урок химии по теме : "Молекулы и атомы" 8 кл

  • docx
  • 11.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5.Молекулы и атомы 8 кл.docx

Тема урока: Молекулы и атомы. Атомно-молекулярное учение

Цели урока:

Образовательные: сформировать знания учащихся об основных положениях атомно – молекулярного учении;

Развивающие: развить наблюдательность, развить умение прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развить информационную культуру и логическое мышление учащихся.

Воспитательные: воспитать чувство патриотизма к Родине и русским ученым, таким как М. В. Ломоносов, который внес значимый вклад в развитие мировой науки.

Тезисы урока

Этап

Задача

Основное содержание

(деятельность учителя)

Ожидаемый результат

(деятельность учащихся)

1

1 мин

Подготовка учащихся к работе на занятии

Объявление темы и целей урока

Быстрое включение учащихся в работу

2

12 мин

Актуализация опорных ЗУН

Вопросы к учащимся:

·         что изучает химия

·         что такое физическое тело

·         что такое вещество

·         физические явления

·         химические явления

·         как называется определенный вид атомов

·         как можно записать атом или молекулу

Учащиеся дают определения названным понятиям

3

12 мин

Знакомство с историей развития АМУ

Основы атомно-молекулярного учения впервые были изложены Ломоносовым в так называемой корпускулярной теории строения вещества.

Согласно представлениям Ломоносова, все вещества состоят из мельчайших «нечувствительных»  частичек, физически неделимых и обладающих способностью взаимного сцепления. Более мелкие «элементы» (атомы), а более крупные - «корпускулы» (молекулы). Каждая корпускула имеет тот же состав, что и все вещество. Химически разные вещества имеют и разные по составу корпускулы. Существуют корпускулы однородные и разнородные. Причиной различия веществ Ломоносов считал не только различие в составе корпускул, но и различное расположение элементов в корпускуле.

Ломоносов подчеркнул, что корпускулы движутся согласно законам механики и сталкиваясь друг с другом изменяются. Поэтому химические превращения должны изучаться не только методами химии, но и методами физики и математики.

С тех пор прошло более 200 лет, когда жил и работал Ломоносов, его идеи о строении вещества прошли всестороннюю проверку, и их справедливость была полностью подтверждена.

Основные положения АМУ:

1.Существуют вещества с молекулярным и немолекулярным строением.

2.Между молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния вещества и температуры. Наибольшие расстояния имеются между молекулами газов. Этим объясняется их легкая сжимаемость. Труднее сжимаются жидкости, где промежутки между молекулами значительно меньше. В твердых веществах промежутки еще меньше, поэтому они почти не сжимаются.

3.Молекулы находятся в непрерывном движении. Скорость движения молекул зависит от температуры, чем выше температура, тем выше скорость движения молекул.

4.Между молекулами существуют силы взаимного притяжения и отталкивания. В наибольшей степени эти силы выражены в твердых веществах, в наименьшей – в газах.

5.Атомы одного вида отличаются от атомов другого вида массой и свойствами.   

6.При физических явлениях молекулы сохраняются, а при химических, как правило, разрушаются.

7.У веществ с молекулярным строением в твердом состоянии в узлах кристаллических решеток находятся молекулы. Связи между молекул слабые и при нагревании разрушаются. Поэтому вещества с молекулярным строением имеют низкие температуры плавления.

8.У веществ с немолекулярным строением в узлах кристаллических решеток находятся атомы или другие частицы. Между этими частицами существуют сильные химические связи, для разрушения которых потребуется много энергии. Поэтому эти вещества имеют высокие температуры плавления.

Выстраивание общей картины развития АМУ

4

7 мин

Закрепление полученных в новых условиях знаний

Вопрос к учащимся

·         назовите основные положения АМУ

Основные положения атомно-молекулярного учения

      Вещества состоят из атомов и молекул

      Молекулы в химических реакциях   разрушаются

      Атомы в химических реакциях сохраняются

      Атомы разных химических элементов отличаются друг от друга размером, массой и другими свойствами

      Молекулы и атомы находятся в непрерывном движении

      Между молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния вещества

 

 

 

Учащиеся выстраивают пирамиду из положений

5

4 мин

Рефлексия и подведение итогов занятия

Вопрос к учащимся

·         что АМУ помогает объяснить

Свободные высказывания учащихся по теме занятия

6

4 мин

Информация о домашнем задании

Рефлексия

§4 ,13 в.1-10 с.25

Позитивное настроение учащихся