Урок химии 9 класс по теме: « Галогены. Соединения галогенов»
Цели урока:1.образовательные:Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов. Изучить качественные реакции на галогенид-ионы. Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов.2.развивающие: расширение кругозора и развитие интереса к предмету через информационно – коммуникативные и проектные технологии развитие критического мышления, способности к рефлексии; обеспечение системности учения; умения анализировать. развитие коммуникативных навыков, навыков самостоятельного химического
эксперимента с соблюдением правил по ТБ.
Задачи:1. Обобщить и закрепить знания учащихся о галогенах, изучить свойства соединений галогенов, способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком; переходу от формального – логического восприятия материала данной темы к образно-логическому мышлению с использованием разноуровневых, посильных и нестандартных задач.
2. Развить навыки наблюдения, выявления ошибок, решения задач, умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы; учить размышлять, делать предположения, прогнозировать.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Опыт и наблюдение- таковы величайшие источники мудрости, доступ к которым открыт для каждого человека. (Чаннинг.)
I. Организационный момент 1 мин
Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.
II. Актуализация знаний. 5 мин
Цель этапа: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса. Формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.
· Какие элементы называются галогенами?
· Охарактеризуйте положение галогенов в Периодической системе Д.И.Менделеева.
· Каково строение атомов галогенов?
· Какой из галогенов является самым электроотрицательным?
· Как изменяются окислительные свойства галогенов с увеличеним порядкового номера?
· Охарактеризуйте химические свойства галогенов.
III. Тема нашего урока - «Соединения галогенов». Открыли тетради, записываем тему урока
Цель нашего урока: Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов. Изучить качественные реакции на галогенид-ионы. Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов.
План нашего урока:
1. Физические свойства ,
2. История открытия галогенов,
3. Соединения галогенов,
4. Галогены в природе.
5. Получение галогенов.
1.Физические свойства
Галогеноводороды, – Это едкие газы с резким запахом, хорошо раствормые в воде: (HF, HCl, HBr,HI)
Получение хлороводорода: NaСl(тв) + Н2SО4(конц) = НСl↑ + КНSО4
Галогеноводородные кислоты образуются при растворении галогеноводородов в воде.
· Фтороводородная кислота ( плавиковая) HF.
· Хлороводородная кислота (соляная) HCl
· Бромоводородная кислота HBr.
· Йодоводородная кислота HI.
Оксокислоты:
· Хлорная – НСlO4 Сl2O7
· Хлорноватая – НСlO3 Сl2O5
· Хлористая – НСlO2 Сl2O3
· Хлорноватистая- НСlO Сl2O.
Задание: Определите степени окисления хлора в оксокислотах и оксидах.
Соли: Фториды. Хлориды, Йодиды. Бромиды.
Опыт: Качественная реакция на галогенид – ионы:
AgNO3 + KCl = KNO3 + AgCl (Выпадение белого творожистого осадка)
2.История открытия галогенов:
Хлор |
1774 г. |
“Хлорос” - желто-зеленый, открыл Шееле |
Иод |
1811 г. |
“Иодэс” - фиолетовый, открыл Куртуа. Любимый кот ученого прыгнул на бутылки, содержащие золу морских водорослей в спиртовом растворе и концентрированную серную кислоту. Бутылки разбились, жидкости смешались, с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, который и оказался иодом. |
Бром |
1826 г. |
“Бромос” - зловонный, открыл Балар. Получен при исследовании жидкости из растворенной в воде золы морских водорослей (при пропускании через нее хлора). |
Фтор |
1866 г. |
“Фторос” - разрушающий. Анри Муассан был удостоен Нобелевской премии за открытие фтора. Однако, когда Муассан докладывал Парижской академии наук о своем открытии, один глаз его был закрыт черной повязкой. В истории фтора немало трагических страниц. |
3.Соединения галогенов:
Озоновый слой защищает все живое на Земле от жесткого ультрафиолетового излучения. Каждый потерянный процент озона в масштабах планеты вызывает у людей до 150тысяч дополнительных случаев слепоты из-за катаракты, на 2,6 % увеличивает число раковых заболеваний кожи. Установлено, что жесткий ультрафиолетовый свет подавляет иммунную систему организма.
С начала1970-х гг. хлорфторуглеводороды (ХФУ), используемые как аэрозольные распылители и охлаждающие вещества (хладагенты), стали широко распространяться в тропосфере, например CFCI3 (фреон 11) и CF2CI2 (фреон 12).
Фреон 12 – применяется в растворителях дезодорантах и спреях для волос.
Это все привело к принятию более серьезных мер. Результатом симпозиума программы ООН, по окружающей среде в 1987г., в Монреале стало подписание 31 страной Монреальского договора, по которому развитые страны согласились сократить к 2000 г. производство ХФУ на 50%. Вслед за этим соглашением на встречах в Хельсинки (1989) и Копенгагине (1992) условие Монреальского договора стали более строгими, что привело к соглашению полностью запретить производство ХФУ в развитых странах к 1996). На высоте 15 – 25 км над землей находится озоновый слой атмосферы (его условная толщина при н.у. 3мм), защищающий живые объекты от жесткого ультрафиолетового излучения. Озоновый слой разрушают атомы хлора:
CI + O3 = CIO + O2
Один атом хлора уничтожает 100000 молекул O3 и может существовать до 300 лет.
Галогены и их соединения используются в науке и технике для приготовления различных материалов.
Фтор применяют для синтеза фтороуглеродов - фреонов (они используются как хладоагенты и для распыления аэрозолей - красок, лаков и т.д.), химически стойких материалов - тефлонов (-CF2-CF2-). Фториды металлов находят применение при изготовлении оптических элементов - призм, фильтров, волоконных проводов для оптоэлектронной связи.
Хлор используют при получении хлоридов металлов и неметаллов (например, AlCl3 , FeCl3,, PCl3 и т.д.), соляной кислоты, различных хлорорганических соединений: растворителей - тетрахлорметана CCl4, трихлорэтилена CHCl-CCl2, антисептиков и инсектицидов - ДДТ (дихлородифенилтрихлорэтана), лекарственных препаратов (хлоральгидрата - снотворного, гексахлорафена - бактерицидного вещества), отбеливателей.
Бром и иод применяют в фотографии (галогениды серебра, свинца), при получении присадок к бензину (С2H4Br2), ингибиторов воспламенения, в галогенных лампах.
4 -5.Галогены в природе. Получение галогенов. ( Модуль «Природные соединения галогенов» )
Фторвстречается в природе в виде фторидов, например, флюорита CaF2. Фтор получают электролизом расплавов фторидов щелочных металлов. В лабораторных условиях фтор можно получить термолизом высших фторидов некоторых металлов, например,
2CeF4 = 2CeF3 + F2 .
Хлор встречается в природе, в основном, в виде хлоридов. Например, известны мощные залежи галита (NaCl), образовавшиеся при испарении соленых морей и озер. Основным методом получения хлора из галита является электролиз концентрированного раствора NaCl с диафрагмой, разделяющей катодное и анодное пространства:
2NaCl + 2H2O
В лабораторных условиях хлор получают взаимодействием концентрированной HCl с такими окислителями, как КMnO4 , а также MnO2, K2Cr2O7 и т.д.
16HCl + 2KMnO4 = Cl2 +2KCl +2MnCl2 + 8H2O.
Бром, содержащийся в морской воде и буровых водах в виде бромидов, извлекают путем обработки реакционной смеси хлором при рН=3.5, чтобы избежать образования солей оксокислот брома.
Аналогичным образом из буровых вод и золы, образующейся при сгорании морских водорослей, выделяют иод.
В лаборатории бром и иод получают взаимодействием галогенидов с окислителем (MnO2) в кислой среде, например:
MnO2 + 2H2SO4 + 2KI = I2 + MnSO4 + 2H2O + K2SO4..
Образующийся иод экстрагируют или отделяют перегонкой с водяным паром.
IV. Закрепление: Тест. Задания выполняются на листе индивидуальной работы \ тестовая проверка знаний по теме “галогены” с использованием компьютера
V. Домашнее задание. &19,
Тест по теме: Галогены
1) Что общего в строении атомов галогенов: |
1) радиус атома 2)заряд ядра 3)число электронов на внешнем слое |
2) Как изменяется электроотрицательность в группе: F-Cl-Br-I |
1) Уменьшается, 2)Увеличивается, 3)не изменяется. |
3) Галогены являются: |
1) окислителями 2)восстановителями 3)переходными элементами |
4) Какими из попарно взятых веществ можно воспользоваться для получения хлороводорода: |
1) NaCl (ТВ) и H2SO4 (р-р) 2) NaCl (р-р) и H2SO4 (р-р) 3) NaCl (ТВ) и H2SO4 (конц) |
5) Формула хлорноватистой кислоты: |
1) HClO 2) HClO2 3) HClO3
|
6) Степень окисления хлора в хлорной кислоте: |
1 ) + 5, 2) +6, 3) +7
|
7)
Различить галогеноводородные кислоты и их соли
|
1) КСl, 2)АgNO3 , 3) ВаSO4
|
8) Назовите жидкий галоген: |
1) Хлор, 2) Йод, 3) Бром |
9) Хлор может вступать в реакцию с: |
1) Н2О, 2) N2 3)O2 |
Таблица ответов
Номер вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Вариант ответа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.