Урок химии в 8-м классе "Реакции обмена"
Основная цель урока: Развитие знаний учащихся о химических реакциях при формировании представлений о реакции обмена.
Задачи урокаОбразовательная: ввести основное понятие-реакция обмена, сформировать понятие реакции нейтрализации, как частного случая реакции обмена. Продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакций обмена. Научить сравнивать конкретные уравнения реакций и узнавать тот или иной тип реакций. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами (правило Бертолле). Продолжить отработку навыков и умений в составлении формул веществ, схем химических реакций. Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои действия в процессе обучения, при проведении лабораторных опытов, соблюдение правил техники безопасности при работе с химическими веществами.
Развивающая: развивать химический язык, культуру речи, взаимоотношения. Способствовать развитию умений анализировать и обобщать, делать выводы в процессе беседы, демонстрации эксперимента, лабораторного опыта, развивать умения работать с таблицей растворимости, работать в парах, развивать умения применять имеющиеся знания в новой ситуации посредством составления уравнений.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.
2.1. Проверка домашнего задания: (3 ученика у доски)
Закончите уравнения реакций, укажите тип реакции.
А) Li + O2 → ? Б) HgO →? В) Zn + CuSO4 →
2.2. Фронтальный опрос:
Изучению какой темы мы посвятили последние несколько уроков?
Что такое химическая реакция?
По каким признакам можно судить, что происходит химическая реакция?
Назовите условия, необходимые для возникновения химических реакций.
Какие типы химических реакций вы знаете?
Какая реакция называется реакцией соединения? Разложения? Замещения?
Далее слушаем ответы учеников у доски.
Затем учитель предлагает определить типы химической реакции (на слайде записаны):
2Cu+O2=2CuO
Zn(OH)2=ZnO+H2O
Mg+H2SO4=MgSO4+H2
2NaOH+H2SO4=Na2 SO4+2H2O
Идет обсуждение.
Вопрос: Как вы думаете, к какому типу относится последняя химическая реакция?
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
Запись в тетрадь: Реакции обмена-это реакции, протекающие между двумя сложными веществами, в результате чего они обмениваются своими составными частями.
3.1. а) Демонстрация опыта (NaOH и HCl).
Какая химическая связь в NaOH?Какие частицы образуются в растворах гидроксида натрия и соляной кислоты? (В р-ре гидроксида натрия Na+ и OH- , а в растворе соляной кислоты H+ и Cl-).
Какие это ионы по составу? По заряду? (Na+, Cl- и H+ -простые, а ОН- -сложный; Na+ и H+ -катионы, а ОН- и Cl- -анионы).Запись уравнения реакцииNa+OH- + H+Cl- = Na+Cl- + H+OH-
(Н2О)
Вопрос классу:
1)Какая среда в растворе гидроксида натрия? (Ответ:щелочная).
2)Какая среда в растворе кислоты? (Ответ: кислотная).
3)Какая среда в воде? (Ответ: нейтральная).
щелочная +кислотная =нейтральная
среда среда среда
( ОН- + Н+ = Н2О )
А какое еще можно дать определение реакции обмена, если реакция протекает между веществами в растворе?
Вывод: Тип реакции-реакция обмена (обмен ионами).
Вид реакции-реакция нейтрализации.
3.2. б) Демонстрация реакции между нерастворимым основанием и кислотой:
гидроксидом меди (II) и соляной кислотой.
Мы рассмотрели реакцию растворимого основания с кислотой. А будет ли реакция протекать между нерастворимым основанием и кислотой? И будет ли она относится к реакции нейтрализации?
1) Получение нерастворимого основания Cu(OH)2
Запись уравнения реакции учеником:
СuSO4 + 2 NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2 ↓
2) Демонстрация реакции между нерастворимым основанием и кислотой: гидроксидом меди (II) и соляной кислотой.
На доске ученик записывает уравнение реакции Cu(OH)2+2HCl=CuCl2+2H2O
3.3. Назовите в каких классах соединений мы встречаем ионную связь? (ионная связь в солях и основаниях).
Вопрос: А будет ли протекать реакция, т.е. обмен ионами а) между солями?б) солью и кислотой?
Демонстрация: А) Na2SO4 и BaCl2 Б) Н2SO4 и BaCl2
Уравнения записывают ученики. Работают с таблицей растворимости.
Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + ↓BaSO4
Н2SO4 + BaCl2 = 2HCl + ↓BaSO4
3.4. Лабораторный опыт.
Инструктаж по ТБ
Ученики проводят реакцию между Na2CO3 и HNO3
Записывают уравнение реакции, работают с таблицей растворимости, рассуждают.
Подводится итог этой части урока. вывод: реакции обмена протекают между сложными веществами, т.е. между основаниями и кислотами, солями и щелочами, солями и кислотами, между солями.
Будет ли протекать реакция между оксидами металлов и кислотами?
Демонстрируется взаимодействие оксида меди(II) с раствором серной кислоты при нагревании.
CuO + Н2SO4 = CuSO4 + H2O
3.6. Условия течения реакций между растворами до конца.
Эта часть урока дается только на предмет возможности протекания реакций между растворами до конца.
Все ли реакции, протекающие в растворах между двумя сложными веществами, будут протекать до конца?Правило Бертолле (слайд). Газ, осадок, вода.
3.7. Демонстрация опыта: NaOH и KCl NaOH + KCl ≠ NaCl + KOH
4. Закрепление и применение полученных знаний.
Игра «Что лишнее?» (На слайдах).
1. 2Н2 + О2 = 2Н2О 3. NaOH + HCl = NaCl + H2O
СаО + СО2 = СаСО3 Zn(OH)2 = ZnO +H2O
СuО + Н2 = Cu + Н2О 2H2O = 2H2 + O2
2. MgCO3 = MgO + CO2 4. CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 CuSO4 +Zn = ZnSO4 + Cu
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 NaOH + HCl = NaCl + H2O
7. Домашнее задание: §32, № 3 (а), № 4(в,г,д), №6(задача).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.