Урок химии 8 класс по теме: «Реакции разложения»
Цель урока: Изучить механизм реакций разложения. Познакомиться с понятиями «катализатор», «фермент». Отработать навыки составлять уравнения химических реакций.
Задачи:
Ход урока.
I. Организационный момент. Организация учащихся на усвоение новых знаний, умений и навыков
II. Мотивационный момент Слайд 1.
На уроках биологии вы неоднократно обсуждали процессы дыхания, питания. Что происходит с кислородом в нашем организме? Как происходит распад белков, жиров и углеводов в организме? Что происходит с веществами дальше?
Наш организм представляет собой огромный химический завод. Для протекания химических реакций в каждой клеточке нашего организма необходим кислород. В результате сложных реакций окисления выделяется энергия, необходимая для поддержания постоянной температуры тела, для движения, для мышления, т.е. для жизни.
Да, действительно, без химических реакций невозможна жизнь. Различаются ли химические реакции друг от друга; могут ли некоторые реакции в чем-то быть схожими? Чтобы нам ориентироваться в огромном царстве химических реакций необходимо знать типы химических реакций.
Сегодня мы начнем знакомство с классификацией химических реакций по изменению числа исходных и конечных веществ. Разберем первый тип реакций – реакции разложения.
III. Актуализация опорных знаний
Но прежде чем перейти к новой теме, необходимо определить исходный уровень знаний о признаках и условиях течения химических реакций, проверить умения составлять уравнения химических реакций (УЭ-1).
IV. Изучение нового материала
Приступим к изучению реакций разложения. Переходим к следующему УЭ-2. В этом модуле мы будем разбирать механизм реакций. Поможет нам в этом компьютер. Вы должны внимательно слушать, смотреть и записать увиденное, после чего мы обсудим с вами вопросы этого модуля. Чтобы вам было легче отвечать на поставленные вопросы, мы будем заполнять таблицу на доске.
№ п/п |
Исходные вещества |
Условия реакции |
Признаки реакции |
Продукты реакции |
Уравнение реакции |
2. |
Сu2(OH)2CO3 |
Нагревание |
Выделение газа. Изменение цвета. |
CuO, H2O, CO2 |
Сu2(OH)2CO3 → 2CuO + H2O + CO2↑ |
Вопросы.
№ п/п |
Исходные вещества |
Условия реакции |
Признаки реакции |
Продукты реакции |
Уравнение реакции |
3. |
H2CO3 |
Нагревание |
Выделение газа. Изменение цвета индикатора. |
H2O, CO2 |
H2CO3 → H2O + CO2↑ |
Вопросы.
Учитель. Рассмотрите заполненную таблицу.
1. Что общего в этих химических реакциях?
2. Сформулируйте определение понятия «реакция разложения».
3. Запишите определение в тетрадь. (проверить у 1-2 учеников)
Цель следующего блока (УЭ-3) – это изучение понятий «скорость химической реакции», «катализатор», «фермент».
Химические реакции протекают с разными скоростями. Из известных на сегодняшний день реакций самая быстрая протекает в 1040 раз быстрее, чем самая медленная. Превращение графита в алмаз в недрах Земли - очень медленная реакция. А взрыв смеси кислорода с водородом происходит практически мгновенно.
Тема скорости химических реакций актуальна, так как вокруг нас постоянно происходят разные процессы и скорость их различна. Эти процессы важны и происходят во всех уголках природы, жизнедеятельности людей.
Так вот, химическая реакция проходит путь от исходных веществ до продуктов реакции. А время, за которое этот путь пройден, характеризует скорость химической реакции.
Для того чтобы разобраться с понятием «катализатор» обратимся к компьютеру и посмотрим видеоролик. Вы должны внимательно всё посмотреть, а затем ответить на вопросы.
Вопросы:
11. Как можно назвать реакцию, протекающую с участием фермента?
V. Закрепление изученного материала.
Вот и подошел к концу наш сегодняшний урок. Еще раз прочитайте цели, поставленные в начале урока. Попробуйте каждый для себя определить достигнуты ли они.
VI. Домашнее задание.§ 29; упр.4, стр. 155.
1. Из предложенных ниже уравнений химических реакций выберите те, которые относятся к реакциям разложения (за каждый правильный ответ 0,5 балла):
1 вариант: |
2 вариант: |
||||||||
а) 2HgO = 2Hg + O2 Из следующих схем выберите те, в которых речь идет о реакциях разложения (за каждый правильный ответ 1 балл):1 вариант: а) оксид кальция растворяется в воде с образованием гидроксида кальция; 2 вариант: а) серная кислота взаимодействует с гидроксидом бария с
образованием сульфата бария и воды; Соотнесите левые и правые части уравнений реакций. Расставьте коэффициенты (за каждый правильный ответ 2 балла):
Запишите уравнения реакций химических процессов (за каждый правильный ответ 2 балла): а) разложения аммиака на два простых вещества; б) разложения гидроксида алюминия на два оксида; в) разложения сернистой кислоты на два оксида.
|
a) MgCO3
= MgO + CO2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.