Урок химии 8 класс. Реакции разложения
Оценка 4.9

Урок химии 8 класс. Реакции разложения

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
химия
24.04.2020
Урок химии 8 класс. Реакции разложения
Изучить механизм реакций разложения. Познакомиться с понятиями «катализатор», «фермент». Отработать навыки составлять уравнения химических реакций.
реакции разложения.doc

Урок химии 8 класс по теме: «Реакции разложения»

Цель урока: Изучить механизм реакций разложения. Познакомиться с понятиями «катализатор», «фермент». Отработать навыки составлять уравнения химических реакций.

Задачи:

  1. Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, определять реакции замещения, делать выводы и обобщения.
  2. Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
  3. Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.

Ход урока.

I. Организационный момент.    Организация учащихся на усвоение новых знаний, умений и навыков

II. Мотивационный момент Слайд 1.

На уроках биологии вы неоднократно обсуждали процессы дыхания, питания. Что происходит с кислородом в нашем организме? Как происходит распад белков, жиров и углеводов в организме? Что происходит с веществами дальше?

 Наш организм представляет собой огромный химический завод. Для протекания химических реакций в каждой клеточке нашего организма необходим кислород. В результате сложных реакций окисления выделяется энергия, необходимая для поддержания постоянной температуры тела, для движения, для мышления, т.е. для жизни.

Да, действительно, без химических реакций невозможна жизнь. Различаются ли химические реакции друг от друга; могут ли некоторые реакции в чем-то быть схожими? Чтобы нам ориентироваться в огромном царстве химических реакций необходимо знать типы химических реакций.

Сегодня мы начнем знакомство с классификацией химических реакций по изменению числа исходных и конечных веществ. Разберем первый тип реакций – реакции разложения.

III. Актуализация опорных знаний

Но прежде чем перейти к новой теме, необходимо определить исходный уровень знаний о признаках и условиях течения химических реакций, проверить умения составлять уравнения химических реакций (УЭ-1).

IV. Изучение нового материала

Приступим к изучению реакций разложения. Переходим к следующему УЭ-2. В этом модуле мы будем разбирать механизм реакций. Поможет нам в этом  компьютер. Вы должны внимательно слушать, смотреть и  записать увиденное, после чего мы обсудим с вами  вопросы  этого модуля. Чтобы вам было легче отвечать на поставленные вопросы, мы будем заполнять таблицу на доске.

п/п

Исходные вещества

Условия реакции

Признаки

реакции

Продукты реакции

Уравнение реакции

2.

Сu2(OH)2CO3

Нагревание

Выделение газа. Изменение цвета.

CuO, H2O, CO2

Сu2(OH)2CO3 → 2CuO + H2O + CO2

Вопросы.

  1. Сколько веществ вступило в реакцию?
  2. Сколько веществ образовалось?
  3. Какие признаки химических реакций вы наблюдаете?
  4. При каких условиях осуществляются реакции.
  5. К каким реакциям «по признаку поглощения или выделения теплоты» относятся данная реакция?

п/п

Исходные вещества

Условия реакции

Признаки

реакции

Продукты реакции

Уравнение реакции

3.

H2CO3

Нагревание

Выделение газа. Изменение цвета индикатора.

H2O, CO2

H2CO3 → H2O + CO2

Вопросы.

  1. Сколько веществ вступило в реакцию?
  2. Сколько веществ образовалось?
  3. Какие признаки химических реакций вы наблюдаете?
  4. При каких условиях осуществляются реакции.
  5. К каким реакциям «по признаку поглощения или выделения теплоты» относятся данная реакция?

Учитель. Рассмотрите заполненную таблицу.

1.      Что общего в этих химических реакциях?

2.      Сформулируйте определение понятия «реакция разложения».

3.   Запишите определение в тетрадь.                    (проверить у 1-2 учеников)

Цель следующего блока (УЭ-3) – это изучение понятий «скорость химической реакции», «катализатор», «фермент».

Химические реакции протекают с разными скоростями. Из известных на сегодняшний день реакций самая быстрая протекает в 1040 раз быстрее, чем самая медленная. Превращение графита в алмаз в недрах Земли - очень медленная реакция. А взрыв смеси кислорода с водородом происходит практически мгновенно.

Тема скорости химических реакций актуальна, так как вокруг нас постоянно происходят разные процессы и скорость их различна. Эти процессы важны и происходят во всех уголках природы, жизнедеятельности людей.

Так вот, химическая реакция проходит путь от исходных   веществ до продуктов реакции. А время, за которое этот путь пройден, характеризует скорость химической реакции.

Для того чтобы разобраться с понятием «катализатор» обратимся к компьютеру и посмотрим видеоролик. Вы должны внимательно всё посмотреть, а затем ответить на вопросы.

Вопросы:

  1. Что вы наблюдали?
  2. С какой скоростью выделялся кислород в начале опыта?
  3. Что способствует быстрому выделению кислорода?
  4. Участвует ли оксид марганца (IV) в реакции?
  5. Сформулируйте определение понятия «катализатор».
  6. Что происходит с ранкой, если её обеззаразить перекисью водорода?
  7. Где вы впервые встретились с понятием «фермент»?
  8. Что такое фермент?
  9. Какова биологическая роль ферментов?
  10. Как можно назвать реакцию, протекающую с участием катализатора?

11.              Как можно назвать реакцию, протекающую с участием фермента?

V. Закрепление изученного материала.

Вот и подошел к концу наш сегодняшний урок. Еще раз прочитайте цели, поставленные  в начале урока. Попробуйте каждый для себя определить достигнуты ли они.

VI. Домашнее задание.§  29; упр.4, стр. 155.

1. Из предложенных ниже уравнений химических реакций выберите те, которые относятся к реакциям разложения (за каждый правильный ответ 0,5 балла):

1 вариант:

2 вариант:

а) 2HgO = 2Hg + O2
б) PbCl2 + Zn = Pb + ZnCl2
в) Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 + H2O
г) 2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 + O2
д) SO3 + H2O = H2SO4

Из следующих схем выберите те, в которых речь идет о реакциях разложения (за каждый правильный ответ 1 балл):1 вариант:

а) оксид кальция растворяется в воде с образованием гидроксида кальция;
б) хлорид бария взаимодействует с сульфатом натрия с образованием хлорида натрия и сульфата бария;
в) углерод восстанавливает медь из оксида меди (II), при этом образуется еще одно вещество – оксид углерода (II);
г) при нагревании гидроксид железа (II) разлагается и при этом образуется оксид железа (II)  и вода

2 вариант: а) серная кислота взаимодействует с гидроксидом бария с образованием сульфата бария и воды;
б) хлорид серебра разлагается на свету и при этом образуется серебро и хлор;
в) магний вытесняет из соляной кислоты водород, при этом образуется еще одно вещество – хлорид магния;
г) фосфор сгорает при взаимодействии с кислородом с образованием оксида фосфора (V).

Соотнесите левые и правые части уравнений реакций. Расставьте коэффициенты (за каждый правильный ответ  2 балла):

 

I. H2SiO3

А. NaNO2 + O2

II. NaNO3

Б. C + H2

III. NaHCO3

В. SiO2 + H2O

IV. C2H6

Г. Na2CO3 + CO2 + H2O

 

Запишите уравнения реакций химических процессов (за каждый правильный ответ 2 балла):

а) разложения аммиака на два простых вещества;

б) разложения гидроксида алюминия на два оксида;

в) разложения сернистой кислоты на два оксида.

 

 

a) MgCO3 = MgO + CO2
б) Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + Fe
в) H3PO4 + 3KOH = K3PO4 +3H2O
г) 2KClO3 = 2KCl + 3O2
д) 2Mg + O2 = 2MgO

 


Урок химии 8 класс по теме: «Реакции разложения»

Урок химии 8 класс по теме: «Реакции разложения»

Вопросы. Сколько веществ вступило в реакцию?

Вопросы. Сколько веществ вступило в реакцию?

II ), при этом образуется еще одно вещество – оксид углерода (

II ), при этом образуется еще одно вещество – оксид углерода (
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020