современником — он жил во второй половине прошлого века.

Он  совершил  несколько  удивительных  путешествий, но мы расскажем только о первом его путешествии.

Тур Хейердал доказал, что древние люди могли на примитивном плоту пересечь Тихий океан. (СМ презентацию)

 

Задание 3 : Работа по контурным картам (нанести на контурную карту путь и географические  объекты  путешествия Тур Хейердала

3 . Закрепление материала

Задание4 :  Выполнить в ТП «Тематический практикум» ст. 26.

Вопросы:

- Как и на чем путешествовали древние люди?

- Что это доказывает?

- Кто это доказал? (Норвежский учёный Тур Хейердал доказал, что люди каменного века могли пересекать огромные морские просторы. Для этого он вместе со своими друзьями на плоту попытался пересечь Тихий океан)

- Почему существуют необитаемые остова?

4 . Домашнее задание

 

 §7, По следам путешественников каменного века (вопросы после параграфа на стр. 39)

1. Приготовить сообщение о других путешествиях Тур Хейердала

2. Задание в тетрадях стр. 26-27  «Картографический практикум» ( первое или второе задание по выбору)


Скачано с www.znanio.ru