Урок химии 9 класс. Аммиак
Оценка 4.7

Урок химии 9 класс. Аммиак

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
химия
24.04.2020
Урок химии 9 класс. Аммиак
раскрыть сущность образования химической связи в молекуле аммиака и иона аммония; - рассмотреть особенности химических реакций, протекающие с аммиаком, способы получения аммиака. - объяснить физиологическое воздействие аммиака на организм человека, рассмотреть практическое использование аммиака; - продолжить развитие умений анализировать, выделять главное в изучаемом учебном материале, делать выводы.
аммиак.doc

Урок химии 9 класс по теме   «Аммиак и его свойства. Соли аммония»

Цель: изучить строение молекулы и свойства аммиака.

Задачи:

- раскрыть сущность образования химической связи в молекуле аммиака и иона аммония;

- рассмотреть особенности химических реакций, протекающие с аммиаком, способы получения аммиака.

- объяснить физиологическое воздействие аммиака на организм человека, рассмотреть практическое использование аммиака;

- продолжить развитие умений анализировать, выделять главное в изучаемом учебном материале, делать выводы.

Ход урока.

I.         Организационный момент.

II.      Сообщение темы урока.

- Вещество, о котором пойдет речь, имеет древнюю историю.

Демонстрация опыта.

В химическую колбу, в которой находится немного раствора аммиака приливаем HCIконц..

- Вас взволновало то, что вы сейчас увидели, как густой дым наполнил колбу и начал выливаться на стол?

А представьте, как были взволнованы алхимики, когда имели дело с этим веществом!

      Алхимики  всегда с изумлением и мистическим ужасом наблюдали образование белого дыма при смешении этих двух газов. Они считали, что в воздухе встречаются два «духа», сражение которых заканчивается пролитием их «крови» – образованием дыма и белого налета на окружающих предметах.

      Посредине ливийской пустыни стоял храм, посвященный богу

Амону Ра. В древности арабские алхимики получали из оазиса Амон, находившегося около храма, бесцветные кристаллы. Они звали вещество «нушадир», его растирали в ступках, нагревали – и всякий раз получался едкий газ. Сначала его именовали «аммониаком», а потом сократили название до «аммиак».

Аммиак NH3 – это самое важное из водородных соединений азота.  В чистом виде аммиак впервые был собран в конце XVIII в.  англичанином  Дж. Пристли.  Однако несмотря на то, что ученый смог описать свойства аммиака, ему не удалось определить состав соединения из-за несовершенства существовавших в то время экспериментальных методик. Заслуга в этом принадлежит К. Л. Бертолле. Он разложил аммиак действием электрической искры и получил точные данные о его количественном составе.[1]

Далее проводится беседа о распространении данного вещества в окружающем мире.

Вопросы для обсуждения:

  1. Содержится ли аммиак в атмосфере Земли?
  2. В результате, какого процесса аммиак поступает в атмосферу Земли?
  3. В составе атмосферы, каких планет содержится много аммиака?

В средние века этот газ называли  почему – то «щелочной воздух», а его раствор и поныне называется «нашатырный спирт». [3]

III.Объяснение нового материала.

  1. Физические свойства аммиака: NH3↑,  Ц , запах (резкий, удушливый), tкип.= -33,4 ◦С, tпл. = -77,8 ◦С,

ЯДОВИТ. [4]

  1. Строение молекулы аммиака.

Молекула аммиака NH3 имеет пирамидальное строение. Атом азота N находится в центре незавершенного тетраэдра с тремя атомами водорода Н в вершинах, а к четвертой вершине обращено электронное облако с парой  электронов,  не участвующих в образовании химических связей.

В подходящих условиях эта «неподеленная»  пара электронов может служить для присоединения катиона водорода в реакциях аммиака с кислотами, либо для взаимодействия с водой. [1]

 

Вот как это происходит.

Формируется учебная проблема.

Ребята приведите примеры веществ, имеющие основный характер.

- Почему аммиак в водном растворе проявляет основные свойства?

  (выслушиваются предположения детей)

    Аммиак очень хорошо растворим  в воде: 1 объем воды растворяет при комнатной температуре около 700 объемом аммиака. И этот процесс – не  простое  растворение.  Аммиак с водой объединяется в слабое основание гидрат  аммиака NH3H2O. Это происходит за счет того, что между атомом азота, обладающим неподеленной электронной парой, и атомами водорода молекулы воды возникает так называемая водородная связь. [2]  

Что такое водородная связь?

     Это дополнительная связь между полярными молекулами, содержащими атом водорода.  Если  партнеры по химической связи в значительной степени переместили электронное облако к себе, то водород превращается в практически «голый» протон. И этот протон способен сильно притягиваться к богатым электронами электроотрицательным «соседям». Такие партнеры водорода, которые почти полностью лишают его электронного окружения – это элементы кислород, фтор или азот.

     Вот почему химики говорят, что в воде, фтороводороде и аммиаке, а также в их водных растворах существует водородная связь.

Правда, водородная связь не очень прочна. Именно поэтому водные растворы аммиака всегда пахнут аммиаком: он постоянно выделяется из них в атмосферу. [1]

Вопрос  для обсуждения:

     Встречаем ли мы в быту водный раствор аммиака?

 (выслушиваются ответы детей)

    Водные растворы аммиака – вещь в хозяйстве очень нужная: с их помощью отмывают и отстирывают застарелую грязь, выводят жирные пятна на стекле и фарфоре, приводят в порядок золотые и серебряные ювелирные изделия, а иногда добавляют в жидкость для мытья оконных стекол.

     Нашатырный спирт, который продается в аптеках, - это 5-10%-ный раствор аммиака в воде. В технике используется и более крепкий раствор аммиака (его максимальная концентрация составляет 25%). Такой раствор называется аммиачной водой.

    Вопрос для обсуждения:

В чем заключается физиологическое действие аммиака?

По физиологическому действию на организм относится к группе веществ удушающего и нейротропного действия, способных при ингаляционном поражении вызвать токсический отёк лёгких и тяжёлое поражение нервной системы.

Пары аммиака сильно раздражают слизистые оболочки глаз и органов дыхания, а также кожные покровы. Это человек и воспринимает как резкий запах. Пары аммиака вызывают обильное слезотечение, боль в глазах, химический ожог конъюнктивы и роговицы, потерю зрения, приступы кашля, покраснение и зуд кожи. При соприкосновении сжиженного аммиака и его растворов с кожей возникает жжение, возможен химический ожог с пузырями, изъязвлениями. Кроме того, сжиженный аммиак при испарении поглощает тепло, и при соприкосновении с кожей возникает обморожение различной степени. Запах аммиака ощущается при концентрации 37 мг/м³.

В медицине 10 % раствор аммиака, чаще называемый нашатырным спиртом, применяется при обморочных состояниях (для возбуждения дыхания), для стимуляции рвоты, а также наружно — при укусах насекомых, для обработки рук хирурга.  При неправильном применении может вызвать ожоги пищевода и желудка (в случае приёма неразведённого раствора), рефлекторную остановку дыхания (при вдыхании в высокой концентрации).

Применяют  для возбуждения дыхания и выведения больного из обморочного состояния осторожно подносят небольшой кусок марли или ваты, смоченный нашатырным спиртом, к носу больного (на 0,5-1 с).

Физиологическое действие нашатырного спирта обусловлено резким запахом аммиака, который раздражает специфические рецепторы слизистой оболочки носа и способствует возбуждению дыхательного и сосудодвигательного центров мозга, вызывая учащение дыхания и повышение артериального давления. При укусах насекомых — в виде примочек. В хирургической практике разводят в тёплой кипяченой воде и моют руки.

Гидрат аммиака  NH3H2O в водном растворе, как и полагается  слабому основанию, частично диссоциирует с образованием катионов аммония и гидроксид – ионов:

 NH3 + H2ONH3H2ONH4+ + OH-

В результате среда становится щелочной. Это будет заметно по малиновой окраски индикатора фенолфталеина в растворе нашатырного спирта.

Демонстрация опыта.

Добавить фенолфталеин в раствор нашатырного спирта.

А теперь попробуйте объяснить, почему в средние века этот газ называли   «щелочной воздух», а его раствор и поныне называется «нашатырный спирт»?

Кроме гидроксид – иона, в реакции диссоциации, которую мы записали, появляется кое-что совсем новое – сложный катион. Это катион аммония NH4+.

Катион аммония NH4+ - частица совершенно симметричная и имеет форму тетраэдра, в центре которого расположен атом азота, а по вершинам четыре атома водорода.

                                             H   +

       N••           +  H →         N          [NH4]  

H    H     H                     H    H    H

                                          ИОН  АММОНИЯ

В ходе нашего эксперимента вначале урока мы видели, как появляется «белый дым», который выливался из колбы. Это мельчайшие  кристаллики соли NH4CI – хлорида аммония.

Это протекает реакция:  NH3   +  НCI   →   NH4CI , или в ином виде

NH3  +  Н+  =  NH4+ 

Ничего удивительного, что в результате такого взаимодействия получается новый сложный катион. У молекулы аммиака, как уже было сказано, есть неподеленная пара электронов. А у катиона водорода нет вовсе, зато есть пустая атомная орбиталь, которая ждет не дождется дорогих гостей – чужую пару электронов. Поскольку катион водорода – частица с положительным зарядом, электроны притягивают ее очень крепко. Такой способ образования химической связи, когда один атом предоставляет электронную пару, а второй свободную орбиталь, химики назвали донорно-акцепторным механизмом. Здесь атом  азота молекулы аммиака выступает в роли донора, отдающего свои электроны, а катион водорода – в роли акцептора. Его дело предоставить электронам азота удобную «квартиру» - атомную орбиталь. [1]

Вывод:

- атом азота образует с атомами водорода три ковалентных полярные связи (т. к. Э. О. азота больше, чем у водорода) за счет своих трех неспаренных электронов.

-  неподеленная электронная пара атома азота способна участвовать в образовании четвертой ковалентной связи по донорно – акцепторному с атомами, имеющими вакантную орбиталь.

  1. Формируем химические свойства аммиака.  Предлагаем учащимся предположить, какие химические свойства характерны для аммиака, и теоретически их обосновать.

(Возникает учебная проблема: какие химические свойства окислительные или восстановительные – проявляет аммиак в химических реакциях?)

В химическом отношении аммиак довольно активен; он вступает во взаимодействие со многими веществами. В аммиаке азот имеет самую низку степень окисления (-3). Поэтому аммиак обладает только восстановительными свойствами.

 С кислотами  соли

 С  водой                                                     основание

 

 

      Добрый старый аммиак,

      Он богач, и он добряк,

      Богат неподеленными своими электронами,

      Но только, вот беда, ему

      В растворе скучно одному.

      Он погулять готов всегда:

      Там кислота, а тут вода…

          Потом, обобранный до нитки,

      Он плачет: «Где мои пожитки?

      Какое это беззаконие:

      Стал катионом я аммония!».

Составляются уравнения реакций по схемам

    NH3 + H3PO4 → …

    NH3 + H2SO4 → …

    NH3 + H2O →  …

Все аммонийные соли при нагревании разлагаются либо с выделением аммиака, либо с выделением продуктов его окисления (если кислота – окислитель). Например:

(NH4)2CO3 → 2NH3 + CO2 + H2O

(NH4)2SO4 → NH3 + NH4H SO4

NH4CI → NH3 +HCI

NH4NO3 → N2O + 2H2O

NH4NO2 → N2 + 2H2O [6]

1.     Аммиак                                                   азот + водород            t◦

2NH3   ↔   N2 +  3H2

                                            (без kat)     азот + вода

 


2.     Аммиак   +  кислород 

 

                                              (kat)      оксид азота (II) + вода

 

Если пропускать ток NH3 по трубке вставленной в другую широкую трубку, по которой проходит кислород, то аммиак можно легко зажечь; он горит бледным зеленоватым пламенем. При горении аммиака образуется вода и свободный азот.   

           4NH3 +3O2 → 2N2 + 6H2O

          При  других условиях (kat - Pt) аммиак может окисляться до оксида азота (II) NO.

3.     При замещении в молекулах аммиака только одного атома водорода металлами образуются амиды металлов. Так, пропуская аммиак над расплавленным натрием, можно получить амид натрия NaNH2 в виде бесцветных кристаллов:

2NH3 + 2Na → 2 NaNH2 + H2

4.     Аммиак – сильный восстановитель. При нагревании он восстанавливает тяжелые металлы из их оксидов, а сам окисляется до свободного азота:

3CuO + 2NH3 → 3Cu + N2  + 3H2O [2]

IV. Получение аммиака.

а) Демонстрация опыта. Получение аммиака взаимодействием хлорида аммония с гидроксидом кальция.

В фарфоровой ступке тщательно перемешайте 5 мас. ч. хлорида аммония и 8 мас. ч. гидроксида кальция. Поставьте рядом три стакана: в один насыпьте хлорид аммония, во второй – смесь хлорида аммония с гидроксидом кальция, в третий гидроксид кальция. В стаканы на стеклянных палочках повесьте смоченные раствором фенолфталеина полоски фильтровальной бумаги.

Обратите внимание! В первом и третьем стакане полоски остаются без изменения, а во втором полоска остается розовой от выделяющегося аммиака.

В лаборатории аммиак обычно получают, нагревая хлорид аммония NH4CI с гашеной известью Са(ОН)2. Реакция выражается уравнением

2 NH4CI + Ca(OH)2 → CaCI2 + 2H2O + 2 NH3

    Поскольку этот газ легче воздуха (масса 1 л аммиака при нормальных условиях равна 0,77 г), то его можно собрать в перевернутые вверх дном сосуды.

Эта реакция подтверждает, что нельзя одновременно известковать почву и вносить азотные удобрения, так как азот удобрения улетучиваются в виде аммиака.  [7]

б) Основным промышленным способом получения аммиака является его синтез из азота и водорода. Реакция экзотермическая, обратимая и протекает в присутствии катализатора:

               kat, t, P

N2 + 3H2       ↔       2NH3  + 46 кДж/моль

V.    Закрепление.

     Предлагается выполнить тестовое задание.

1-3.           Степень окисления азота

1.      Увеличивается   2. Уменьшается  3. Одинакова

в наборе соединений

а)   NH3, Na3N, NH4CI    б)   NH3, NO, HNO3

в)   KNO2, N2O, NaNO3     г)   N2O3, N2, Mg3N2

4-7.    В веществе

1.      NH3    2. NH3H2O  3. NH4Br   4. N2

присутствуют химические связи

а) ионные    б) водородные   в) ковалентные полярные  г) ковалентные неполярные

8.       В лаборатории аммиак получают при нагревании (выберите два правильных ответа)

           а) NH4CI           б) NH3H2Oконц.               в) N2  и  H2 (катализатор)

           г) (NH4)2SO4  и  Ca(OH)2

9.        Аммиак реагирует (по отдельности) с набором веществ

           а) NH4CI, H2SO4           б) HNO3, Fe(OH)2           в) HCI, Mg(OH)2           г) Н2О, Н2SO4

10.      Из 7,3 г хлороводорода и 7,3 аммиака получился продукт массой (в граммах), равной

          а) 23          б) 16,8          в) 14,6          г) 10,7

11.     Гидрат аммиака диссоциирует в растворе с образованием ионов

          а) N3-                        б) Н+                    в) ОН-                    г) NH4+

              12.    При образовании связи между молекулой аммиака  и катионом водорода атомы азота и водорода по отношению к электронной паре являются

                       а) азот – донором                       б) водород – акцептором

                       в) азот – акцептором                       г) водород – донором

              13.    Геометрическая форма катиона аммония – это

                       а) треугольник                       б) квадрат                       в) тетраэдр                       г) октаэдр

              14.    Соль аммония можно получить взаимодействием

                       а) NH3  и   H2O                       б) NH3   и  HBr

                       в) NH3   и  Na                       г) NH3H2O [5]

                Закрепить знания о свойствах солей аммония. I. Выполните один из вариантов.

Вариант I

Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций, происходящих между веществами, формулы которых приведены ниже:

a) NH4C1 и AgNO3;          б) (NH4)2CO3 и НС1

Вариант II

Допишите уравнения реакций в полной и сокращенной ионных формах:

а)  (NH4)2SO4 + ? ®NH4C1 + BaSO4|;

б)  (NH4)2S + H2SO4 ( конц) ®? + ?

Вариант III

Напишите полные и сокращенные  ионные уравнения реакций, происходящих между следующими парами веществ:  а), соль аммония и другая соль;б)      соль аммония и щелочь;

в)  соль аммония и кислота.

  В завершении урока необходимо остановиться на применении аммиака  и  его солей в народном хозяйстве.  Можно предложить учащимся самостоятельное домашнее задание и составить схему или таблицу. Задание должно обязательно включать установление причинно – следственной зависимости «свойства вещества – применение вещества». В ходе проверки результатов работы появится возможность расширить и обобщить полученные школьниками знания.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Урок химии 9 класс по теме «Аммиак и его свойства

Урок химии 9 класс по теме «Аммиак и его свойства

Вот как это происходит. Формируется учебная проблема

Вот как это происходит. Формируется учебная проблема

Физиологическое действие нашатырного спирта обусловлено резким запахом аммиака, который раздражает специфические рецепторы слизистой оболочки носа и способствует возбуждению дыхательного и сосудодвигательного центров мозга, вызывая учащение…

Физиологическое действие нашатырного спирта обусловлено резким запахом аммиака, который раздражает специфические рецепторы слизистой оболочки носа и способствует возбуждению дыхательного и сосудодвигательного центров мозга, вызывая учащение…

В растворе скучно одному.

В растворе скучно одному.

Основным промышленным способом получения аммиака является его синтез из азота и водорода

Основным промышленным способом получения аммиака является его синтез из азота и водорода

Урок химии 9 класс. Аммиак

Урок химии 9 класс. Аммиак
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020