9 класс урок химии. Тема. Фосфор и его соединения
Цель: Повторить строение атома, аллотропию на примере фосфора и сравнительную
характеристику красного и белого фосфора. Изучить кислородные соединения
фосфора (V): оксид фосфора (V) , ортофосфорную кислоту и ее соли.
Ход урока
1) Организационный момент: Давайте вспомним, как называется пролив, соединяющий
Черное и Мраморное море, и который служит границей между Европой и
Азией. Заменив в его названии первую букву на другую получим название
химического элемента. (Босфор-фосфор)
2) Аллотропные видоизменения фосфора:Красный и белый фосфор. Сравнить их свойства ( работа с учебником 9 класса 0.С. Габриеляна § 27 стр.122)
3) Упр.7 стр.125 «(фрагмент произведения к. Дойля «Собака Баскервилей» , прочитайте, найдите в данном художественном произведении химическую ошибку.
Подтверждение прочитанного опытом по превращению красного фосфора в белый и самовоспламенение белого фосфора.
Демонстрационный опыт по превращению красного фосфора в белый (проводить в вытяжном шкафу только учителем !Ядовито!):
В стеклянную узкую трубку помещаем красный фосфор поближе к середине
трубки и аккуратно нагреваем в пламени спиртовки. Наблюдаем по обе стороны образование белого воскообразного налета-белого фосфора. Совершаем колебательные движения трубкой в направлении отверстий, происходит самовоспламенение белого фосфора при соприкосновении с воздухом у правого и левого отверстия стеклянной трубки.
4) Дайте характеристику химического элемента фосфора по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева
5) Охарактеризуйте строение атома фосфора, укажите характерные степени окисления фосфора.
6) Укажите химические формулы оксида, гидроксида фосфора , составьте формулу летучего водородного соединения .
7) Составьте в ходе урока генетический ряд фосфора:
РН3←Мg3Р2←Р→Р2О5→Н3РО4 →Са(Н2РО4)2
│→Са НРО4
│→Са3 (РО4)2
8) РН3- ядовитый газ с чесночным запахом, легко воспламеняется на воздухе , образуется при разложении органических останков животного происхождения. Во влажную погоду в ночное время на болотах и кладбищах можно наблюдать «блуждающие огни». Явление это порождает множество суеверий.
9) Как можно одним словом выразить свойства фосфора (неметалл)
10) Какой характер будет иметь высший оксид и гидроксид фосфора (ответы подтвердить опытами), записать уравнения соответствующих реакций.
11) Изучите самостоятельно (по учебнику) физические свойства оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты. (§ 27, стр 123).
13)Дайте характеристику фосфорной кислоты по составу и как электролита.
14)Сколько видов солей она образует? Составить их формулы, дать им названия.
15)Какие это соли по составу.
16) Сравните свойства кислых и средних солей (растворимость сверху вниз падает)
17) Фосфор в природе:
· В земной коре только в виде фосфоритов и апатитов-о,12%
· В растениях, во всех частях. Растения не только накапливают, но и снабжают фосфором животных.
· В организме взрослого человека 1% (посчитайте, сколько фосфора в организме каждого из вас. 2/3 –в костной ткани, 0,25% -в мышечной ткани; 0,4% в нервной)
18) качественная реакция на РО43-
РО43-+ 3Аg+= Аg3 РО4↓ желтый осадок
Демонстрация: взаимодействие солей фосфорной кислоты с нитратом серебра.
19) На основании всего изученного сформулируйте тему нашего урока
Домашнее задание: § 28: осуществите превращения, полученного генетического ряда.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.