Урок химии в 8 классе
Химические реакции
Учитель химии Смирнова Л.А.
Тип урока: приобретение новых знаний.
Вид урока: беседа с демонстрацией опытов.
Цели:
Обучающие - повторить отличия химических явлений от физических. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций.
Развивающие - развивать умения, опираясь на знание химии, ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы, обобщать.
Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, воспитывать культуру общения через индивидуальную работу «ученик-учитель», а также наблюдательность, внимание, инициативу.
Методы и методические приемы: беседа, демонстрация опытов; составление схемы, тестирование,
Оборудование и реактивы. Лабораторный штатив с пробирками, химические стаканы, парафин, спиртовка, спички, растворы хлорида железа FeCl3, роданида калия KNCS, медного купороса (сульфат меди) CuSO4, гидрооксида натрия NaOH, карбоната натрия Na2CO3, соляной кислоты HCl,
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: «Познание, – как говорил Аристотель, – начинается с удивления». Я бы еще добавила: «С увлечения». С чего начинается увлечение химией – наукой, полной удивительных загадок, непонятных явлений? Очень часто – с химических опытов, которые сопровождаются красивыми эффектами, чудесами. Чтобы разгадать эти чудеса, надо изучить теорию. Сегодня на уроке мы с вами начнем знакомиться с химическими реакциями, условиями протекания.
2. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос.
Перед изучением нового материала, давайте ответим на вопросы. Мы знаем, что с телами и веществами происходят различные изменения, которые называются явлениями. • На какие группы делят эти явления? (Явления, с помощью которых происходят изменения с телами и веществами делят на две группы: физические и химические )
• Назовите способы получения чистых веществ, к каким явлениям они относятся? (Многие способы получения чистых веществ, по сути, являются физическими явлениями. К ним относят фильтрование (очистка питьевой воды), дистилляцию или перегонку (для получения чистых жидких или газообразных веществ, например, для получения нефтепродуктов, отдельных составных частей воздуха) выпаривание (для получения твердых веществ из растворов, например, поваренной соли), отстаивание.)
• Какие процессы позволяют воде переходить из одного агрегатного состояния в другое?(Процесс перехода твердого вещества в жидкое состояние называется плавлением, жидкого в газообразное – испарением, переход газа в жидкость – конденсацией, жидкости в твердое – кристаллизацией.)
• Давайте вспомним, что изучает химия? (Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.)
• Какие явления или реакции называются химическими? (Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называются химическими явлениями или химическими реакциями.)
3. Изучение нового материала
(Во время объяснения нового материала учащиеся делают записи в тетрадь)
В отличие от физических явлений при химических явлениях, или химических реакциях, происходит превращение одних веществ в другие, образуются новые вещества, обладающие другими свойствами. Об этом можно судить по внешним признакам. Эти признаки называются признаками химических реакций. Для того чтобы познакомить вас с химическими реакциями, я проведу ряд демонстрационных опытов. Вам нужно определить признаки, по которым можно сказать, что произошла химическая реакция. Обратите внимание на то, какие условия необходимы для протекания этих химических реакций.
Демонстрационный опыт №1
Учитель. К раствору гидроксида калия добавлю фенолфталеин. Он стал малиновым. А теперь добавлю раствор кислоты. Демонстрация опыта. Малиновая окраска исчезла, значит гидроксида калия больше нет, произошла химическая реакция. Реакция сопровождается изменением окраски.
Демонстрационный опыт №2
Учитель. В пробирку нальём 2 мл медного купороса, добавим немного раствора гидрооксида натрия. CuSO4 + 2 NaOH = Cu (OH)2↓ +Na2SO4 Выпадает осадок голубого цвета Cu (OH)2↓
Демонстрационный опыт №3
Учитель. К полученному раствору Cu (OH)2↓добавить раствор кислоты HCl
Cu (OH)2↓ + 2 HCl = CuCl2 +2 HOH Осадок растворяется.
Лабораторный опыт №4
Учитель. В пробирку с раствором карбоната натрия прильём раствор соляной кислоты HCL. Na2CO3 +2 HCl = 2 NaCl + H2O + CO2↑ Ученик. Выделяется газ.
Демонстрационный опыт № 5
Учитель. Подожжем спиртовку, а на пламя посыпаем немного порошка магния. Видны вспышки, так как образуется оксид магния. Mg +O2 =2MgO Ученик. Выделяется тепло и свет.
Учитель: Последнее явление относится к химическому, так как выделяется свет.
Учитель дает определение реакциям горения:
Реакции, протекающие с выделением теплоты и света, называют реакциями горения.
Реакции горения – это частный случай большой группы химических реакций, протекающих с выделением теплоты. В химии встречаются реакции, которые происходят с поглощением теплоты. У таких реакций есть тоже свои названия.
Реакции, протекающие с выделением кислоты, называются экзотермическими.
Реакции, протекающие с поглощением теплоты – эндотермическими. Учитель: В заключение рассмотрим, какие условия должны выполняться, чтобы произошла химическая реакция. Вспомните, что мы делали с веществами, когда проделывали опыты? Вещества для реакции смешивали, некоторые даже измельчали. Вещества, которые вступают в химическую реакцию, должны находиться в контакте. Для быстроты прохождения химической реакции вещества измельчают или растворяют.И чаще всего, чтобы произошла химическая реакция необходимо нагревание веществ до определенной температуры
Некоторые химические реакции протекают под действием электрического тока, света.
Учащиеся записывают условия химических реакций.
4. Закрепление изученного материала
Учитель: Химия – наука экспериментальная, эксперимент учит на практике проверять свои выводы. Ломоносов говорил: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».
5. Домашнее задание
Приведите примеры химических явлений, которые встречаются в домашнем хозяйстве, в природе.§ 27, упр. 2,3 с.160
6. Рефлексия
Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
7. Заключительная часть
Учитель подводит итоги урока, анализируя полученные результаты. Выставляет оценки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.