Тема урока: Молекулы и атомы. Атомно-молекулярное учение
Цели урока:
Образовательные: сформировать знания учащихся об основных положениях атомно – молекулярного учении;
Развивающие: развить наблюдательность, развить умение прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развить информационную культуру и логическое мышление учащихся.
Воспитательные: воспитать чувство патриотизма к Родине и русским ученым, таким как М. В. Ломоносов, который внес значимый вклад в развитие мировой науки.
Тезисы урока
Этап |
Задача |
Основное содержание (деятельность учителя) |
Ожидаемый результат (деятельность учащихся) |
1 1 мин |
Подготовка учащихся к работе на занятии |
Объявление темы и целей урока |
Быстрое включение учащихся в работу |
2 12 мин |
Актуализация опорных ЗУН |
Вопросы к учащимся: · что изучает химия · что такое физическое тело · что такое вещество · физические явления · химические явления · как называется определенный вид атомов · как можно записать атом или молекулу |
Учащиеся дают определения названным понятиям |
3 12 мин |
Знакомство с историей развития АМУ |
Основы атомно-молекулярного учения впервые были изложены Ломоносовым в так называемой корпускулярной теории строения вещества. Согласно представлениям Ломоносова, все вещества состоят из мельчайших «нечувствительных» частичек, физически неделимых и обладающих способностью взаимного сцепления. Более мелкие «элементы» (атомы), а более крупные - «корпускулы» (молекулы). Каждая корпускула имеет тот же состав, что и все вещество. Химически разные вещества имеют и разные по составу корпускулы. Существуют корпускулы однородные и разнородные. Причиной различия веществ Ломоносов считал не только различие в составе корпускул, но и различное расположение элементов в корпускуле. Ломоносов подчеркнул, что корпускулы движутся согласно законам механики и сталкиваясь друг с другом изменяются. Поэтому химические превращения должны изучаться не только методами химии, но и методами физики и математики. С тех пор прошло более 200 лет, когда жил и работал Ломоносов, его идеи о строении вещества прошли всестороннюю проверку, и их справедливость была полностью подтверждена. Основные положения АМУ: 1.Существуют вещества с молекулярным и немолекулярным строением. 2.Между молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния вещества и температуры. Наибольшие расстояния имеются между молекулами газов. Этим объясняется их легкая сжимаемость. Труднее сжимаются жидкости, где промежутки между молекулами значительно меньше. В твердых веществах промежутки еще меньше, поэтому они почти не сжимаются. 3.Молекулы находятся в непрерывном движении. Скорость движения молекул зависит от температуры, чем выше температура, тем выше скорость движения молекул. 4.Между молекулами существуют силы взаимного притяжения и отталкивания. В наибольшей степени эти силы выражены в твердых веществах, в наименьшей – в газах. 5.Атомы одного вида отличаются от атомов другого вида массой и свойствами. 6.При физических явлениях молекулы сохраняются, а при химических, как правило, разрушаются. 7.У веществ с молекулярным строением в твердом состоянии в узлах кристаллических решеток находятся молекулы. Связи между молекул слабые и при нагревании разрушаются. Поэтому вещества с молекулярным строением имеют низкие температуры плавления. 8.У веществ с немолекулярным строением в узлах кристаллических решеток находятся атомы или другие частицы. Между этими частицами существуют сильные химические связи, для разрушения которых потребуется много энергии. Поэтому эти вещества имеют высокие температуры плавления. |
Выстраивание общей картины развития АМУ |
4 7 мин |
Закрепление полученных в новых условиях знаний |
Вопрос к учащимся · назовите основные положения АМУ Основные положения атомно-молекулярного учения • Вещества состоят из атомов и молекул • Молекулы в химических реакциях разрушаются • Атомы в химических реакциях сохраняются • Атомы разных химических элементов отличаются друг от друга размером, массой и другими свойствами • Молекулы и атомы находятся в непрерывном движении • Между молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния вещества |
Учащиеся выстраивают пирамиду из положений |
5 4 мин |
Рефлексия и подведение итогов занятия |
Вопрос к учащимся · что АМУ помогает объяснить |
Свободные высказывания учащихся по теме занятия |
6 4 мин |
Информация о домашнем задании Рефлексия |
§4 ,13 в.1-10 с.25 |
Позитивное настроение учащихся |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.