Урок географии в 9 классе «Обобщение по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс»
Оценка 5

Урок географии в 9 классе «Обобщение по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
9 кл
10.09.2024
Урок географии в 9 классе «Обобщение по теме «Сельское  хозяйство и агропромышленный комплекс»
На уроке учащиеся обобщают материал по теме АПК России
урок АПК.docx

 

 

Урок географии в 9 классе

на тему «Обобщение по теме «Сельское  хозяйство и агропромышленный комплекс»

Цели урока:

1.  Повторить  и обобщить знания по теме « Агропромышленном комплекс и с-х-во   России», его отраслевом составе, особенностях развития и размещения.

2. Развивать мыслительную деятельность, вырабатывать умение анализировать ситуацию,  умение формулировать, высказывать и отстаивать собственное мнение.

3. Закрепить навыки работы с картами атласа, со статистическими материалами, с картосхемами.

4. Познакомить с заданиями ОГЭ по данной теме и уметь их решать.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений 

Форма организации учебной деятельности: групповая

Оборудование: маршрутный лист, топографический план, статистический материал, контурная карта России, презентация, картинки с/х-х культур, музыка «Русское поле».

Ход урока

1.       Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать на нашем уроке. Сегодня мы проведем необычный урок, не только потому что у нас гости, но и потому что   это будет наш творческий отчет по теме, которая касается нас – жителей Брянской области . Так давайте покажем свои знания и умения, которые вам понадобятся и в жизни , и на экзамене по географии.

Итак, настраиваемся на позитивный лад, правильные ответы, быструю и четкую работу.

2.      Актуализация опорных знаний, мотивация к деятельности

(звучит музыка «Поле, русское поле..»)

- прозвучавшая мелодия станет вам подсказкой в формулировке темы урока.

Тема урока: Обобщение по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс» (Слайд №1

- задачи нашего урока: повторить знания и умения по данной теме, закрепить навыки работы с картой и статистическим материалом, познакомиться с заданиями ОГЭ.

3.  Обобщение и систематизация знаний

- Итак, мы начинаем. Волею судьбы вы разделились на 3 команды. Как вы думаете почему? ( АПК состоит из 3х звеньев). Каждая команда – это одно звено АПК. У вас на столах лежат маршрутные листы, по ходу урока вы их заполняете, а в конце мы подведем итог вашей работы.

- назовите звенья АПК(отрасли, способствующие развитию с-х-ва; с/х-во; отрасли, способствующие заготовки, переработки и реализации с/х-ой продукции)

Задание №1

- из отраслей АПК выбрать только те, которые относятся к вашему звену  и дополнить схему на доске (химическая, мукомольная, текстильная, машиностроение, растениеводство, животноводство, пищевая, легкая…)

- какое звено играет самую важную роль в АПК? (с/х-во)

- молодцы!

Задание №2

- А сейчас Разминка. Вспомним некоторые понятия по данной теме

Географический диктант

Установите соответствие между понятиями и терминами.

 

 

 

Понятие

 

 

 

Термин

1

Тип сельского хозяйства, продукция которого ориентирована прежде всего на продажу, в осо­бенности на внешний рынок.

А

АПК

2

Система содержания животных, при которой пастухи переходят со стадами оленей, отарами овец, табунами лошадей в поисках лучших пастбищ.

Б

Сельское хозяйство

3

Главная группа продовольственных культур, дающих основную пищу для человека, сельско­хозяйственных животных, сырье для пищевой промышленности.

В

Текстильная промышленность

4

Одна из главных отраслей материального про­изводства, которая обеспечивает человека про­дуктами питания и снабжает сырьем легкую и пищевую промышленность.

Г

Пищевая промышленность

5

Растительные культуры, которые высеваются весной, урожай дают в конце лета или осенью того же года.

Д

Технические культуры

6

Тип сельского хозяйства, характерный для зон влияния городов, мало зависит от природно-климатических условий. Главный фактор спе­циализации — потребительский.

Е

Зерновые культуры

7

Группа отраслей легкой промышленности, за­нятых переработкой натуральных, искусствен­ных и синтетических волокон в пряжу, нитки и ткани.

Ж

Пригородное сельское хозяйство

8

Совокупность отраслей хозяйства, деятельность которых прямо или косвенно направлена на удовлетворение потребностей населения в про­дуктах питания и другой продукции, вырабаты­ваемой из сельскохозяйственного сырья.

3

Отгонно-пастбищное животноводство

9

Сельскохозяйственные культуры, дающие сырье для различных отраслей промышленности.

И

Товарное сельское хозяйство

10

Отрасль легкой промышленности, совокупность производств пищевых продуктов в готовом виде или в виде полуфабрикатов.

К

Яровая культура

(на доске прикреплены понятия, их надо поставить по порядку, как учитель будет задавать вопросы. По 3 вопроса каждой команде)

 

- Что является главным звеном АПК? (сельское хозяйство)

- а что отличает с/х-во от других отраслей АПК?(сезонность, воздействие природных условий, земля – главное средство труда и предмет труда)

- что называют сельхоз угодьями? (Земли, которые используются в сельском хозяйстве, называются сельскохозяйственными угодьями.)

Задание №3

Группа №1

Используя данные таблицы «Земельная площадь РФ на начало 2014 г.», определите долю сельскохозяйственных угодий в земельной площади РФ. Полученный результат округлите до целого числа.

Земельная площадь РФ на начало 2014 г. ( млн га)

 

Всего земель

1709,8

С/х-ые угодья

220,2

Лесные земли

871,8

Поверхностные воды, включаяболота

225,0

Другие земли

392,8

 

Группа №2

 

Используя данные таблицы «Валовые сборы зерновых культур по РФ, тыс.т, 2014г.», определите удельный вес пшеницы в валовом сборе. Полученный  результат округлите до целого числа.

Валовые сборы зерновых культур по РФ , тыс. т, 2014 год

Пшеница

59711

Рожь

3281

Ячмень

20444

Овес

5274

Кукуруза

11332

Просо

493

Гречиха

662

Рис

1049

Всего

105315

 

Группа №3

Используя данные таблицы «Валовое производство мяса в РФ, тыс.т, 2018г.», определите удельный вес свинины в валовом производстве мяса. Полученный  результат округлите до целого числа.

Валовое производство мяса в РФ, тыс.т., 2018г»

 

Всего

10714,3

Свинина

3775,8

Говядина

1645,1

Мясо птицы

4900

Баранина  и козлятина

394

Др. мясо

--------

 

Задание №4

- скажите, кто в настоящее время является большим поставщиком с/х-ой продукции на внутренний рынок РФ?

 

(Фермеры и фермерские хозяйства)

- как вы думаете,  какими качествами должен обладать фермер? (трудолюбие, выносливость, практичность, знания в агрономии и агротехнике, способность управлять людьми, готовность к риску)

- вот сейчас вы на несколько минут  превратитесь в фермеров и попробуете решить задачу, которую фермеры решают каждый год

- Обратите внимание, что это задание из КИМов ОГЭ

 

 

4.Физминутка (аутомануальный комплекс) музыка релакс 1 мин.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации 

(смысловое чтение)

 

 

Ответ: Богарные земли – это земли, на которых сельскохозяйственные культуры возделывают без искусственного оршения.

Ставропльский край хорошо обеспечен трудовыми ресурсами.

- Посмотрите на экран(выражение П.А. Столыпина)

- Почему изречение П.А. Столыпина “Незачем нам хлеб ввозить, если своя земля есть…” актуально и сегодня?

И мы с вами ребята живем на земле. Наша  Брянская область славится своими аграрными традициями. Давайте о них немного вспомним и  расскажем.

- Какие факторы способствуют развитию отраслей с/х-ва на Брянщине? (относительно теплый и мягкий  климат: зимы теплые и влажные, лето с достаточным количеством осадков, почвы дерново- подзолистые и серые лесные, природные зоны смешанные и широколиственные леса  с переходом на лесостепь)

- какие отрасли будут развиваться? (растениеводство, животноводство, пищевая, легкая промышленность) Сельское хозяйство Брянской области специализируется в основном на производстве животноводческой продукции. На долю животноводства приходится 63,0% всей произведенной в сельском хозяйстве региона продукции. Растениеводство обеспечивает 37,0%.

 

- какие зерновые культуры выращивают? (В растениеводстве Брнской области важную роль играет отрасль картофелеводства. Брянская область в 2015 году уверенно лидирует как по производству картофеля (751,8 тыс. тонн или 10,0% в общих сборах картофеля по стране), так и по посевным площадям этой культуры (25,5 тыс. га или 7,1% в общероссийских площадях картофеля)Производство ржи в Брянской области в 2015 году составило 72,9 тыс. тонн или 3,5% в общих сборах ржи в РФ. Это шестое место в России. Также в области  выращивают пшеницу, тритикале, овес, кукурузу, сорго, семена подсолнечника, сахарную свеклу, овощи открытого и закрытого грунта. Из технических культур выделяют посевы льна волокна.

Лен-долгунец: Льняной комплекс Брянской области представлен пятью сельхозпредприятиями: ООО «Брянский лен» Дубровского района, ООО «Исток» Рогнединского района, ООО «Агропрогресс» Стародубского района, ООО «Деснянский лен К» Трубчевского района, ИП Панурова Г.С. Трубчевского района.

Предприятия занимаются производством и первичной переработкой льна. Они производят длинное и короткое волокно. Современное состояние технологического оборудования льнозаводов позволяет производить продукцию высоких показателей стандарта качества, что способствует увеличению выхода длинного волокна.

Готовая продукция брянских производителей поставляется на различные предприятия легкой промышленности, которые производят ткань, вату, ватин, в строительную отрасль – для создания пакли. Продукция брянских предприятий востребована в Тверской, Смоленской, Ивановской, Московской областях.

В 2018 году посевная площадь льна-долгунца в области составила 2670 гектаров. Произведено льнотресты - 9693,1 тонны, валовое производство льноволокна - 3073,4 тонны. Посевная площадь льна-долгунца в 2019 году увеличится на 406 га и составит 3076 га.

В настоящее время в области существует три льнозавода по первичной переработке льна-долгунца, общая мощность которых составляет 15 тыс. тонн льнотресты в год.

 

Отрасли животноводства: свиноводство, производство говядины, мяса птицы, молока, яиц

- какие отрасли 3 звена АПК развиваются на Брянщине? (молокозаводы, хлебозаводы, мукомольное предприятие, сахарозавод)

«Сыр Стародубский»

«Жуковское молоко»

«Брянский мясокомбинат»

«Погарская картофельная фабрика»

ООО «Милград» г. Почеп

ОАО «Брянский молочный комбинат»

ОАО «Брянконфи»

ОАО «Консервсушпрод»

ОАО «Брянсктекстиль» - шерстяные ткани

 Кампания «Мираторг» (видео)

Задание№6

- на контуре Брянской области показать районы выращивания картофеля, льна – долгунца и ржи.

 (проверить на экране)

7 Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок

(Провести тест если будет время)

 

 

 

 

Итоговый контроль по теме «АПК»

I вариант

1. Какова площадь сельскохозяйственных угодий в России?

а) 6%              6)10%             в) 19%            г) 45% 

2. Какая сельскохозяйственная культура является в рас­тениеводстве России главной?

а) рожь          б) ячмень             в) пшеница            г) овес                                                                                               

3. Отрасль животноводства, размещающаяся во всех ре­гионах страны:

а) оленеводство             б) молочное скотоводство

в) овцеводство               г) птицеводство

4. Основным звеном АПК является:

а) растениеводство                       в) сельское хозяйство

б) животноводство                       г) производство с/х техники

5. Мероприятия, целью которых является повышение качества почвы (плодородия), называются:

а) рекультивация            б) мелиорация

в) эрозия                          г) рентабельность

6.  Какая отрасль животноводства тяготеет к районам высокоразвитого зернового хозяйства, картофелеводства и пригородам крупных городов?

а) мясное скотоводство       б) оленеводство                                                       

в) свиноводство                    г) кролиководство

7. Отрасль пищевой промышленности, ориентирующая­ся на необработанное сырье:

а) кондитерская                                   в) хлебопекарная

б) чаеразвесочная                                г) сахарная

8. Какой фактор не актуален при размещении предпри­ятий легкой промышленности?

а) сырьевой

б) потребительский

в) электроэнергетический

г) трудовых ресурсов

9. Основной район по хлопчатобумажной отрасли:

а) Поволжье        б) Кавказ        в) Европейский Север      г) Центральная Россия

10. Установите соответствие:

1. тундра

2. лесная зона

3.лесостепи и степи

4. полупустыни

А.оленеводство

Б. рожь, ячмень, лен

В. пшеница, кукуруза, сахарная свекла

Г. овцеводство

 

 

 

 

Итоговый контроль по теме «АПК»

II вариант

1. В структуре сельскохозяйственных угодий России наи­меньшая доля приходится на:

а) пашню                                                   в) бахчу

б) пастбища                                               г) сенокосы

2.   Важнейшей зерновой культурой России является:

а) рожь                                                       в) пшеница

б) ячмень                                                   г) овес

3. В России практически везде, где живут люди, выращи­вают:

а) лен                                                         в) картофель

б) яровую пшеницу                                    г) сою

4.  Наиболее распространенная техническая культура:

а) подсолнечник     б) сахарная свекла                 в) лен-долгунец

5.  Отгонно-пастбищное животноводство в России

не ха­рактерно для:

а) коров                                                      в) оленей

б) лошадей                                                 г) овец

6. Ценная масличная культура соя произрастает в России и регионе:

а) Северный Кавказ                                    в) Поволжье

б) Дальний Восток                                     г) Урал

7. К отраслям, обеспечивающим развитие АПК (I звено), относятся:

а) производство сельскохозяйственной техники и растение­водство

б) производство гербицидов и животноводство

в) растениеводство и животноводство

г) производство сельскохозяйственной техники и удобрений

8.  Какая отрасль пищевой промышленности должна больше ориентироваться на потребителя:

а) хлебопекарная                              в) сахарная

б) консервная                                   г) маслодельная

9. На сырьевой фактор ориентирована:

а) чаеразвесочная промышленность

б)макаронная  промышленность   в) чайная промышленность

10. Распределите культуры:

1. зерновые

2. технические

3. бобовые

А. рис                        

Б. пшеница               

В. гречиха                 

Г. чечевица                

Д. лен

Г. кукуруза

 

Е. соя

Ж. рожь

З. просо

И. подсолнечник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Рефлексия

 - Вспомните тему и задачи урока. Как вы думаете, мы выполнили их?

Метод незаконченных предложений.  Добавьте предложения

1.       На уроке научились…..

2.       Самым трудным оказалось…..

3.       Самым интересным оказалось….

4.       Открыли в себе….

5.       Открыли в других….

В своих маршрутных листах посчитайте баллы и  поставьте оценки за урок каждому ученику. Листы сдайте учителю.

А закончить урок я хотела бы словами Ю. Черниченко: “наступило время мыслить, время умно хозяйствовать, время жить богаче”.

Ребята спасибо за урок!


 

Урок географии в 9 классе на тему «Обобщение по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс»

Урок географии в 9 классе на тему «Обобщение по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс»

АПК(отрасли, способствующие развитию с-х-ва; с/х-во; отрасли, способствующие заготовки, переработки и реализации с/х-ой продукции)

АПК(отрасли, способствующие развитию с-х-ва; с/х-во; отрасли, способствующие заготовки, переработки и реализации с/х-ой продукции)

Что является главным звеном АПК? (сельское хозяйство) - а что отличает с/х-во от других отраслей

Что является главным звеном АПК? (сельское хозяйство) - а что отличает с/х-во от других отраслей

Задание №4 - скажите, кто в настоящее время является большим поставщиком с/х-ой продукции на внутренний рынок

Задание №4 - скажите, кто в настоящее время является большим поставщиком с/х-ой продукции на внутренний рынок

Физминутка (аутомануальный комплекс) музыка релакс 1 мин

Физминутка (аутомануальный комплекс) музыка релакс 1 мин

В растениеводстве Брнской области важную роль играет отрасль картофелеводства

В растениеводстве Брнской области важную роль играет отрасль картофелеводства

Итоговый контроль по теме «АПК»

Итоговый контроль по теме «АПК»

Северный Кавказ в)

Северный Кавказ в)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.09.2024