Урок химии по теме «Реакции соединения» 8 класс
Цель урока: изучить реакции соединения как один из типов реакции по числу и составу веществ
Задачи урока:
образовательная: дать характеристику реакциям соединения по числу и составу веществ;
развивающая: продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций;
воспитательная: продолжить работу по формированию навыков общения работать в группе, аккуратного и правильного обращения с оборудованием и реактивами.
Оборудование и реактивы: сахароза, медная проволока, оксид лития, оксид фосфора(v), фенолфталеин, синий лакмус, тигельные щипцы, спиртовка, спички, ступка с пестиком, стакан с водой, стеклянная палочка, ложечка для сжигания веществ.
Домашнее задание: §30, выучить определение, упр.№1 (письм.), №5 (устно).
Тип урока – комбинированный.
Методы обучения – проблемное обучение, исследование в ходе выполнения химического эксперимента.
Формы обучения – индивидуальная, групповая.
Средства обучения – химическое оборудование и реактивы.
Структура учебного процесса на уроке
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
1. Повторение пройденного |
Создание положительной мотивации учения, актуализация необходимых знаний и умений |
Вовлеченность учащихся в обсуждение, установление связи с изученным ранее |
2. Изучение нового материала |
Организация восприятия, исследовательской деятельности в ходе выполнения химического эксперимента, управление процессом осознания, обобщения знаний |
Практическая деятельность в группах по решению познавательных экспериментальных задач, понимание причинно-следственных связей, приобретение умений и навыков |
3. Закрепление изученного |
Диагностика обученности и развития учащихся |
Само и взаимоконтроль, рефлексия |
Ход урока:
Организационный момент. Проверка наличия принадлежностей у учащихся, выполнения домашнего задания к уроку.
Выполнение одним из учащихся на доске домашнего задания №1 §27.
Другой ученик составляет уравнения химических реакций, например, горение алюминия, нагревание карбоната кальция с образованием оксида кальция и оксида углерода(IV).
Уважаемые ребята, расскажите, что вы знаете о сахаре.о физических свойствах, применении сахара.
Один ученик растирает кристаллы сахарозы в ступке, другой растворяет в воде, третий плавит в ложечке для сжигания веществ. Ученики поясняют и доказывают, что они проделали физические явления с сахарозой.
Какое химическое явление можно провести с сахарозой? Ученики высказывают свое мнение (например, добавить какой-либо реактив). Предложить одному из учеников сжечь сахар. Делают выводы о сущности химических реакций.
Фронтальный опрос.
1) Какие явления называются химическими?
2) Перечислите пять признаков химических реакций.
3) Какие существуют условия возникновения и течения химических реакций?
4) Приведите примеры химических взаимодействий и признаков их протекания.
Проверка выполненных заданий у доски и выставление отметок учащимся.
1) Предлагаю провести химические реакции с веществами, используя оборудование и определить данную группу реакций к одному из типов по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции. Работа в группах. Провести инструктаж по технике безопасности перед началом работы учащихся в группах. Учитель наблюдает за работой учащихся, оказывает им помощь в случае затруднений.
Задание 1 группе учащихся
Проведите опыт. Горение меди.
Соблюдайте правила техники безопасности!
Возьмите медную проволоку, зажмите ее в тигельных щипцах, зажгите спиртовку и внесите проволоку в пламя спиртовки. Наблюдайте. Отметьте цвет пламени. После прокаливания проволоки обратите внимание на цвет медной проволоки вместе прокаливания.
Сколько веществ вступило в реакцию, какие вещества прореагировали?
Какие вещества по составу вступили в реакцию?
Напишите уравнение реакции.
Сколько веществ получилось в результате реакции?
Каков состав продукта реакции?
Задание 2 группе учащихся
Проведите опыт. Взаимодействие оксида лития с водой.
Соблюдайте правила техники безопасности!
В пробирку с оксидом лития добавьте один миллилитр воды. Пробирку встряхните. Наблюдайте. Подтвердите образование продукта реакции добавлением 1-2 капель фенолфталеина. Наблюдайте.
Сколько веществ вступило в реакцию, какие вещества прореагировали?
Какие вещества по составу вступили в реакцию?
Напишите уравнение реакции.
Сколько веществ получилось в результате реакции?
Каков состав продукта реакции?
Задание 3 группе учащихся
Проведите опыт. Взаимодействие оксида фосфора(v) с водой.
Соблюдайте правила техники безопасности!
В пробирку с оксидом фосфора добавьте один миллилитр воды. Пробирку встряхните. Наблюдайте. Подтвердите образование продукта реакции добавлением 1-2 капель синего лакмуса. Наблюдайте.
Сколько веществ вступило в реакцию, какие вещества прореагировали?
Какие вещества по составу вступили в реакцию?
Напишите уравнение реакции.
Сколько веществ получилось в результате реакции?
Каков состав продукта реакции?
2) Обсуждение результатов работы учащихся в группах. Представитель от каждой группы учащихся у доски рассказывает о проделанном опыте и его результатах. Ученики заполняют на доске таблицу на основе полученных результатов. Оценивание ответов учащихся и всей работы группы в целом.
Ребята, как вы предполагаете, как можно было бы назвать данную группу реакций?
Учащиеся предполагают – реакции сложения. Учитель уточняет – реакции соединения и дает определение реакциям соединения, дописывает на доске название таблицы.
3) Работа учащихся в тетради по заполнению таблицы «Характеристика реакций соединения» после обсуждений.
«Характеристика реакций соединения»
Число и состав реагирующих веществ |
Число и состав продуктов реакции |
Примеры реакций |
Схема процесса |
Несколько простых или сложных веществ |
Одно сложное вещество |
2Cu + O2= 2CuO Li2O + H2O= 2LiOH P2O5 + 3H2O= 2H3PO4
|
A + B = AB AB + BC = ABC A + BC = ABC |
А.Фронтальный опрос.
1) Какие реакции называются реакциями соединения?
2) Сколько веществ вступает в реакцию соединения?
3) Какие вещества по составу вступают в реакцию соединения?
4)Сколько веществ получается в результате реакции соединения?
5) Каков состав продукта реакции соединения?
Б. Найдите из предложенных уравнений реакции соединения и расставьте в них коэффициенты. Работа учащихся у доски, оценивание.
А) P + O2 = P2O5
Б) Na + H2O = NaOH + H2
В) NO + O2 = N O2
Г) HgO = Hg + O2
Д) S + O2= S O2
Е) S O2 + O2= SO3
Ж) Mg + HCL = MgCL2 + H2
З) Mg + O2 = MgO
И) H2 O2 = H2 + O2
К) BaO + H2O = Ba(OH)2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.