Урок географии в 6 классе. Реки.
Цель урока: сформировать знания о реках земного шара. Показать их различия и общие черты.
Задачи урока:
Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.
Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края, атласы, контурные карты, компьютер, мультимедийная установка, презентация по теме: «Реки».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
Слайд 1-2
Задание: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.
Река |
Залив |
Озеро |
Ручей |
Водохранилище |
Пруд |
Море |
Океан |
Водопад |
Болото |
Горный ледник |
Подземные воды |
Речной канал |
Родник |
Источник |
Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив.
Слайд 3-4
Загадка
Течет,
течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река).
Определение с учащимися темы, задач и цели урока.
III. Изучение нового материала.
Слайд 5
– Какая река протекает по территории нашего края? Опишите реку Кубань.
– Что такое река? (Это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении – русле). В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека (канал, водохранилище), текущий в заданном природой направлении, которое резко не меняется.
Слайд 6
Из каких частей состоит река?
Слайд 7
– Где начинаются реки? Какими бывают истоки рек? Формируется понятие исток– начало реки. Приводятся примеры рек, которые берут начало в горах или истоком являются болота, озера.
Слайд 8
– Где заканчиваются реки? (Анализ учебника стр. 149, рис 132)
– Какими бывают типы устьев рек?
Слайд 9
Реки, впадающие в другие реки, называются притоками. Они могут быть левые и правые.
– Как определить, где у реки левые или правые притоки? (Привести пример по карте). Назовите левые и правые притоки реки Кубань.
Слайд 10 -12
Самая протяженная река мира – Нил (6671 км), самая полноводная река мира – Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Река Кубань – главная река нашего края.
Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья).
Слайд 13
Задание.
В контурных картах подпишите реки, обозначенные на карте:
Слайд 14
– Как реки зависят от рельефа? Сравните характер течения горной и равнинной реки. Учащиеся рассматривают слайд и работают с учебником стр. 151-152.
Горные реки имеют:
Равнинные реки имеют:
Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.
Слайд 15–16
– При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?
Формируются понятия порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты. Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.
Слайд 17
Как реки зависят от климата? Климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года. В тех областях земного шара, где осадков много и рек много, они полноводны (Амазонка). Мало рек в пустынях, некоторые из них пересыхают.
Слайд 18
– В чем значение рек? (ловят рыбу, развито судоходство, энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей, по берегам рек всегда поселялись люди и т.д.)
IV. Закрепление материала.
Слайд 19
V. Подведение итогов.
Слайд 20
Практическая работа: «Описание реки по плану».
1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур.
План
VI. Домашнее задание.
Слайд 21
§ 38-39, обозначенные на контурной карте реки, знать и уметь показывать на физической карте полушарий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.