Урок химии 9 класс. Галогены. Соединения галогенов
Оценка 4.6

Урок химии 9 класс. Галогены. Соединения галогенов

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
24.04.2020
Урок химии 9 класс. Галогены. Соединения галогенов
Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов. Изучить качественные реакции на галогенид-ионы. Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов.
соединения галогенов.doc

Урок  химии  9  класс по теме: « Галогены. Соединения галогенов»

Цели урока:1.образовательные:Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов. Изучить качественные реакции на галогенид-ионы. Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов.2.развивающие: расширение кругозора  и развитие интереса  к предмету через информационно – коммуникативные  и проектные технологии      развитие критического мышления, способности к рефлексии;       обеспечение системности учения; умения анализировать.      развитие коммуникативных навыков, навыков  самостоятельного химического

      эксперимента с соблюдением правил по ТБ.

Задачи:1. Обобщить и закрепить знания учащихся о галогенах, изучить свойства соединений галогенов,  способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком; переходу от формального – логического восприятия материала данной темы к образно-логическому мышлению с использованием разноуровневых, посильных и нестандартных задач.

2. Развить навыки наблюдения, выявления ошибок, решения задач, умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы; учить размышлять, делать предположения, прогнозировать.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

 Опыт и наблюдение- таковы величайшие источники мудрости, доступ к которым открыт для каждого человека.                                                            (Чаннинг.)

I.                 Организационный момент 1 мин

Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.

II.              Актуализация знаний.  5 мин

Цель этапа: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.   Формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.                                                                                                                 

·        Какие элементы называются галогенами?

·        Охарактеризуйте положение галогенов в Периодической системе Д.И.Менделеева.

·        Каково строение атомов галогенов?

·        Какой из галогенов является самым электроотрицательным?

·        Как изменяются окислительные свойства галогенов с увеличеним порядкового номера?

·        Охарактеризуйте химические свойства галогенов.

 

 III. Тема нашего урока -  «Соединения галогенов». Открыли тетради, записываем тему урока

Цель нашего урока: Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов. Изучить качественные реакции на галогенид-ионы. Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов.

План нашего урока:

1.      Физические свойства ,

2.      История открытия галогенов,

3.      Соединения галогенов,

4.      Галогены в природе.

5.      Получение галогенов.

1.Физические свойства

Галогеноводороды, – Это едкие газы с резким запахом, хорошо раствормые в воде:          (HF, HCl, HBr,HI)

Получение хлороводорода: NaСl(тв) + Н24(конц) = НСl↑ + КНSО4

Галогеноводородные кислоты образуются при растворении галогеноводородов в воде.

·        Фтороводородная   кислота ( плавиковая) HF.

·        Хлороводородная кислота (соляная) HCl

·        Бромоводородная кислота HBr. 

·        Йодоводородная кислота HI.

Оксокислоты:

·        Хлорная –        НСlO4                   Сl2O7

·        Хлорноватая – НСlO3                   Сl2O5

·        Хлористая –      НСlO2                  Сl2O3

·        Хлорноватистая- НСlO                 Сl2O.

Задание: Определите степени окисления хлора в оксокислотах и оксидах.

Соли: Фториды. Хлориды, Йодиды. Бромиды.

Опыт: Качественная реакция на галогенид – ионы:

 AgNO3 + KCl = KNO3 + AgCl (Выпадение белого творожистого осадка)

2.История открытия галогенов:

Хлор

1774 г.

“Хлорос” - желто-зеленый, открыл Шееле

Иод

1811 г.

“Иодэс” - фиолетовый, открыл Куртуа. Любимый кот ученого прыгнул на бутылки, содержащие золу морских водорослей в спиртовом растворе и концентрированную серную кислоту. Бутылки разбились, жидкости смешались, с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, который и оказался иодом.

Бром

1826 г.

“Бромос” - зловонный, открыл Балар. Получен при исследовании жидкости из растворенной в воде золы морских водорослей (при пропускании через нее хлора).

Фтор

1866 г.

“Фторос” - разрушающий. Анри Муассан был удостоен Нобелевской премии за открытие фтора. Однако, когда Муассан докладывал Парижской академии наук о своем открытии, один глаз его был закрыт черной повязкой. В истории фтора немало трагических страниц.

3.Соединения галогенов

Озоновый слой защищает все живое на Земле от жесткого ультрафиолетового излучения. Каждый потерянный процент озона в масштабах планеты вызывает у людей до 150тысяч дополнительных случаев слепоты из-за катаракты, на 2,6 % увеличивает число раковых заболеваний кожи. Установлено, что жесткий ультрафиолетовый свет подавляет иммунную систему организма.

С начала1970-х гг. хлорфторуглеводороды (ХФУ), используемые как аэрозольные распылители и охлаждающие вещества (хладагенты), стали широко распространяться в тропосфере, например CFCI3 (фреон 11) и CF2CI2 (фреон 12).

Фреон 12 – применяется в растворителях дезодорантах и спреях для волос.

Это все привело к принятию более серьезных мер. Результатом симпозиума программы ООН, по окружающей среде в 1987г., в Монреале стало подписание 31 страной Монреальского договора, по которому развитые страны согласились сократить к 2000 г. производство ХФУ на 50%. Вслед за этим соглашением на встречах в Хельсинки (1989) и Копенгагине (1992) условие Монреальского договора стали более строгими, что привело к соглашению полностью запретить производство ХФУ в развитых странах к 1996). На высоте 15 – 25 км над землей находится озоновый слой атмосферы (его условная толщина при н.у. 3мм), защищающий живые объекты от жесткого ультрафиолетового излучения. Озоновый слой разрушают атомы хлора:

CI + O3 = CIO + O2

Один атом хлора уничтожает 100000 молекул O3 и может существовать до 300 лет.

Галогены и их соединения используются в науке и технике для приготовления различных материалов.

    Фтор применяют для синтеза фтороуглеродов - фреонов (они используются как хладоагенты и для распыления аэрозолей - красок, лаков и т.д.), химически стойких материалов - тефлонов (-CF2-CF2-).                      Фториды металлов находят применение при изготовлении оптических элементов - призм, фильтров, волоконных проводов для оптоэлектронной связи.

     Хлор используют при получении хлоридов металлов и неметаллов (например, AlCl3 , FeCl3,, PCl3 и т.д.), соляной кислоты, различных хлорорганических соединений: растворителей - тетрахлорметана CCl4, трихлорэтилена CHCl-CCl2, антисептиков и инсектицидов - ДДТ (дихлородифенилтрихлорэтана), лекарственных препаратов (хлоральгидрата - снотворного, гексахлорафена - бактерицидного вещества), отбеливателей.

     Бром и иод применяют в фотографии (галогениды серебра, свинца), при получении присадок к бензину (С2H4Br2), ингибиторов воспламенения, в галогенных лампах.

4 -5.Галогены в природе. Получение галогенов. ( Модуль «Природные соединения галогенов» )

Фторвстречается в природе в виде фторидов, например, флюорита CaF2. Фтор получают электролизом расплавов фторидов щелочных металлов.         В лабораторных условиях фтор можно получить термолизом высших фторидов некоторых металлов, например,

2CeF4 = 2CeF3 + F2 .

Хлор встречается в природе, в основном, в виде хлоридов. Например, известны мощные залежи галита (NaCl), образовавшиеся при испарении соленых морей и озер. Основным методом получения хлора из галита является электролиз концентрированного раствора NaCl с диафрагмой, разделяющей катодное и анодное пространства:

2NaCl + 2H2O

В лабораторных условиях хлор получают взаимодействием концентрированной HCl с такими окислителями, как КMnO4 , а также MnO2, K2Cr2O7 и т.д.

16HCl + 2KMnO4 = Cl+2KCl +2MnCl2 + 8H2O.

Бром, содержащийся в морской воде и буровых водах в виде бромидов, извлекают путем обработки реакционной смеси хлором при рН=3.5, чтобы избежать образования солей оксокислот брома.

Аналогичным образом из буровых вод и золы, образующейся при сгорании морских водорослей, выделяют иод.

В лаборатории бром и иод получают взаимодействием галогенидов с окислителем (MnO2) в кислой среде, например:

MnO2 + 2H2SO4 + 2KI = I2 + MnSO4 + 2H2O + K2SO4..

Образующийся иод экстрагируют или отделяют перегонкой с водяным паром.

IV. Закрепление: Тест. Задания выполняются на листе индивидуальной работы \ тестовая проверка знаний по теме “галогены” с использованием компьютера

V. Домашнее задание.  &19,

                          Тест по теме: Галогены

1) Что общего в строении атомов галогенов:

1) радиус атома 2)заряд ядра 3)число электронов на внешнем слое

2) Как изменяется электроотрицательность в группе: F-Cl-Br-I

1) Уменьшается, 2)Увеличивается,

3)не изменяется.

3) Галогены являются:

1) окислителями 2)восстановителями 3)переходными элементами

4) Какими из попарно взятых веществ можно воспользоваться для получения хлороводорода:

1) NaCl (ТВ) и H2SO4 (р-р)

2) NaCl (р-р) и H2SO4 (р-р)

3) NaCl (ТВ) и H2SO4 (конц)

5) Формула хлорноватистой кислоты:

1) HClO   2) HClO2  3) HClO3

 

6) Степень окисления хлора в хлорной кислоте:

1 ) + 5,       2) +6,     3) +7

 

7) Различить галогеноводородные кислоты и их соли
можно с помощью одного реактива:

 

1)  КСl,    2)АgNO3 , 3) ВаSO4

 

 

 

8) Назовите жидкий галоген:

1) Хлор, 2) Йод, 3) Бром

9) Хлор может вступать в реакцию с:

1) Н2О, 2) N2     3)O2

 Таблица ответов

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вариант ответа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Урок химии 9 класс по теме: «

Урок химии 9 класс по теме: «

Соли: Фториды. Хлориды, Йодиды

Соли: Фториды. Хлориды, Йодиды

NaCl с диафрагмой, разделяющей катодное и анодное пространства: 2

NaCl с диафрагмой, разделяющей катодное и анодное пространства: 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020